Профориентационный компонент уроков математики

Разделы: Математика

Ключевые слова: мотивация к обучению


Не хочу я математику учить.
Складывать умею, умножать, делить.
Сдачу в магазине сосчитаю.
Хватит знаний этих, точно знаю.
Мне задачи больше не нужны.
А со мной согласны ВЫ?

Многие дети жалуются своим родителям, что на уроках математики им невероятно скучно. Они не понимают, зачем учить столько формул и как они могут пригодиться в реальной жизни.

Еще древнегреческий философ, ученик и друг Сократа Аристипп говорил: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». «Греки изучали ее, чтобы познать мир, а РИМЛЯНЕ – для того ЧТОБЫ ИЗМЕРЯТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ» А для чего ИЗУЧАЕМ МАТЕМАТИКУ МЫ? Для развития логического мышления, технического прогресса, применения в жизненных ситуациях, в науке, а также как путь к будущей профессии.

Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной. Математика – основа успешной карьеры. Цель, которая преследовалась – это определение подходов и методов актуализации педагогического потенциала уроков математики для профориентации детей и подростков.

Методическая тема учителей математики ГБОУ СОШ №136 «Изучение предметов технического цикла как элемент правильного подхода к выбору профессии» является частью общешкольного педагогического проекта «От “не хочу и не буду” до “это мне интересно”», целью которого является разработка путей развития образовательной мотивации школьников.

В Концепции развития математического образования было отмечено: «Низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования». Мотивировать учащихся на изучение математики педагогам приходится постоянно. Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность показателей учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Несформированность мотивов учения неизбежно приводит к ухудшению успеваемости и деградации личности.

Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является развитие функциональной грамотности школьников, которая выступает показателем способности человека адаптироваться к условиям микросоциума. Для достижения данной задачи одним из основных средств, применение которого создает хорошие условия для достижения прикладной и практической направленности обучения математике, являются задачи с практическим содержанием. Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача фабула которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций, то есть готовит к профессии.

Зачем надо знать математику? Для развития логического мышления, технического прогресса, применения в жизненных ситуациях, в науке, а также как путь к будущей профессии. Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной. Математика – основа успешной карьеры.

Цель: определение подходов и методов актуализации педагогического потенциала уроков математики для профориентации детей и подростков

Данная статья будет полезна учителям математики и служит попыткой решать проблему по развитию функциональной грамотности школьников на уроках математики.
В рамках темы МО мы ставили перед собой задачу рассмотреть возможности математики для профессионализации детей и выделили для себя три направления в соответствии с возрастом учащихся.

1 направление — знакомство учащихся с различными видами труда и профессиями – «В мире профессий» для учащихся в 5-6 классах.

Все мы знаем, что дети очень любят играть. Специфика нашего предмета такова, что сильно ограничивает нас в выборе методов и приемов. Реализация знакомства учащихся с различными видами труда и профессиями в 5-6 классах на уроках математики мы осуществляем через игры. При этом происходит не только пополнение словарного запаса учащихся, но и расширяется их кругозор.

Назовем некоторые игровые приёмы и методы, которые помогут знакомству учащихся с различными видами труда и профессиями на уроке математики: игры «Разминка-смешинка», «Шифровальщик», венгерский кроссворд или Филворд, игра «Где логика?», ребусы и здоровьесберегающие технологии.

2 направление — знакомство учащихся с ролью математики в их жизни и образовании - «Формула профессии» в 7-8.

И для этого нам помогут текстовые задачи. Модели работы с текстовыми задачами: задача с комментарием учителя, задачи с мини-обсуждением, задачи с сознательным пропуском действующего лица, задача как творческое домашнее задание, задача как инструмент взаимодействия с семьей, урок одной задачи, урок одной профессии
3 направление — индивидуальные образовательные маршруты для детей - «Шаг в профессию» в 9-11 классах.

В старших классах актуальны задачи, решая которые мы можем задать вопрос «В какой профессии мне могут пригодиться эти знания по математике? Где в жизни мне может это понадобиться?» и т.п.

Практико - ориентированные задачи ОГЭ и ЕГЭ также дают возможность профориентировать учащихся. На своих уроках педагог успевает решать с будущими медиками одни задачи, с физиками - другие, с гуманитариями – третьи.

Задачи с историей - мы выделили в отдельную модель. Здесь использована технология сторителлинг. Сторителлинг (Storytelling) — это искусство наделять скучную информацию формой и значением. Это универсальный язык, понятный каждому. Безусловно, работа по профориентации должна проходить и на элективном курсе, где можно создать с ребятами учебные фирмы, а также решить жизненно-важные задачи для будущих выпускников, которые не подозревают, что ждет их в будущем.

4 направлением бесспорно должна быть внеклассная работа по математике.

В рамках «Декады точных наук» был проведен конкурс стенгазет «Математика и….. спорт, медицина, история, география …». Некоторые учащиеся захотели углубить знания о профессиях, провести исследования.

Таким образом, появились проектные и исследовательские работы: «Математические казусы в литературных произведениях», «Математика в танцах», «Финансовая пирамида или, Как не попасть в долговую яму», «Порядок хаоса или геометрия искусства (фрактальная геометрия)», «От абака до компьютеров» и другие.

Еще одно событие - это «Полезные перемены». Изначально мы решали с ребятами в рамках декады проблему математических игр (судоку, ребусы, рисование по координатам, математические кроссворды и другое), дабы привлечь к математике. Потом проект захватил всю школу и превратился в социокультурные пробы на разные темы: от завязывания галстуков и шнурков до танцевальных флэш-мобов и плетения кос. В этом году мы проводим «Полезные перемены» связанные с профессиями.

Если 10-15 лет назад перспективным считалось изучение иностранных языков, то теперь профессиональная востребованность во многом зависит и от понимания технологий, умения мыслить, абстрагироваться, аналитических способностей, умения выстраивать алгоритмы и способностей к решению нестандартных задач.
Современные социально-экономические условия требуют от школьников осознанного отношения к жизненному и профессиональному самоопределению.
Школа стремится к созданию условий, в которых обучающиеся смогут:

  • добиться личностного роста;
  • получить подробные сведения об особенностях современного мира труда.

Как писал в 1267 году Роджер Бэкон, «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества, а потому не ищет от него лекарства». Если вы тоже боитесь математики и естественных наук, вам следует знать, что ваш мозг постоянно выполняет сложные расчеты, просто вы об этом не подозреваете. Благодаря этому вы можете ловить мяч и объезжать дорожные ямы на автомобиле. Мы решаем уравнения и производим сложные расчеты бессознательно и не подозреваем, что решение нам уже известно, потому что у всех нас есть способности к математике и естественным наукам. Нам кажется, что математика более сложна, чем гуманитарные науки, лишь потому, что она закодирована в формулы и абстрактные понятия.

Мы предприняли попытку связать науку математику и выбор профессии. Безусловно, математика не может гарантировать ребенку однозначное решение проблемы выбора профессии. Наша задача была – познакомить учащихся с миром профессий, показать полезность изучения математики в той или иной профессии, тем самым мотивировать ученика на изучение самой математики.

Применяя данные приемы и методы, можно сделать вывод, что учащиеся стали, стараться постичь все тайны математики, лучше понимать, зачем им нужна в жизни математика и играя, достигать лучших результатов.