Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Разделы: Работа с родителями


Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду. Информационные коммуникационные технологии - одна из центральных проблем в логопедической работе. Наблюдая за детьми, я поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. В своей коррекционной работе использую здоровьесберегающие технологии (дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастики, динамические паузы в сочетании с речевым материалом), технологии игрового и развивающего обучения, ИКТ.

Основной целью ИКТ является развитие интереса детей, способностей личности, любознательности и познавательной активности. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед. В своей деятельности я широко применяю информационно-коммуникационные технологии, систематически используя их при подготовке к занятиям. Работу с применением ИКТ провожу со всеми участниками образовательного процесса: дошкольниками, их родителями и педагогами. Взаимодействие с ними происходит в пяти направлениях, взаимосвязанных между собой:

  • Мониторинг;
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми;
  • Досуговая деятельность с детьми;
  • Работа с родителями;
  • Обмен опытом.

Отслеживая результаты детей, проводя с ними занятия и развлечения, активно использую презентации, которые разрабатываю самостоятельно. Занятия в детском саду проводятся по лексическим темам, поэтому стараюсь к каждой теме создать презентацию, которая включает в себя различные задания по лексике, грамматике, а также видеофайлы с нужным материалом. Также использую презентации и на подгрупповых занятиях по подготовке к обучению грамоте. Это очень удобно. Если раньше к каждому занятию нужно было искать материал, то сейчас все это содержится в одной презентации. Конечно, используя презентации на занятиях, не забываю про нормы СанПИНа, дозируя материал в нужном количестве и используя упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения. Но особенно нравится в своей коррекционной работе использовать развивающие компьютерные игры и логопедические программы и игры по блокам:

  • Звукопроизношение;
  • Просодика;
  • Фонематика;
  • Лексика.

Наиболее широкое применение получили: интернет-ресурсы, мультимедийные презентации, электронные учебные пособия. Они представляют собой богатый иллюстрационный материал. Для детей старшего дошкольного возраста адаптирован и применяется комплекс компьютерных программ «Умный малыш» и «Маленький гений».

Программа «Маленький гений» включает в себя:

  1. Обучение чтению (звуки и буквы, слоговая структура слова, чтение слогов и т.д.);
  2. Развитие фонематического слуха - работа со звуками, развитие речи;
  3. Формирование основ математических представлений (числа и цифры, понятия «больше - меньше, равно», геометрические фигуры, счет, соседи чисел и т.д.);
  4. Развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения);
  5. Расширение кругозора, формирование знаний об окружающем мире;
  6. Подготовку руки к письму.

С помощью комплекса программ «Умный малыш» дошкольники с речевыми нарушениями за более короткий промежуток времени овладевают основными навыками звукового и слогового анализа слов, дети приобретают умения осознанно выделять согласные и гласные звуки в словах различной слоговой структуры. Поскольку при разработке программ использована игровая стратегия, дети воспринимают выполнение упражнений как интересную игру, поэтому высокая мотивация обеспечивает наиболее полную реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка. Дошкольники приобретают навык в работе с компьютером, у них повышается уверенность в себе.

В своей работе частично использую такие компьютерные игры, как: логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой и компьютерные игры от Мерсибо «Занимательная фонематика», «Звукареку», «От звука к букве» и другие, предназначенные для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данные программы позволяют эффективно работать над формированием звукопроизношения, развитием фонематического восприятия дошкольников, освоить чтение простых слогов.

В настоящее время использование компьютеров в обучении детей с проблемами в развитии доказывает свою перспективность и эффективность. Компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.

Внедряя в практику коррекционной работы информационные технологии можно заключить, что компьютерные программы позволяют:

  • Внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
  • Многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
  • Использовать различный стимульный материал: картинки, буквы, звучащую речь;
  • Работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможности ребенка;
  • Одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти дошкольника.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения. Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

Таким образом, цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.