Влияние мемов в социальных сетях на развитие орфографической зоркости школьников

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: русский язык, интернет-мемы


Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения.

Социальные сети на сегодняшний день являются неотъемлемой частью нашей жизни. Созданные в социальных сетях многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – основные способы общения, не только взрослого населения, но подростков и даже детей младшего школьного возраста. Они используются для развлечения, общения с друзьями, просмотра фильмов и прослушивания музыки. Быстрота коммуникативного общения приводит к тому, что возникает особый язык виртуального общения, где нормой становятся сокращения, искажения слов, компьютерный сленг, написание слов с ошибками. Но наиболее популярными с сети являются мемы. Вообще мем (англ. meme) — это идея, образ, объект культуры (чаще нематериальной), который перенимается многими членами сообщества. Понятие «мем» было введено Р. Докинзом как аналог гена в культуре. Он пишет, что мем это некий важный продукт культуры, перенимаемый ее носителями друг от друга. В основе природы мема лежат те процессы, отвечающие и за возникновение прецедентных текстов. Интернет-мем – это «речевое клише, связанное с одной конкретной ситуацией или текстом (фильм, роман и т.п.), короткая информация (слово, фраза, изображение, мелодия и т.п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в Интернете в новых контекстах или ситуациях». Этим термином обозначают возникшее в первом десятилетии XXI века явление спонтанного распространения в интернет-среде некоторой информации или фразы посредством «тиражирования» всеми возможными способами (по электронной почте, в чатах, на форумах, в блогах и др.), а также саму эту информацию или фразу. Зарождаются и приобретают популярность мемы в форумной среде, в блогах и социальных сетях.

Интернет является настолько важной для появления мемов технологией, что те из них, которые активно распространяются в этой среде, получили соответствующее название — интернет-мемы, хотя очевидно, что шутки, анекдоты и прочие популярные «творческие продукты» успешно распространялись иными способами до изобретения сети Интернет. Интернет-мемы можно считать специфическим для интернет-среды средством достижения комического эффекта.

Но мемы выполняют не только комическую функцию, но и фактическую, понимание «соли шутки» демонстрирует «посвященность» пользователя в тему, его принадлежность к сообществу (профессиональная группа, группа по интересам, и т.п.). Успех общения здесь прямо зависит от способности пользователя «разгадать» скрытое культурное значение мема, понять благодаря каким ассоциациям был создан комический эффект. Итак, это юмор «не для всех», а лишь для тех, «кто понимает»: комический эффект рассчитан на определенную аудиторию. Однако благодаря открытости интернет-пространства мем нередко становится известен широкой аудитории, преодолевая заданные ограничения, что представляет особый интерес для изучения.

В современном интернет-пространстве функционируют следующие типы интернет-мемов:

  1. текстовый мем: слово или фраза (например «Превед», «Аффтар жжот», «Йа кри-ветко!» и т.д.;
  2. мем-картинка (существуют в двух основных разновидностях: во-первых, узнаваемое изображение, а во-вторых, выполненная в графическом редакторе «Photoshop» «Фотошоп») картинка, обработанная фотография, которая получила сленговое название фотожаба;
  3. видеомем (комические видеосюжеты, которые размещаются на личных страницах пользователей социальных сетей, передаются друг другу по электронной почте и проч.);
  4. креолизованный мем — разновидность креолизованных текстов, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей (вербальной языковой (речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык))» [8, с. 180]. Основными компонентами креолизованного текста являются вербальная часть (надпись / подпись) и иконическая часть (рисунок, фотография, таблица). В разных типах текстов они встречаются в различных комбинациях.

Как же связаны мемы и орфографическая зоркость школьников? Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются еще в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач школьного обучения.

Однако формирование у учащихся орфографической зоркости это не только задача учителя, но и самих детей. Нам всегда говорили, что чтение способствует развитию орфографической зоркости. Но большинство ребят сейчас проводит все свое свободное время в интернете, а не с книжкой, следовательно, мемы они видят чаще, чем художественные тексты.

Но в последнее время количество мемов с орфографическими ошибками, с намеренным искаженным написанием слов значительно увеличилось. Речь идет не о безграмотности авторов, а об их особой игре при создании нового языка интернета.

Игра заключается в экспериментировании над языком, в созданий новояза (например, олбанскава йазыка, который был распространен в начале 2000-х), нарушении существующих норм, за счет чего и достигается комический эффект. Появление такого комического новояза говорит о способности пользователей Сети к словотворчеству, языковым экспериментам, однако это касается только взрослых, образованных людей, а на школьника чтение таких наполненных ошибками текстов может оказать пагубное влияние. Учащийся, не имеющий опыта критического отношения к тексту и не владеющий правилами правописания, может, во-первых, запомнить неверное написание слов, во-вторых, и вовсе увериться в ненужности правил орфографии.

Однако если рассмотреть этот вопрос с другой стороны, то демотиваторы и мемы могут приносить не только вред. Не случайно сегодня на просторах Интернета появилась масса сообществ, продвигающих идею правильного письма и использующих креолизованные тексты именно для этого. Такие тексты могут сами стать наглядным пособием для уроков русского языка в старших классах. Учитель может создать презентацию из набора демотиваторов, часто встречаемых в Сети, и попросить обучающихся найти ошибки (грамматические или стилистические), выписав примеры неверного словоупотребления, а затем рядом написать правильный вариант. Такое упражнение не только проверит знание правил орфографии, но и может способствовать формированию орфографической зоркости школьников, а в будущем поможет им не стать «заложниками» неграмотности в Сети. Другим вариантом использования демотиваторов на занятиях является создание «обратных» демотиваторов – мотиваторов, содержащих, например, основные правила русского языка или создание мемов с использованием мнемонических правил. Так в упрощенной, игровой форме можно напомнить подросткам важные правила орфографии, которые необходимы им для написания ОГЭ и ЕГЭ. Демотиваторы и мемы являются прекрасным материалом для игровых, конкурсных, творческих заданий, а разнообразие их тематики позволяет проработать большой массив лексики, указав обучающимся на возможные орфографические и стилистические ошибки, а также повысить интерес к изучению «лексических» тем (об антонимах, синонимах, средствах выразительности).

Ниже приведены одни из наиболее популярных мемов, которые расходятся с нормами орфографии.

Мем

Исправляем ошибки

Правило

1.Маленький
2.Большой

1. Использование распространенной опечатки, т.к. буквы «ь» и «б» расположены рядом на клавиатуре;
2. Использование Ь для смягчения согласных

1.Мышь
2.Крадется

1.Ь на конце имен существительных 3 склонения;
2.Проверяемая безударная гласная в корне слова;
3.Правописание -тся и -ться в глаголах

Радость

В русском языке на конце слова происходит оглушение согласного, напримерр, гриб - [грип]. Данный пример составлен по этому принципу.

Ешь

В русском языке любой глагол с шипящим на конце пишется с мягким знаком, поэтому словоешь” также правильно пишется только с мягким знаком.
И конечно, подумАй.

Вижу

Намеренное неверное написание слова, для достижения эффекта комизма

Я танкист

1. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
2. Пишем, не так, как слышим.

Не понял

1. Не с глаголами пишется раздельно.
2. Безударная проверяемая гласная в слове

Здравствуйте

Пример, намеренного искажения слова, для создания комического эффекта

Несмотря на то, что мемы с орфографическими ошибками несут много вреда детям, у которых еще не сформированы орфографические навыки, можно их использовать на уроках с благой целью.

Во-первых, сейчас в интернете существует большое количество мемов, направленных на усвоение правил, поэтому их можно включать в урок. Он станет более интересным, и это будет доступная для подростков форма подачи материала.

Во-вторых, можно создавать мотивирующие мемы по пройденным темам, выделяя изучаемые орфограммы. Например, при изучении -тся и -ться в глаголах можно вспомнить Крошку Енота, а при изучении обращения можно вспомнить кота Леопольда.

В-третьих, можно попросить ребят исправить ошибки в популярных мемах, если они совпадают с темой урока.

Таким образом, мемы, как и всякий элемент современной культуры (или антикультуры) можно заставить работать на образовательный процесс. Научить учеников оценивать мемы критически, отмечать в них ошибки – важная задача противостояния неграмотности в интернете.

Список использованной литературы

  1. Докинз Р. Эгоистичный ген / Р.Докинз. - Москва: Мир, 1993. - 512 с.
  2. Сычев А.А. Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект [Электронный ресурс] / А.А.Сычев. — Режим доступа: URL: www. abc-globe.com/sichev.htm.
  3. Горошко Е.И. Гендерные аспекты коммуникаций на примере образовательных практик Интернета / Е.И.Горошко // Educational Technology & Society. — 11(2). — 2008. — С. 388—411.
  4. Мишина О.В. Средства создания комического в видеовербальном тексте (на материале английского юмористического сериала «Monty Python Flying Circus»): автореферат диссертации... кандидата филологических наук / О.В.Мишина. — Самара, 2007. — 25 с.
  5. Сорокин Ю.А.Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. — Москва: Наука, 1990. — С. 180—181.
  6. Интернет-мем [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем.
  7. Все картинки взяты из разных групп сайта «Вконтакте».