Лексические и грамматические признаки существительного

Разделы: Русский язык


Цель:

Образовательная:

  • закрепление знаний об имени существительном ,отработка навыков грамотного письма; выделять существительное по ряду признаков;

Развивающая:

  • развивать абстрактное мышление, психический процесс обобщения через определение грамматических категорий имени существительного;
  • развитие речи учащихся, орфографической грамотности;

Воспитательная:

  • воспитывать умение отстаивать своё мнение, доказывать ;
  • воспитание ответственности за выполняемое дело;
  • прививать любовь к предмету;

Коррекционная:

  • корректировать речь учащихся;
  • отрабатывать умения полученных знаний по теме;
  • создание психологического комфорта на уроке;
  • предупреждение учебной перегрузки;

Тип урока: обобщение

Оборудование: магнитная доска, домики-памятки, приложения

Ход урока

1. Организация класса (проверка готовности к уроку)

2. Запись даты, письмо.

жш, зс, бп, гк, дт

- Что это за буквы? Почему они "взялись за руки"?

3. Орфографическая пятиминутка

а) Диктант

Дорожка,сапожки,ромашка,книжка,крышка,пташка,варежка,ложка,застёжка,кружка.

Задание: Запишите слова в 2 столбика. В первый те, что пишутся с буквой Ж, во второй - с буквой Ш.

б) Проверка(один из уч-ся зачитывает слова первого столбика; дети, согласные с отвечающим, показывают сигнал "+", образованный из перекрещения карандаша и авторучки; дети не согласные ,показывают сигнал "-" и доказывают свою правоту или убеждаются в том, что ими допущена ошибка.

Также зачитываются слова из второго столбика.

г) Итог

Оцените сами свой диктант в сравнении с предыдущим на эти же парные согласные.

4. Сообщение темы урока.

- Ребята, вы записывали слова и делили их на две группы в зависимости от букв в середине. А в каком подъезде большого дома "Речь" будут жить эти слова? (Приложение 1)

- Почему все слова, что мы записали, являются именами сущ-ми? (Дети по разному обосновывают свои ответы: по вопросу, по ЛЗ)

- Сегодня имена существительные переезжают в отдельный дом. А вы им в этом поможете, вспомните всё, что знаете об имени существительном.

У существительных новоселье, а нам предстоит подготовить дом, какие слова нашей речи - могут жить в этом домике.(обращение к дому Приложение 1; у детей на партах уже лежат домики-памятки - Приложение 2)

- Для того, чтобы войти в домик, слово должно подняться по ступенькам, открыть дверь и, войдя внутрь ,выглянуть в каждое окошко.

Только тогда его можно назвать существительным.

5. Обобщение знаний об имени существительном.

а) Толкование термина ЛЗ

- Как вы понимаете слово существительное? Подберите родственные слова.(Дети с помощью учителя выходят на слова существует, существо)

- Это то, что имеет суть. Когда древние люди начинали говорить, то первоначально у них возникала необходимость называть то, что их окружает: предметы. Напишем на крыше домика ПРЕДМЕТ. Слова, которые обозначают предметы, которые вас окружают, являются, без сомнения, имени существительными. Назовите такие слова (называют)

б) Постановка вопроса к слову.

Отгадайте загадку.

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
И машинам помогаю.
И вам хочу помочь. (светофор)

(На магнитной доске - Приложение 3)

- Как вы понимаете, что такое светофор?

- Что вы о нём знаете?

- К какой части речи относится слово светофор (записывается на доске и в тетради)

- Что обозначает?

- Ребята, скажите, а кто такой инспектор?(самый главный человек на улице, регулирующий движение - Приложение 4)

Запись слова инспектор на доске и в тетради.

- На какой вопрос отвечает слово инспектор?

- На какие группы можно разделить картинки (светофор, инспектор на магнитной доске)

- На какой вопрос отвечает слово, обозначающее предмет первый? второй?

- Для того, чтобы подняться на ступени домика, слово должно ответить на один из вопросов: кто? что? Давайте запишем их на ступеньках дома.

- Назовите по одному слову с вопросом кто? что?

в)Род имени существительного.

-Продолжим наблюдения за словами .Учёные тоже ведут наблюдения. Вот что они заметили: слово-существительное можно разделить на 3 группы. Оно родилось таким: женского, среднего или мужского рода. Только имея род, слово может войти в дверь домика. Запишем это на дверях .Это будут ручки.

  • Ж.р.
  • М.р.
  • Ср.р.

- За какую из ручек откроют дверь ваши слова? (Каждый "впускает"своё слово в домик)

Физминутка

г) Изменение существительного по числам.

- Ваше слово попало в дом и поглядывает в окна. Выглянет в одну створку-там (показываю 1 предмет) карандаш. Выглянет в другую створку и уже (показывается много предметов)карандаши.

- Что происходит с существительными?

- Запишем в первое окошечко. (Приложение 5)

- Пусть ваше существительное выглянет в одну и в другу створку.(изменяют свои слова)

д) Наблюдение за ролью имён существительных в предложении.

На доске записаны слова: столе, на, карандаш, лежит.

- Всё ли понятно в предложении?

- Какое задание можно предложить?

- Запишите предложение. Разберите по членам. Найдите существительные.

- Какими членами в предложении они могут быть?

6. Упражнение в определении всех грамматических признаков имени существительного.

Изучая дальше эту часть речи, мы будем заполнять окошечки. А сейчас каждый из вас получит слово и подумает, будет ли оно называться именем существительным, т.е. жить в домике?(карточки-слова; Приложение 6)

- Называйте своё слово и рассказывайте ,смогли ли вы "завести" его в домик .Все слушают и соглашаются, показывая "+", или не соглашаются знаком "-" .

7. Итог

- Когда же слово можно с уверенностью назвать существительным? Обращение к домику, который приобрёл вид (Приложение 7)

8. Д/з

  • oзнакомиться с правилом на стр.191
  • составить и записать предложение о море.
  • упр №474 (выборочно)