Проект "Интеллектуальный марафон в начальной школе"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Проект “Интеллектуальный марафон в начальной школе” был задуман как долгосрочное мероприятие в целях осуществления внеклассной работы по предметам, для расширения образовательного пространства, активизации компетентностей в различных областях знаний у учащихся с нарушениями зрения.

Руководство проектом осуществляет руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов.

На первом этапе работы по проекту было разработано Положение, в котором отражены цели, задачи, концептуальные идеи проекта. Положение утверждено на заседании школьного МО. Также МО учителей начальных классов составлен план мероприятий на учебный год в рамках проекта. Так в 2008-2009 учебном году были проведены следующие мероприятия:

  • Интеллектуальная игра “Счастливый случай”.
  • Интеллектуальная игра “Поле чудес”.
  • Подведены итоги конкурса “Считаем “пятерки””
  • Подведены итоги успеваемости в I и II четвертях.
  • Интеллектуальная игра “Звездный час”.
  • Олимпиады по предметам: математика, русский язык, окружающий мир. В рамках Недели начальной школы.
  • Конкурс сочинений о маме “Лучшая на свете”
  • Смотр-конкурс “Лучший дневник начальной школы”.
  • Смотр-конкурс “Лучшая тетрадь начальной школы”.
  • Конкурс чтецов по произведениям А.С. Пушкина.
  • Определение победителей в номинации “Лучший читатель”. При участии библиотекаря школы.
  • Подведены итоги успеваемости за год.

Результаты “Марафона” в течение года были представлены вниманию учащихся и их родителей на “Экране марафона”.

В конце учебного года подведены итоги “Марафона”. Победителями стали учащиеся с наибольшим количеством побед в номинациях.

Мероприятия в рамках Интеллектуального марафона показали, что у учащихся есть большой потенциал для получения знаний. Это мероприятие позволяет детям правильно и наглядно оценить свои возможности, готовит их к обучению в среднем школьном звене, воспитывает чувство товарищества и умение адекватно относиться к успехам других.

Осуществление проекта позволило интересно организовывать внеучебную деятельность детей в школе с продленным днем, активизировать жизненную позицию учащихся с нарушениями зрения.

В данном материале представлены разработанные положения о конкурсах, проводимых в рамках проекта.

Положение о проекте “Интеллектуальный марафон в начальной школе”

1. Основание.

План работы МО учителей начальных классов на 2009–2010 уч. г.

2. Актуальность.

Согласно закону РФ “ Об образовании”, Конвенции о правах ребенка, каждый ученик имеет право на получение качественного образования, на гармоничное развитие, на возможность самоопределения и самореализации. Решение проблемы развития современной личности невозможно лишь традиционными приемами школьного обучения.

3. Основные концептуальные идеи.

3.1 Школьный интеллектуальный марафон – форма учебной деятельности – массовое и увлекательное ученическое соревнование.
3.2 Интеллектуальный марафон – неформальный срез уровня и качества школьного обучения, элемент внутришкольного контроля.
3.3 Итоги интеллектуального марафона – материал для работы МО учителей начальных классов, родителей.
3.4 Участники марафона соревнуются в разнообразных номинациях, охватывающих все образовательные области школьной жизни.
3.5 Цель проекта: формирование активной жизненной позиции учащихся начальной школы.
3.6 Задачи проекта: развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых сфер личности, развитие сферы социальных навыков личности; формирование стремления к самореализации, раскрытие многогранности интересов, развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

4. Содержание проекта.

4.1 Номинации.

МО определяет формы соревнований и номинации на учебный год: аттестация учащихся по четвертям, школьные олимпиады по предметам, интеллектуальные игры, конкурс сочинений “Золотое перо”, конкурс юных поэтов “Проба пера”, конкурс чтецов, смотры-конкурсы тетрадей и дневников “Лучшая тетрадь(дневник) начальной школы”, конкурс на звание “Лучший читатель”

4.2 Участники.

Учащиеся 1–4-х классов, учителя начальной школы, зав.школьной библиотекой, родители.

4.3 Время реализации проекта.

Мероприятия проводятся в течение учебного года (октябрь – май0

4.4 Этапы реализации проекта.
4.4.1 Старт марафона дается на школьном сборе-линейке.
4.4.2 В течение года по плану работы МО учителей начальных классов проводятся мероприятия, соответственно номинациям.
4.4.3 Результаты каждого мероприятия отражаются на “Экране марафона”.
4.4.4 Промежуточные итоги марафона подводятся регулярно на сборе-линейке.
4.4.5 Заключительный этап – выявление победителей.
         Победители выявляются путем подсчета знаков на экране марафона.
         Определяются учащиеся, занявшие I, II, III места.
         Определяются активные участники марафона и победители в отдельных номинациях.
4.4.6 Подведение итогов и награждение.
         В подведении итогов участвуют члены МО учителей начальных классов.
         Итоги объявляются на заключительном сборе-линейке.
         Победители марафона, активные участники, победители в отдельных номинациях награждаются почетными грамотами и дипломами.

5. Руководство проектом.

5.1 Организатор проекта – МО учителей начальных классов.
5.2 Руководитель проекта – Тимофеева Е.А. 

Положение о конкурсе чтецов в начальной школе

1. Цели и задачи конкурса.

  • Активизация внеурочной деятельности детей.
  • Создание условий для развития творчества и коммуникативных навыков учащихся.
  • Воспитание любви и уважения к родной литературе, русскому языку.
  • Осуществление преемственности между начальной школой и средним звеном.
  • Воспитание у учащихся культуры поведения, уважительного отношения к участникам мероприятия.

2. Участниками конкурса являются ученики 1–4-х классов КГСОУ “Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IV вида № 1”.

3. Организация и проведение.
3.1. Организатором смотра является МО учителей начальных классов данной школы.
3.2. Конкурс проходит в школе в назначенное время.
3.3. Конкурс проводится по двум возрастным группам:

  • 1–2-й класс
  • 3–-4-й класс

3.4. Итоги смотра подводятся специально созданным жюри, в состав которого входят представитель администрации, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог.
3.5. Критерии оценивания выступлений участников конкурса:
       – знание наизусть декламируемого произведения;
       – выразительность и правильность речи;
       – творческий подход;
       – актерские данные;
       – сценическая культура исполнителя (внешний вид, манеры).

3.6. Тема конкурса и время объявляются на школьной линейке за три недели до проведения и доводятся до сведения членов жюри.

4. Подведение итогов.

4.1. Оценивание ведется по 5-тибальной системе. Оценка выступления участника проставляется в протоколе каждым членом жюри.
4.2. Победитель выявляется путем подсчета общего количества баллов участников.
4.3. Победителем становится участник получивший наибольшее количество баллов в своей возрастной группе.
4.4. Жюри предоставляется право учредить номинации “Актерское мастерство”, “Самый обаятельный участник”, “За волю к победе” и другие.
4.3. Результаты конкурса оглашаются на школьной линейке, победители и номинанты награждаются грамотами.

Положение о смотре-конкурсе “Лучшая тетрадь начальной школы”

1. Цели и задачи конкурса.

  • Активизация учебной деятельности детей.
  • Развитие навыков самоконтроля и выработка адекватной самооценки.
  • Воспитание аккуратности, прилежания, самостоятельности.
  • Осуществление преемственности между начальной школой и средним звеном.

2. Участниками смотра-конкурса являются ученики 1–4-х классов КГСОУ “Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IV вида № 1”.

3. Организация и проведение.
3.1. Организатором смотра является МО учителей начальных классов данной школы.
3.2. Смотр проходит в школе в течение 1 месяца со дня объявления.
3.3. Итоги смотра подводятся специально созданным жюри, в состав которого входят представитель администрации, учитель русского языка, учитель математики.

4. Подведение итогов.
4.1. Оценивание ведется по 5-тибальной системе в два этапа:

  • I – оценивание классным руководителем;
  • II – оценивание членами жюри.

4.2. Критерии оценивания.

  • Внешний вид (подпись, обложка).
  • Каллиграфия (цифры, буквы).
  • Выполнение единого режима оформления письменных работ.
  • Ведение тетради (аккуратность).
  • Отметки (количество).

4.3. Результаты смотра-конкурса оглашаются на школьной линейке, победители награждаются грамотами.

Положение о конкурсе сочинений в начальной школе

1. Общие положения

а) Конкурс организует и проводит методическое объединение учителей начальных классов школы.
б) Задачи конкурса:

  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Выявление одаренных учащихся в предметных областях “Русский язык” и “Литература”;
  • Формирование активной жизненной позиции учащихся;

2. Участники конкурса

а) Конкурс проводится среди учащихся 2–4-х классов.
б) Участниками становятся ученики, сдавшие свои сочинения в назначенный срок.

3. Порядок организации и проведения конкурса

  • Срок сдачи конкурсных работ, тему сочинений определяет МО учителей начальных классов и доводит до сведения учащихся за две недели до сбора сочинений.
  • На конкурс принимаются сочинения, написанные рукой самих учащихся.
  • Объем письменной работы от 0,5 -1 тетрадной страницы и более.
  • Работа оформляется следующими данными: фамилия и имя автора, класс, тема сочинения. Возможно творческое оформление работы.
  • Сочинения собирают классные руководители и передают жюри.

4. Оценивание работ

а) Работы оцениваются в соответствии с критериями по 5-бальной системе; каждый критерий оценивается отдельно; баллы суммируются.
б) Критерии:

  • Раскрытие темы сочинения.
  • Образность речи и творческий подход.
  • Соблюдение норм письменной речи.
  • Аккуратность.

5. Жюри.

а) Для работы в жюри конкурса приглашаются учителя школы, преподающие предметы гуманитарного цикла(русский язык и литература, история, иностранный язык) в количестве 3 человек.
б) Жюри в своей деятельности руководствуется настоящим положением.
с) Жюри:

  • осуществляет проверку сочинений и оценивание в соответствии с критериями;
  • заполняет протокол;
  • определяет победителей (I, II, III место);
  • определяет дополнительные номинации и победителей в них;
  • предоставляет результаты организаторам конкурса.

6. Награждение победителей.

  • Объявление результатов осуществляется на школьной линейке.
  • Победители награждаются дипломами и призами.

Приложение 1. Протокол оценивания участников конкурса чтецов.

Приложение 2. Протокол оценивания тетрадей.

Приложение 3. Протокол оценивания сочинений, оценочный лист жюри.

Приложение 4. Сценарий проведения конкурса чтецов.

Приложение 5. Сценарий проведения игры “Звездный час”