Программа занятий "Уроки сказок"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

“Сказка – это зёрнышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений”.

В.А. Сухомлинский.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о трудолюбии и ленивости, о честности и лжи, о храбрости и трусости, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребёнка неоценима. Строятся эти сказки по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Ценители русского слова такие как, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

Работая в детском доме, я столкнулась, что все дети с разными судьбами и характерами, поэтому к каждому из них нужно найти свой ключик, чтобы детское сердце отогрелось и появилось желание познавать, трудиться, двигаться вперёд. Одной из основных функций воспитателя детского дома является помощь личностному развитию ребёнка. Отягощённая наследственность детей, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в их развитии.

А сказка – одно из немногих средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказки незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

Русские народные сказки являются одним из средств нравственного воспитания, а закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Помочь ребёнку понять это нужно пока они не выросли, верят нам и прислушиваются к нашим словам. Всё это определило выбор мною темы для углубленной работы: “Сказка в системе нравственного воспитания”.

Цели программы

  1. Содействие общему развитию детей.

  2. Осуществление коррекции нарушений эмоционально– волевой и поведенческой сферы детей, связанной с содержанием русской сказки.

  3. Содействие социальной адаптации детей, введение их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки.

Задачи программы

  1. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

  2. Развивать творческую активность детей, память, речь, эстетический вкус.

  3. Учить усвоению и проявлению детьми нравственных категории: добро-зло, послушание-непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость, правилам доброй, совестливой жизни.

  4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия, заботливости.

  5. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

  6. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, привычку заниматься делом, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Принципы

  1. Общедидактические (активность, сознательность, последовательность…)
  2. Принцип психологической комфортности.
  3. Принцип взаимосвязи обучения и развития.

Структура программы

Занятия программы предполагают использование:

– Русских, народных и авторских сказок.

– Малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок.

– Художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепка, аппликация.

– Игры с элементами драматизации, театрализации, дидактические, на общение и развитие коллектива.

– Образное восприятие: иллюстративный материал к портретам А.С. Пушкина, В.М. Васнецова, книжные иллюстрации, репродукции картин В.М. Васнецова, образные и дидактические игрушки.

– Важную роль в программе играет музыкальная часть: слушание и просмотр сказок помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки.

Адресность программы

Программа направлена на разновозрастную группу детей 5-11 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на девять часов. Занятия проводятся один раз в неделю, цикл занятий рассчитан на полтора месяца, продолжительность занятий 25-40 минут. Занятия, возможно, использовать как полностью, так и вычленить отдельную часть, допускается творческая интерпретация, увеличение временного отрезка на занятии.

Формы работы

Предлагаемые занятия построены в чётко указанной форме:

– Беседы с выяснением основной идеи.

– Чтение и обсуждение содержания сказки.

– Работа с пословицами и поговорками.

– Рассматривание иллюстраций, репродукций, портретов.

– Игры с элементами драматизации, театрализации, дидактические, на общение и развитие коллектива.

– Просмотр и обсуждение сказки, слушание и обсуждение сказки с использованием технических средств.

– Творческая деятельность: рисование, аппликация.

Средства обучения

– Иллюстративный материал: репродукции картин В.М. Васнецова, портреты А.С. Пушкина, В.М. Васнецова, книжные иллюстрации.

– Видео материал, аудио материал.

– Устное народное творчество: сказки, пословицы, поговорки, загадки.

Формы подведения итогов

На первом занятии целесообразно провести анкету “Мой любимый герой сказки”. Если результат анкетирования вас не порадовал, то эту же анкету необходимо провести в конце изучаемого цикла. Что поможет вам выяснить решена ли та цель, которую вы перед собой поставили. Анкета охватывает познавательную и личностную сферу развития, а также поведенческую характеристику детей. Педагог отслеживает, ответы детей об эмоциональных предпочтениях, внутреннем мире.

Диагностику “Нравственные качества личности воспитанников” целесообразно провести в конце цикла занятий. Диагностика направлена на то, как дети самостоятельно оценят свои нравственные качества. Опрос формирует самоанализ, самооценку своих возможностей.

Диагностика “Уровень воспитанности детей” проводится педагогом в конце цикла занятий. Диагностика направлена на выявление уровня воспитанности детей (заполнение возможно только воспитателем).

Содержание программы

Занятие: “Страна хорошего характера”

Должны знать:

О собственных качествах характера и качествах сверстников. Понять важность нравственных поступков.

Предполагаемый результат:

Научатся анализировать, свободно обсуждать, высказывать собственное мнение. Выбор жизненных ситуаций с позиции нравственных норм, ответственности за свои поступки. Стремление к самопознанию.

Занятие: “Репка”

Должны знать:

Делать дело вместе, дружно, слаженно. Уметь откликнуться на просьбу, принимать помощь даже самую малую.

Предполагаемый результат:

Сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству. Поймут что, при выполнении общего дела необходимо сотрудничество.

Занятие: “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

Должны знать:

О важности послушания непослушания и отрицательных последствиях. В трудных ситуациях помогает взаимная любовь, заботливость, терпение. Быть осторожными и осмотрительными, делать выводы.

Предполагаемый результат:

Научатся делать выбор в сложных жизненных ситуациях с учётом интересов других людей. Ответственности за свои поступки, прислушиваться к мнению окружающих.

Занятие: “Кот и петух”

Должны знать:

“Друг познаётся в беде”. Необходимо помогать друг другу, быть дружными, внимательными и осмотрительными. Непослушание причина бед.

Предполагаемый результат:

Научатся ценить настоящую, верную дружбу через готовность прийти на помощь, прислушиваться, прощать. Понимать, что вместе легче справиться с бедой или сложным делом.

Занятие: “Лисичка– сестричка и волк”

Должны знать:

Что есть плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам. Быть осмотрительными и осторожными.

Предполагаемый результат:

Научатся адекватно оценивать поступки. Делать выбор в жизненных ситуациях, не попадать впросак.

Занятие: “Сказка о рыбаке и рыбке”

Должны знать:

О таких качествах характера как: сострадание, сочувствие к поступкам одних героев и неприятие поступков других. Старуха – грубая, своевольная, злая, жестокая. Старик – покладистый, смиренный.

Предполагаемый результат:

Научатся анализировать поступки героев, свободно обсуждать, высказывать своё мнение. Видеть в себе движения к добру и злу, желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Занятие: “Иван – царевич и серый волк”

Должны знать:

Нравственные категории: послушания, ответственность за свои поступки, помощь друг другу в сложных ситуациях.

Предполагаемый результат:

Осознают необходимость выбора в жизненных ситуациях с позиций нравственно этических норм.

Занятие: “Цветик – семицветик”

Должны знать:

Самолюбие, эгоизм даже при исполнении желаний ведут к печальным последствиям. Своеволие, ответственность и способность проявить сострадание, жалость к другому человеку. Любовь – чудо.

Предполагаемый результат:

Научатся понимать, что необходимо посвящать свои способности и время нуждающимся в этом людям. Различать жизненные ценности: любовь, дружбу.

Занятие: “Парад сказочных героев”

Должны знать:

Произведения устного народного творчества. Непослушание причина бед. Быть внимательными и заботливыми друг к другу, сообразительными, находчивыми в беде.

Предполагаемый результат:

Разовьётся стремление поддерживать интерес к произведениям устного народного творчества. Навык самостоятельного принятия решения. Выбор в сложных жизненных ситуациях с учётом интересов других людей. Ответственности за свои поступки.

Продолжение статьи

Приложение