Урок по программе 11-го класса "Дипломатия в годы Второй мировой войны"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

Познавательная:

  1. Проследить процесс, складывания антифашисткой коалиции.
  2. Выяснить, как осуществлялось сотрудничество, и какие задачи решали союзники на разных этапах войны.
  3. Оценить роль антифашисткой коалиции в победе.

Развивающая: способность развитию, у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать самостоятельно, находить в источнике подтверждения своим предположениям, аргументировать свою точку зрения – учить историческому мышлению на конкретных примерах.

Воспитательная: пробудить интерес к изучаемому периоду истории, формировать чувство гордости и патриотизма.

Оборудование: Левандовский “Россия в XX веке”. Чубарьян “Отечественная история XX начала XXI”. Алексашкина “Новейшая история”.

Историко-художественная хрестоматия по ВОВ, плакаты “Большая тройка”, “Сталинизм и фашизм в альянсе”, опорная схема.

Урок по технологии традиционного обучения комбинированный урок.

Ход урока

1. Вводное слово учится, постановка проблемы.

Грозное страшное слово война.
В мире страшней не найти.
Жжёт, убивает, душит она.
Все на своем пути.

Вторая мировая война – это самый крупный конфликт в истории человечества. В ней принимало участие 61 государство. Вторая мировая война – была войной дипломатий.

(Откройте тетради, запишите тему урока: “Дипломатия в годы второй мировой войны”).

(Консультант).

Вторая мировая война – это война коалиции, одна из которых – фашистская – сложилась до начала военных действий, а вторая – антифашистская – в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией. На уроке мы должны проследить процесс, складывания антифашистской коалиции, как разворачивались события на “дипломатическом фронте” какие задачи ставили союзники на разных этапах войны, оценить роль антифашистской коалиции в победе над фашизмом.

План урока:

  1. Образование коалиции фашистских государств.
  2. Особенности советской дипломатии 1939 – 1940.
  3. Создание антигитлеровской коалиции.
  4. Проблема второго фронта.
  5. Вехи сотрудничества и появление противоречий.
  6. Советские дипломаты.
  7. Дальневосточная компания советской армии.
  8. Итоги войны.
  9. Послевоенное урегулирование СССР и ООН.

2. Образование коалиции фашистских государств.

а) Работа с датами. Вывешиваю таблицу: система международных договоров – агрессоров привела к созданию фашистской коалиции. Вспомните договора.

  Дополнение учителем
25 октября 1936 – Договор между Германией и Италией о военном сотрудничестве.

25 ноября 1936 – Антикоминтерновский пакт между Германией и Японией.

6 ноября 1937 – к пакту присоединилась Италия.

29 мая 1939 – Стальной пакт о дружбе Германии, Италии.

27 сентября 1940 – Берлинский пакт о военном союзе основных участников Антикоминтерновского пакта.

На заключение договора повлияли события в Эфиопии и Испании. Германия признала захват Эфиопии Италией. Страны договорились о разграничении сфер влияния в Европе (ось Берлин – Рим).

Под флагом борьбы с Коминтерном был оформлен блок, ставящий целью завоевать мировое господство.


Создан треугольник Берлин – Рим – Токио.

1939 г. – Венгрия – Испания – Маньчжоу–Го.

Окончательно оформился военный блок.

В ноябре к пакту присоединилась Венгрия, Румыния. Участниками пакта стали Болгария, Испания, Финляндия, Сиам, Маньчжоу – Го, Марионеточные государства Словакия, Хорватия.

3. Особенности советской дипломатии 1939 – 1940гг.

а) Беседа с учащимися.

В 1940г. во время визита в Германию, нарком иностранных дел СССР Молотов высказал идею возможности присоединения к договору СССР, при соблюдении внешне политических интересов. Молотов определял внешнюю политику в эти годы, 3 мая 1939 он сменил Литвинова. Это отражало переориентацию советского руководства в вопросах внешней политике в сторону сближения с Германией?

Давайте вспомним.

Как же происходит это сближение?

Политика коллективной безопасности.

(Сотрудничество государств по поддержанию мира, подписание соглашений о взаимопомощи государств).

Какие договора были подписаны?

(Договора о взаимопомощи с Францией, Чехословакией, Монголией о ненападении с Китаем).

Как Мюнхенское соглашение отразилось на идее создания системы коллективной безопасности?

(Расчленение и оккупация Чехословакии привели к краху политики коллективной безопасности. СССР вновь должен был искать надежных союзников для оказания помощи в трудную минуту).

Англо – Франко – Советские переговоры.

Когда происходили, что вам известно о них?

Пакт Молотова – Риббентрона.

Охарактеризуйте пакт. Какие последствия имел данный пакт. Дайте оценку внешней политики СССР в 1939г.

Вывод: политика советской дипломатии не отличалась ясностью и последовательностью. Сталинская дипломатия заключалась в том, чтобы попытаться лавировать, играть на противоречиях Англии, Франции с одной стороны, Германией с другой. Проводя эту политику, сталинское руководство отдавало предпочтение тайной дипломатии. В 1939г. происходит ориентация СССР во внешне политическом курсе и складывается альянс сталинизма и фашизма.

4. Создание антифашистской коалиции.

а) Рассказ учителя.

Однако данная политика, беспринципные сделки, пакт Молотова – Риббентрона и его реализация привели мир к началу второй мировой войны. Захватив Польшу Германия, оказалась вблизи наших границ. 21 июня 21:30 (зачитать пособие стр. 127)

Расчет Гитлера на то, что Советский Союз, окажется в международной изоляции, не оправдался. Сразу же после войны правительства Англии и США выступили с заявлениями о поддержке СССР. Началось складывание антигитлеровской коалиции.

б) Работа в тетради (составление опорной схемы).

П. 57 Левандовский стр. 256.

Алексашкина стр. 131.

В начале урока дать карточки учащимся для выполнения заданий:

1. 22.06.1941 2. Складывание коалиции.
24.06.1941
3.07.1941 Решения:
12.071941 3. Тегеранской.
29.09 – 1.10.1941 4. Ялтинской.
1.01.1942 5. Потсдамской.

Проверить выполнение работ. Вывешиваю плакат “складывания коалиции ”.

Процесс создания коалиции был непростым. Важным моментом в создании коалиции явилось вступление США в войну. Утром 7 декабря 1941г. Япония обрушила удары с воздуха и военных кораблей на главную морскую базу США – Перл – Харбор на Гавайских островах. Здесь были сосредоточены основные американские силы в Тихом океане. Нападение было неожиданным, в результате США понесли тяжелые потери. 8 декабря 1941 США объявили войну Японии. Одновременно японцы начали наступление на британские колонии. В результате Англия вступила в войну с Японией. Союз СССР, для Англии и США стал неизбежен, процесс образования коалиции завершился в мае – июне 1942г.

5. Проблема второго фронта.

С первых же дней войны между союзниками наметились разногласия по вопросу открытия второго фронта. В чем же проблемность этого вопроса? Одна из причин разногласий заключается в разном понимании второго фронта. Для союзников это были военные действия против фашистской коалиции во французской Северо-Западной Африке в 1941-1943, а в 1943 высадкой на Сицилии в Южной Италии.

Сталин обратился с просьбой открыть второй фронт в сентябре 1941г., место высадке войск для советского руководства территория Северной Франции. Второй фронт был открыт в июне 1944г. 6 июня 1944г. высадка англо-американских войск в Нормандии.

Какие еще разногласия существовали между ними? (Найдите в учебнике Чубарьян стр.137)

- Проблема послевоенного устройства.
- Послевоенный путь развития освобожденных стран Восточной Европы.

Важные решения по данным вопросам рассматривались на конференциях?

Рассмотреть конференции (работа с учебником).

Дата
Место По одному ученику освещают этот вопрос
Участники
Решения

Стр. 138 Чубарьян.
Стр. 257 Левандовский.
Стр. 134-138 Алексашкина Вывешиваю таблицы.

6. Дальневосточная компания советской армии.

В соответствии с договоренностью достигнутой в Ялте Советское правительство объявило войну Японии (зачитать заявление Советского правительства, стр.280 хрестоматия, видеофильм – “И на Тихом океане”)

Какие были проведены операции Советской армией по разгрому Японии?

- Маньчжурская наступательная операция 9 авг. – 2 сен. 1945г
- Южно – Сахалинская наступательная 11 – 25 авг. 1945
- Курильская десантская 18 авг. – 2 сен. 1945г.

7. Итоги войны.

Таблица.

Сотрудничество способствовало разгрому фашистского блока, но ведущей силой антигитлеровской коалиции был СССР, принявший всю тяжесть войны.

21 августа 1944г. в Думбартон – Оксе (пригород Вашингтона) была созвана конференция представителей СССР, США, Великобритании и Китая. Советскую делегацию возглавлял посол СССР, в США Громыко.

Конференция подготовила предложения о создании международной организации по сохранению мира и безопасности. Был разработан проект Устава ООН.

На Ялтинской конференции главы трех правительств договорились о созыве в апреле 1945г. в Сан-Франциско конференции объединенных Нации. Конференция была открыта 25 апреля 1945г. – принимали участие представители 50 стран, которые считаются государствами -

учредителями ООН. В итоге работы конференции 26 июня 1945г. подписан Устав ООН.

Большую роль во внешнеполитическом курсе СССР играли советские дипломаты.

Стр. 138 назовите фамилии.

Более 60 лет прошло с тех пор, когда дипломаты своим трудом внесли вклад в победу. Но в нашей республике мы также можем найти такие страницы в истории дипломатии. В этом году российская общественность отмечает 450-летие вхождение Башкирии в состав Русского государства. Ярким примером дипломатии является поездка башкирских послов в 1556г. к Ивану Грозному, а затем подписание грамоты вхождение башкирских племен в состав Русского государства, что нашло отражение и на нашем гербе.

8. Заключительная часть.

Рассмотрели тему:

Дипломатия Второй мировой войны.

Задание:

“5” “Большая тройка”. Атомная бомбардировка японских городов. Разгром Квантунской армии. Итоги, уроки и цена победы.

“4”

стр. 139 Алексашкина вопросы 3-7
стр. 143 Чубарьян 1-2
стр. 260 Левандовский 2,4

Выставление оценок.