Урок окружающего мира на тему "Природная кладовая России – Кузбасс". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Познакомить с полезными ископаемыми Кузбасса.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к Родине.
  • Формировать важнейшие качества личности. Такие как патриотизм, ответственное отношение к окружающей среде, расширение кругозора.

Оборудование: атласы Кемеровской области, карты России и Кемеровской области, образцы полезных ископаемых.

Ход урока

I. Организация класса.

Здравствуйте, ребята.

Наш урок я хотела бы начать с таких строк. Я их вам прочитаю, а вы повторите.

Утром рано я встаю,
Песню звонкую пою.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуй, Родина моя!

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы поговорим о нашей Кемеровской области, о Кузбассе.

III. Новый материал.

У каждого человека есть Родина.

Большая Родина – это страна, где он живёт.

- Как называется наша страна? (Россия), (показать на карте).

И малая. Это место, где человек родился.

Посмотрите на карту нашей большой Родины, найдём на ней место, где вы родились (Кемеровская область).

Вот так она выглядит на карте России (Показать, наклеить на карту контур Кемеровской обл.).

Сегодня мы будем продолжать заниматься краеведением (Карточка).

- Посмотрите на это слово, напомните, что оно означает? (край, ведать)

Значит изучать свой край.

Кузнецкий край это не только индустриальное сердце России, но и редкий по красоте уголок с хвойными и лиственными лесами, горными перевалами, большими и малыми реками. Его ещё называют жемчужиной Сибири.

- Ребята, что вы можете сказать о местоположении Кемеровской области?

Кемеровская область находится на равном расстоянии от западных и восточных границ России. (Показать на карте)

Если быть очень точным, то настоящий центр России находится в городе Новосибирске, это не так далеко, всего 6 часов пути на автомобиле, там находится часовня, которая обозначает, что тут середина России.

Посмотрите на карту нашей области, протяжённость её с севера на юг 500 км, с запада на восток 300км. (Показать).

Площадь 96 тыс. квадратных километров, живёт около 3 миллионов человек. (Написать на доске).

По площади наша область превосходит такие страны как Венгрия, Австрия, Португалия.

IV. Работа с атласом Кемеровской области.

1. Откройте атлас стр. 4, обведите границы нашей области пальчиком.

2. Рассмотрите соседей нашей области, запомните их названия и местоположение.

3. Закройте атлас, назовите соседей по памяти (республика Алтай, республика Хакасия, Новосибирская область, Красноярский край, Алтайский край, Томская область)

(учитель приклеивает на доску карточки с этими названиями).

4. Пойти наклеить эти названия вокруг карты Кемеровской области, так как это было в атласе.

- Нашу область называют Кемеровской, Кузнецким краем, а кто знает какое ещё есть название? (Кузбасс).

- Что оно обозначает?

Это сокращённое название, Кузнецкий бассейн.

Кузбасс занимает первое место по добыче каменного угля в России. На карте каменный уголь обозначается черным квадратом (показать условный знак).

Атлас. Стр.5

  1. Найдите кузнецкий бассейн, он обведён чёрной линией.
  2. Назовите в каких городах добывают уголь?

(Ленинск-кузнецкий, Белово, Осинники, Новокузнецк, Междуреченск, Киселёвск, Мыски, Прокопьевск, Калтан).

Каменный уголь добывают двумя способами.

  1. Открытый. Добыча ведётся на угольных разрезах. Это когда уголь залегает близко к поверхности земли.
  2. Подземный. Тогда строят шахты, так как уголь залегает глубоко под землёй.

Толщина угольного пласта в Кузбассе составляет от 1 до 40 метров, таких толстых пластов нет нигде в мире.

Добывают уголь шахтёры. Труд шахтёра тяжёлый и опасный.

V. Немного истории.

Богатства нашей области были известны людям очень давно. 300 лет назад слухи о богатстве нашего края дошли до самого царя Петра 1, и он послал в Кузнецкую землю рудознатцев, т.е. специалистов, сейчас их называют геологами, на разведку. Цель была найти серебро, но оказалось, что не оно, а каменный уголь главное богатство Кузнецкой земли. Вместо серебра нашли огромнейшие залежи каменного угля.

- Может кто-нибудь из вас знает, как образовался каменный уголь?

Уголь образовался из растений, произраставших на земле 300 миллионов лет назад. В то время нашу планету покрывали непроходимые леса. Среди этих лесов раскинулось множество озёр и болот, наполненных гниющими листьями и растениями. Сухие ветви и листья падали с деревьев прямо в болота. Со временем они образовывали огромные толщи гниющей растительности. Впоследствии эти болота были затоплены морем. Гниющие листья и древесина были погребены под толстым слоем ила и песка на морском дне. Песок и ил всей своей массой давили на останки растений и в конечном итоге спрессовали их в пласты угля.

Ещё уголь называют чёрным золотом. (Дети рассматривают образец угля).

“Чёрное золото”

Как много это вещество значит для человека! Если представить себе, что вдруг всё оно разом исчезло. Что бы тогда случилось? Представишь — и рисуется страшная, унылая картина. Замерли без движения поезда на стальных путях. Остановились на заводах станки. Многие города и сёла погрузились во тьму, исчез электрический свет. Неподвижны трамваи. В больших домах с паровым отоплением царит холод; мороз леденит воду и рвёт водопроводные трубы... Жизнь замирает.

- Какие ещё полезные ископаемые вам известны?

Наша область располагает большими запасами песка, железной руды, глины, известняка, мрамора, гранита и гравия. Они используются для строительства зданий, дорог, отделки домов и площадей).

Мы с вами живём в Новокузнецке, это современный город, один из красивейших городов области. Сейчас я покажу вам самые известные и примечательные уголки нашего города, а вы попробуйте их узнать и назвать .

- А что вы сами можете рассказать о своём городе?

  • 397 лет
  • В нашем городе много шахт, разрезов и заводов
  • 1618 основан
  • Кузнецкая Крепость
  • Крупные предприятия
  • Много красивых мест

Всё что вы сказали верно, а ещё о нашем городе написано несколько песен, одну из них мы с вами сейчас послушаем.

Включить песню “Мой город”. Автор

VI. Подвести итог урока.

Всё что вы сегодня узнали — лишь малая крупица того, что вам ещё предстоит узнать о своей Родине!