Технологическая карта урока-исследования по Истории России на тему «Вхождение Хакасии в состав Российской империи»

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: Российская империя, Хакасия


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Класс: 8.

Цели урока-исследования: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых знаний, развитие исследовательского типа мышления.

Постановка цели требует решения задач:

  • приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования);
  • приобретение умения выделять проблему, формулировать гипотезу, интегрировать данные, делать выводы)

Оснащение:

  • доска,
  • раздаточный материал (карты, текстовые документы, бланки для проведения исследовательской работы),
  • презентация.
  • приложение 1
  • приложение 2

Основные понятия:

  • Кыргызы - Аристократический княжеский род. Кыргызы Енисейские - древний тюркоязычный народ, обитавший в Минусинской котловине с начала II в. до н.э. до XVIII в.
  • Кыштымы - Люди, находящиеся в зависимости от кыргызов.
  • Ясак - Дань, которую кыштымы вносили князьям; натуральный налог, которым облагались некоторые народы Сибири.

Основные события

  • 1604г. - построен Томский острог
  • 1604г. - князь Номча организовал поход кыштымов против Томского острога.
  • Осень 1663г - Монгольский Хан Лоуджан пошел на Хакасию войной.
  • 1703г. - джунгары совершили самый опустошительный набег на хакасские земли.
  • 1706г. - Петр I подписал указ о строительстве острога на "Кыргызской землице" в устье р. Абакан.
  • 2 августа 1707 года - 18 августа 1707г. - строительство острога за "Камнем Туран" на правом берегу Енисея, который назвали Абаканским.

Литература

  1. История Хакасии: с древнейших времен до 1917. Под ред. Кызласова Л.Р. М.: - "Наука". 1993г. Стр.135-228.
  2. Рассказы по истории Хакасии. Пантелеев А.Ф., Пантелеева Н.Н. учебное пособие по историческому краеведению. Стр.18-25.
  3. О присоединении Хакасии к России. Кызласов Л.Р.

Этапы урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Подготовительный Ориентация учащихся на получение конкретных знаний, возникновение у них вопроса или проблемы и ее решения. Создает реальную проблемную ситуацию с содержащимся в ней противоречием 20 августа 1727 г. между Россией и Китаем был заключен пограничный трактат. Граница прошла по Саянам. Все земли, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, на южной - к Китайской империи. Вдоль территории Хакасии было поставлено пять пограничных знаков. После подписания соглашения о границах Россия по праву могла считать Хакасско-Минусинский край частью своей территории. В результате подписания Буринского трактата Кяхтинского мира, к России отошли земли южной Хакасии. Эту дату считают официальным присоединением территории Хакасии к России. На сегодняшний день между историками не утихают споры о процессе присоединения и о том, как повлиял факт присоединения на судьбу этой земли. Насколько изменилось положение местных жителей после вхождения Хакасской земли в Российское государство.
Сегодня на уроке нам необходимо провести исследование положения Хакасии до вхождения в состав России и после присоединения и сделать вывод о том, как повлиял факт вхождения в состав Российского государства на развитие Хакасии.
Создает кейс для учащихся (Статистический материал, который может сыграть роль непосредственного
инструмента для диагностики ситуации; научные публикации и др.)

Делятся на группы и распределяют роли.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа выбирает секретаря (того, кто будет оформлять собранный материал в письменном виде), координатора - спикера (того, кто будет организовывать работу всей группы и защищать работу группы на этапе сбора полученных результатов), аналитиков (те, кто будет выбирать необходимый для решения задачи материал из предложенных документов)
Каждая группа получает индивидуальную задачу:

1 группа - исследование социально- экономическое положение Хакасии до вхождения в состав России

2 группа - изучение политического положения в Хакасии до ее включения в состав России

3 группа - изучение внешней политики Хакасских земель до вхождения в состав Российского государства

4 группа - исследование социально-экономической ситуации после включения Хакасии в состав Российского государства

5 группа - изучение политической сферы Хакасского общества после вхождения в состав России

6 группа - исследование взаимоотношений с соседними государствами после вхождения в состав Российского государства. Знакомятся и анализируют ситуацию, выделяют основную проблему.

Исследовательская работа начинается с гипотезы - утверждения, которое требует подтверждения или опровержения.
Чтобы определить гипотезу нашего исследования, необходимо ответить на вопросы.

Помогает учащимся определить гипотезу исследования.

Выдвигают способы решения предложенной задачи.

- Высказывают предположения.

1. Как вы думаете, как могло измениться развитие Хакасских земель после их вхождения в состав России?

2. Как мы можем определить эти изменения?

3. Какие данные необходимо сравнить, чтобы сделать нужный нам вывод?

4. Выскажите свое предположение о том, какое влияние имело вхождение Хакасии в состав Российского государства, в форме гипотезы (предположения, которое необходимо подтвердить или опровергнуть)

1. Сравнивая положения Хакасии до и после вступления

2. Социально-экономическое положение, политическую сферу, ослабление внешней угрозы

3. Выдвигают гипотезу. «Вхождение Хакасии в способствовало активизации развития социально-экономической сферы, принесло политическую стабильность и безопасность от внешней угрозы»

4. Обсуждают и определяют цели и задачи исследования, способы их достижения.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нам необходимо провести исследовательскую работу:
Каждая группа должна выбрать из предложенного материала факты, которые раскрывают развитие Хакасии в предложенный период.
На основании выписанных в таблицу фактов необходимо сделать вывод о том, как развивалась Хакасская земля в изучаемой сфере общества.
Цели исследований: Определение социально-экономического, внутриполитического и внешнеполитического развития Хакасии в изучаемый период.
Определяют предмет (исторические факты изучаемого периода) и объект исследования (исторический процесс разных сфер общества Хакасии изучаемого периода).

Практический

Доказательства или опровержение гипотезы

Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом. Организовывает индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группе.
Помогает в работе с информацией.
Контролирует и комментирует работу, проводимую учениками.

Проверка гипотезы.

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу и заполняют таблицы.
Работа в группах проходит по разработанному алгоритму алгоритму:

1. Выделить из текстовых материалов факты относящиеся к теме исследования каждой группы. Занести все собранные факты в соответствующую ячейку предложенной таблицы

2. Проанализировать собранные факты и сделать вывод в форме высказывания о развитии изучаемой сферы общества. Вывод занести в соответствующую ячейку таблицы

3. Выделить положительные и отрицательные стороны изучаемых явлений

4. Подготовить устную защиту своего исследования

Аналитики выбирают из предложенных материалов факты, относящиеся к целям исследования каждой группы. Все факты заносятся в таблицу. На основании выбранных фактов группа формулирует выводы о развитии изучаемой сферы.
Заполняют материалы для презентации полученных данных
Спикер готовит сообщение для дальнейшей аналитической работы

Аналитический

Анализ полученных результатов

Организует помощь в коллективном анализе, если возникают затруднения у учеников.

На основании выбранных фактов группа формулирует выводы о развитии изучаемой сферы.
Заполняют материалы для презентации полученных данных
Спикер готовит сообщение для презентации полученных выводов

Заключительный

Представление полученных результатов.

Координирует самостоятельную деятельность учащихся.
Необходимо ли было Хакасии войти в состав России в тех экономических и политических условиях развития?
Какими были последствия этого процесса?
Сравните эти последствия, насколько они принесли пользу для развития этого региона и в чем заключалось отрицательное влияние на экономику, политику, социальную и духовную сферу Хакасии.
Сделайте вывод.
Организует обсуждение с аргументацией и подведением итогов

Презентация результатов исследовательской деятельности по группам: Стендовый доклад, мультимедийная презентация
Спикеры от каждой группы докладывают о полученных данных и сделанных выводах.
Секретари групп заносят факты и сделанные выводы в сводную таблицу, объединяющую материал со всех групп.
После выступления спикеров класс вместе с учителем сравнивает уровни развития разных сфер общества в Хакасии до присоединения к России и после. Напротив каждой сферы ставится «+», если положение улучшилось и «-», если отмечается ухудшение обстановки.
После подсчета «+» и «-» ученики делают вывод о подтверждении или опровержении гипотезы.

Рефлексия

Самооценка результатов деятельности своей и своего класса

Организует и координирует деятельность учащихся.

Анализируют совместную работу, полученные результаты: что получилось, что нет и что можно еще в будущем сделать

Домашнее задание

Создать кластер на тему «Вхождение Хакасии в состав Российской империи. Причины и результаты»