В современном обществе перед учителем ставятся новые задачи не только дать знания, но и воспитать социально адаптированного человека, активного гражданина страны. В школы принимают всех детей не зависимо от их физических данных, социального статуса, языковых особенностей. Бесспорным является тот факт, что инклюзивное образование входит в нашу жизнь.
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей.
Ребенок с особыми образовательными потребностями – это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку программ для него.
В «Конвенции о правах ребенка», принятой государством, участники провозгласили и согласились с тем, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия по каким-либо признакам: что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семье как основной ячейке общества должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе.
В нашей стране все дети имеют право на образование. В общеобразовательных школах к нам приходят дети с алалией, детским церебральным параличом, синдромом двигательной гиперактивности, плохо видящие, дети с эпилепсией. Все они нуждаются в специальном образовании, которое отвечает особенностям их развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающиеся в общеобразовательных школах, находятся зачастую не в одинаковых условиях с остальными детьми. Такие детки утомляются быстрее, чем их сверстники – это негативно сказывается на их учебе, появляются проблемы в знаниях. Поэтому важно правильно организовать работу учителя, сделать ее максимально адаптированной к ученику с ОВЗ.
В этом году у меня появился ребенок-инвалид детства по зрению. Девочка родилась абсолютно слепой. Была проведена операция, и одному глазику вернули зрение на 60%. А ведь для человека зрение, пожалуй, является наиболее важным органом чувств, именно через него мы получаем максимальную информацию об окружающем. Видеть необходимо не только для того, чтобы воспринимать информацию, но и для общения с окружающими людьми, обучения, развития мышления. Поэтому даже небольшое снижение зрения у ребенка приводит к задержке и нарушению его речевого развития.
Мама привела девочку на консультацию. Было проведено тщательное специальное обследование характера нарушения речевой деятельности ребенка. Кроме неярко выраженного общего недоразвития речи и нарушенного звукопроизношения, выявлена общая моторная несформированность, плохая координация в пространстве, не сформирована мелкая моторика руки, к тому же ребенок – левша. У нее все буквы разной высоты, девочка не видит строчку, но знает буквы и умеет читать, однако пишет буквы и цифры зеркально. Уступает одноклассникам в скорости письма, все делает очень медленно, зато устно работает быстро, и слуховая память очень хорошая.
На основе диагностики учитель-логопед совместно с педагогом-психологом с учетом особенностей ребенка составили план индивидуального развития, определили образовательный маршрут, выработали стратегию работы с данным ребенком.
Важно совместное сопровождение ребенка учителем-логопедом и педагогом-психологом, которое осуществляется поэтапно. Коррекционно-развивающий этап предполагает проведение занятий на основе личностно-ориентированного подхода с учетом структуры дефектов. На аналитическом этапе происходит выделение положительных и отрицательных сторон деятельности, отслеживается динамика развития ребенка.
В данном случае большое значение было уделено коррекции общей и мелкой моторики руки, ориентировке в пространстве, пространственным представлениям; были поставлены звуки.
Письмо – это сложный вид деятельности, который вовлекает в работу кору головного мозга, органы зрения, слуха и многие мышцы тела, в том числе руку. У первоклассников еще не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, поэтому они не готовы к продолжительным нагрузкам.
В процессе работы у девочки наблюдалось:
- дрожание руки (что приводило к прерывистости линий);
- слабость мышечного тонуса (от чего ребенок быстро утомлялся, замедлял темп работы; на письме это проявлялось в тонких дрожащих линиях, недописывании слов, предложений);
- большое напряжение, плохо контролируемое движение пальцев рук (в этом случае письмо неряшливое, выходит за строчку, буквы разной высоты).
Учитель-логопед должен учитывать личность ребенка, как отрицательные его стороны, так и положительные, которые используются в процессе компенсации, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
Основное внимание в логопедической работе уделяется наиболее пострадавшим компонентам речи, в данном случае это фонетика, лексика, грамматика. Организация занятий, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту ребенка.
Для реализации личностно-ориентированного подхода в развитии ребенка с целью повышения качества коррекционно-логопедического воздействия выбрана индивидуальная форма работы. Занятия проводятся по коррекционной программе, которая подбирается в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Основная задача – максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка, развитие общей и мелкой моторики, обучение ориентированию в пространстве, в том числе в школе. С такими детьми рекомендуется проводить пальчиковые игры и, особенно, массаж пальцев и кисти руки. Используются следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрация. Во время массажа желательно включить приятную классическую музыку (Бетховена, Моцарта, Баха).
Эффективность использования массажа доказывается практикой. В результате восстанавливаются ослабленные мышцы, улучшается координация движений рабочей руки, снимается излишнее напряжение, приводящее к тремору руки. Увеличивается скорость письма и улучшается почерк. Это, в свою очередь, помогло девочке направить внимание не на техническую сторону письма, а на звукобуквенный анализ, «видение» и применение изученных орфограмм. Кроме того, у учащейся появилось время для контроля выполненной работы.
Процедура массажа проста и не утомительна для ребенка, но в то же время позволяет достигнуть в короткие сроки нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений и речевых зон коры головного мозга.
Повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения грамоте, а также предупредить развитие вторичных расстройств письменной речи позволяет также применение специально разработанных компьютерных технологий, учитывающих особенности развития детей с ОВЗ. Компьютерные игры позволяют предоставить учебный материал в яркой, интересной и доступной для ребенка форме, что вызывает у него повышенный интерес и ускоряет запоминание информации. Кроме того, компьютерные игры позволяют повысить мотивацию детей к обучению за счет того, что ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность и принимает решения, учится преодолевать трудности и самостоятельно оценивать свои результаты. В этой связи использование таких игр помогает развивать у детей такие качества как самостоятельность, усидчивость, собранность. Решению поставленной задачи способствуют такие специализированные компьютерные разработки как «Игры для Тигры» и ряд других компьютерных игр, например, «Баба Яга учится читать», «Лунтик. Русский язык». В данных компьютерных играх реализован целый ряд принципов, имеющих первостепенное значение для обучения детей с ОВЗ:
1. Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений, что способствует активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия.
2. Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений. Компьютерные технологии позволяют взаимосвязано работать над звукопроизношением, фонематическими процессами, лексическими и грамматическими средствами языка, артикуляционной моторикой, обратными речевыми кинестезиями, мелкой моторикой пальцев рук (работа с «мышью», клавиатурой), слуховым и зрительным восприятием, вниманием, вербальной и зрительной памятью, эмоционально-волевой и мотивационной сферами, словесно-логическим мышлением.
3. Принцип доступности обучения. Содержание заданий и методы их представления соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Задания даются в игровой форме. Результат работы ребенка оценивается самими мультипликационными героями. Программы просты в управлении.
4. Принцип индивидуализации обучения. Игры позволяют строить коррекционную работу с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.
5. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию. Применение игрового принципа обучения позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности ребят и позволяет продуктивно решать поставленные коррекционные задачи доступными средствами обучения.
6. Принцип воспитывающего обучения. При работе с компьютерными программами у ребят воспитываются волевые и нравственные качества (сотрудничество, сопереживание, соревновательность).
7. Принцип интерактивности компьютерных игр. Обучение ребенка происходит одновременно с наличием обратной связи в виде анимационных образов и символов, предоставляющих объективную оценку результатов деятельности.
Игры проходят на высоком эмоциональном уровне.
Итак, добиться высоких результатов в логопедической работе с детьми с ОВЗ позволяет:
- специальный отбор дидактического и наглядного материала для логопедических занятий,
- оптимальное распределение учебного времени на каждом этапе занятия,
- компетентная подача учебного материала,
- применение разнообразных форм и методов логопедического воздействия,
- использование компьютерных технологий и прочих технических средств обучения.
В результате регулярных логопедических занятий были отмечены существенные сдвиги в обучении, выразившиеся в постановке нарушенного звукопроизношения, расширении словарного запаса, умении строить предложения. Улучшилась общая моторика, координация движений, например, при игре в мяч, физической разминке. Почерк стал разборчивым, буквы выровнялись, учитель отмечает ее повышенную активность на уроке, девочка стала более организованной, лучше стала ориентироваться в школьном пространстве.
Таким образом, наметилось решение основной задачи воспитания и образования ребенка с ОВЗ – подготовки его к жизни в обществе в процессе взросления, чтобы жизнь его была в целом счастливым, и человек не чувствовал себя в обществе лишним. В результате этого человек оказывается интегрированным в социуме. Движение к этой цели – серьезный и нелегкий труд родителей и педагогов. Важно помнить, что для особого ребенка должно быть особое образование.