Модульный урок "Фразеологизмы – мудрость народа"

Разделы: Русский язык


Программа В. В. Бабайцевой

Учебный комплекс под ред. В. В. Бабайцевой: Русский язык. Теория. Практика.

Тема: Фразеологизмы. Обобщение изученного.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма обучения – практикум.

Элементы личностно-ориентированной технологии, используемые на уроке: технология дифференцированного обучения, модульная, информационно-коммуникационная технология.

ЦОР: мультимедийный учебный комплекс “Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии” авторы: Т.М. Чачина, А.А. Денисова, А.Д. Гарцов), Ч.1. Русская фразеология.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по фразеологии как разделе науки о языке, сформировать умения различать фразеологизмы по виду, по структуре, определять фразеологизмы – синонимы, антонимы, омонимы, употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения.

Задачи:

  • Добиваться от учащихся понимания основных свойств фразеологизмов, умения опознавать их.
  • Обогащать словарный запас учеников путём усвоения фразеологизмов.
  • Воспитывать у учащихся уважение к родному языку через постижение его национальной специфики – фразеологизмов.

Планируемые результаты:

Базовый уровень (слабые ученики) – умение отличать фразеологизмы от свободных (обычных) словосочетаний, знать о значении, происхождении фразеологизмов, пояснять их значения в речи, использовать в собственной письменной и устной речи.

Средний уровень (средние ученики) – умение отличать фразеологизмы от свободных (обычных) словосочетаний, знать о значении, происхождении фразеологизмов, выявлять отличительные признаки по составу, выявлять антонимию, синонимию, омонимию фразеологизмов, пояснять их значения в речи, использовать в собственной письменной и устной речи.

Повышенный уровень (сильные ученики) – умение давать полную характеристику фразеологизмам, делать выводы о роли фразеологизмов в речи, использовать их в собственной письменной и устной речи.

Технологическая карта урока (приложение 1)

Ход урока

Слово учителя

Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “идиотизмами”,российскими пословиями”, предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Вопрос: что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрипя сердце, обвести вокруг пальца.

Слово учителя

“Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится” – говорят в народе. И действительно, каждое выражение, ставши крылатой фразой, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

– Ребята, вам хочется узнать, откуда фразеологизмы входят в нашу речь? Почему мы говорим “рог изобилия”, “бить баклуши”, “крокодиловы слёзы”?

УЭ 1

Проверка домашнего задания. Ученики к уроку должны были подготовить сообщения о происхождении фразеологических оборотов, используя разные  словари и пособия.

УЗ 2

Повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов

Лексическая разминка (теория по теме)

УЭ 3

Строение и значение фразеологизмов (читает учитель)

1. Цифровой диктант (взаимопроверка зелёным стержнем), на интерактивной доске заполнить линейку

1 – Ф, 2 – СС – на доске записано

1.Ни днём, ни ночью гости не приехали. 2. Нам не давали покоя ни днем ни ночью. 3. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. 4. Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына. 5. Пудель продолжал стоять на задних лапках. 6. Они трудились не разгибая спины до самого вечера.

2, 1, 1, 1, 2, 1

2. Индивидуальная работа учащихся по индивидуальным программам

Форма контроля: самопроверка

Уровень А  

Впишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните свой выбор.

Держать

востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь

очки (розовые, темные)

С

нос (голубиный, гулькин)

Делать из

слона (комара, мухи)

Не в своей

(чашке, тарелке)

Уровень В  

Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить,  сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

Уровень С

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось?

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Оля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

3. Работа по рядам. Фразеологический конструктор.

Составь фразеологизм (взаимопроверка, ставят в тетрадь плюс за правильный ответ)

1-й ряд:

  • принять сидячее положение;
  • предлог;
  • часть тела, соединяющая голову с туловищем (сесть на голову)

2-й ряд:

  • водное пространство;
  • предлог;
  • часть тела на ноге (море по колено).

3-й ряд:

  • передвигать к себе;
  • домашнее животное (ласковое);
  • предлог;
  • часть тела, которой виляет кот (держать кота за хвост)

УЭ 4

Лингвистическая разминка

1. Загадки – складки

1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольёшь)

2. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)

3. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, …(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши… (вянут).

2. Подбор ф. к картинкам

УЭ 5

Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов

1. Теория

2. Подбор синонимов, антонимов к фразеологизмам

3. Комплексная работа (по вариантам, проверка по ключу)

Подчеркните в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?

О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

1 вариант

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает.

2 вариант

И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну)

УЭ 6

Тест 3 варианта индивидуальная работа (Проверка по мультимедийному учебному комплексу)

УЭ 7

Итог урока. Рефлексия. Синквейн.

– Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах?

– Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа?

– Чем могут различаться фразеологизмы-синонимы?

– Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?

– С какой целью используются фразеологизмы в художественной литературе?

– Какова роль фразеологизмов в языке?

УЭ 8 Домашнее задание.

– Составьте рассказ о дружной работе, используя следующие фразеологизмы: вносить предложение, выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым делом, не покладая рук, рука об руку.

Приложения к уроку