Применение личностно ориентированных технологий образования на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Личностно-ориентированное образование является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики –  личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен   знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью,  ощущает внимание учителя к нему, он уважаем, никто  не может его оскорбить. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка.
Эффективность индивидуальной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его способности изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель, определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка.
В последние годы произошли весьма серьезные изменения в содержании исторического образования. В учебники теперь включены новые факты, нормой стало изучение различных интерпретаций событий и явлений, версий и гипотез. Поэтому задача школы на современном этапе состоит не в простой передаче определенной суммы, а в обучении способам самостоятельного овладения ими, формировании ключевых компетенций.
Это требует от учителя поиска новых, эффективных методов преподавания, с целью повышения познавательной активности учащихся на уроке, наполнения процесса обучения личностным смыслом. Сведение обучения к усвоению определенной суммы знаний и умений снижает ценность процесса познания, не позволяет в полной мере реализовать возможности его влияния на личность. В.В.Давыдов указывал, что «если предметом усвоения становятся теоретические знания, то результатом познания непременно должно явиться изменение самого ученика, его развитие, овладение новыми способами ориентации в действительности, новыми способами действия, а, значит, и становление новых способностей», т.е. его личностное развитие. Все это требует изменения подходов к образовательному процессу. [3]
Задачи, стоящие перед современным образованием, можно решить, обратившись к личностно-ориентированной педагогике (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, О.В.Заславская, С.В. Кульневич, В.В. Шоган). Именно она позволяет обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, становления ключевых компетенций. Это связано с тем, что основными принципами личностно-ориентированного преподавания являются природосообразность, культуросообразность, индивидуально-творческий подход, жизнетворчество и сотрудничество. [6]
Основной целью преподавания гуманитарных и общественных предметов в школе сегодня является выработка у учащихся собственной позиции по отношению к вопросам власти, личной свободы, гражданской ответственности и законности. Они должны помочь обучающимся научиться применять полученные знания при столкновении с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами.[4]  Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания должно помочь развитию у  обучающихся  активной жизненной позиции, приобретению способностей  коллективной работы по достижению общих целей, оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах  и отстаивать его.
Личностно-ориентированное обучение предполагает активное участие учеников в образовательном  процессе, основанном на самоорганизации. В результате у школьников происходит формирование и развитие способностей  переосмысливать содержание знаний, возникает личностное отношение к ним, способность к творчеству. Развиваются такие личностные  качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, давать оценку фактам и событиям, уважать чужое мнение, толерантность к окружающим. Все это
помогает ребенку обрести ценности и смыслы жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности, поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.
Личностно-ориентированное содержание требует для своей реализации адекватных педагогических технологий. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, творчество, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания и способов учения, сотворчества учителя и учащихся. В связи с этим важнейшими составляющими технологий личностно-ориентированного обучения являются: дискуссия, педагогическая поддержка, рефлексивность, создание ситуации выбора и успеха, диагностические, системное моделирование, проектировочная и творческая деятельность.[5]
Дискуссионность содержания образования формирует понимание проблемной неоднозначности выдвигаемых положений. При организации дискуссии или дебатов особое значение необходимо придавать условиям её проведения, созданию некоторой среды, ставящей учащихся в позицию экспертов, дающей возможность для оценивания, сравнения, критичности, мотивирования, самоутверждения, самореализации и т.д. Основой дискуссии является создание проблемной ситуации. В ходе дискуссии или дебатов участники учатся не только воспринимать высказываемые идеи, информацию, мнения, но и уважительно относиться к точке зрения других людей.
Кроме того, можно добиться успехов в развитии индивидуальных способностей учащихся, внедряя диалогические формы общения учеников и учителя. Ведь диалог – это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблемы. Диалог можно использовать на каждом этапе урока с целью активизации деятельности учащихся. Это может быть:
– учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
– решение нравственных проблем на базе исторических материалов;
– установление исторических параллелей (обсуждение проблем в группах);
– разыгрывание оценок;
– ролевые игры;
– театрализованное представление;
– деловые игры;
– сопоставление различных точек зрения на события;
– изучение дополнительной литературы.
Осуществление диалога учителя и обучающихся на уроке становится одним из ключевых условий личностно-ориентированных технологий образования, создания комфортной образовательной среды, воспитания учащихся в духе толерантности. Ведь диалогическая направленность в общении – это, прежде всего, ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание позиций, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству.
При этом необходимо уйти от традиционного диалога, построенного на вопросе учителя и ответе ученика. Необходимо строить вопрос так, чтобы ученик свободно мог высказать свое мнение (Как вы думаете…?, Каково ваше мнение…? и т.п.). Не спешить оценивать правильность ответа, а дать возможность высказать свои предположения другим учащимся. В результате в процессе дискуссии школьники совместно с учителем смогут найти ответ. Причем учитель, не навязывая своего мнения как единственно правильного, должен направлять мыслительную деятельность учащихся. Именно тогда приобретаемые знания будут осмыслены, наполнены личностным смыслом.
В этом случае дискуссия или дебаты на уроке:
– это доброжелательная, комфортная обстановка, когда ученику не страшно высказать свое
мнение, когда он не получит негативную оценку собственной личности или поведения;
– это поощрение активности того, кто задает вопрос, высказывает собственное мнение. Любое мнение не должно быть проигнорировано, все должны вникнуть и обсудить то, о чем говорится;
– это спор, защита собственной позиции, прояснение того, что не понятно, попытка докопаться до истины;
– это совместный творческий поиск, когда все вместе пытаются решить учебную проблему или задачу;
– это возможность для учеников проявить и сформировать собственную позицию, проявления ценностно-ориентировочной активности.
Таким образом, при создании условий для самоорганизуемой учебной деятельности учащихся важную роль играет педагогическая поддержка. Она реализуется через специально организованную деятельность учителя, помогающего ученику самостоятельно осознать содержание учебного материала. И здесь важную роль играет обучение школьников способностям работы с учебным материалом, историческим или обществоведческим текстом, умению анализировать, сопоставлять, делать выводы. Исторические и обществоведческие понятия не должны усваиваться как готовые знания, необходимо, чтобы они возникали в сознании обучающихся в результате логического выведения и построения. В этом случае достигаемые результаты усвоения являются продуктом собственной познавательной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.
Активизировать познавательную деятельность учащихся помогает создание на уроке проблемной ситуации. Процесс проблемного обучения складывается из двух необходимых этапов:
• постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;
• поиска неизвестного в ней путем самостоятельного исследования ученика, либо совместно с учителем.
В результате процесс усвоения начинается не с предъявления учащимся известного образца, а с создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подлежащее усвоению. В этом случае поиск неизвестного в проблемной ситуации совпадает с процессом усвоения новых знаний. Учитель же, помогая ученику постигать общие способы ориентации в исторической и современной  действительности, тем самым способствует развитию его мышления, становлению его личности.
Причем обеспечить необходимое развитие может оптимальная последовательность проблемных ситуаций, служащих усвоению новых знаний, их определенная система. При этом между ближайшими проблемными ситуациями может стоять достаточно сложная система иных знаний, предполагающих проблемное усвоение необходимых учебных сведений, выполнение заданий, служащих для развития учащихся и т.п. Последовательные проблемные ситуации в этом случае представляют собой основные звенья в становлении нового действия, в которых раскрываются новые отношения и условия, обеспечивающие более высокий уровень познавательной деятельности школьников. [6]
Важным моментом в формировании способности добывать необходимую информацию играет обучение учащихся правилам написания работ научного характера (исследований, рефератов, отчетов о проделанной работе), использование метода проектирования. Создание проектов, научно-исследовательская деятельность предоставляет обучающимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования способностей самостоятельного оперирования полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приемы мыслительной деятельности.
Проектная деятельность стимулирует самообучение и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство.
Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. [1]  К тому же коллективная работа над проектом избавляет учащихся от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации.
Хотелось бы, чтобы история и обществознание заставляли детей думать, творить, мечтать, созидать, чувствовать. Для того чтобы обучающиеся могли почувствовать данные предметы, они  должны пропустить полученные знания через себя, свои чувства и представления, создать свой образ видения исторического события или современного общественного явления, процесса. Решению этой задачи способствует использование творческих заданий, игровое моделирование, которые помогают наполнить знания детей эмоциональным, личностным содержанием. 
Занятия с учащимися имеют различные формы и виды. Это могут быть уроки, консультации, зачеты, семинары и конференции, учебные экскурсии. Выбирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их способностями.[4] Тип урока также зависит от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.
Многообразие форм проведения урока – одно из условий развития у обучающихся интереса к   предмету, повышения качества обучения.
Форма урока – понятие, отражающее основной способ подачи материала. Из традиционных форм учебных занятий особой популярностью пользуются лабораторные работы и практикумы. Лабораторное занятие – это такая форма урока, когда учащиеся должны работать с документами. В итоге лабораторной работы должен быть получен определенный результат. Иная форма – практическое занятие. Главное на нем – выполнение практических работ. Например, работа с контурными картами. [2] К нетрадиционным  относятся игровые, дискуссионные, оценочные уроки.
Система новых типов личностно-ориентированных уроков возникает как некоторая совокупность образовательных условий, которые нацелены на пробуждающиеся тенденции детского сознания в форме конструктов, моделей, смысловых переживаний и проектов.
Путь личностно-ориентированной технологии урока состоит в том, чтобы в предметном мире ребенок мог реализовать свое внутреннее «Я».
Личностно-ориентированные технологии  предлагают обращение к культурно-историческим и к современным общественным явлениям, процессам на уроках истории и обществознания через такие уроки как, например:
1) урок-образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории, общества и культуры. Это первый этап каждой новой темы. Главная его цель – создать у учащегося впечатление-образ тех знаний, которые ему необходимо будет усвоить.[3]
2) урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к «чистым» формам мышления. В процессе урока должен пробуждаться эвристический интерес, охватывающий все сознание обучающегося. В технологии личностно-ориентированного урока понятие мышления и логики приобретает качественно иной характер. Это объясняется тем, что урок логического мышления о закономерностях развития всех сфер общества, исторических событий понимается как условие открытия и переживания «чистых» состояний мышления детей. Урок завершается возвратом и разрешением проблемной задачи урока, приводящими сознание ребенка в устойчивое состояние «понимания».[5]
3) урок настроения имеет своей целью создание условий для пробуждения некоторой совокупности переживаний, что и представляет собой настроение. Урок настроения – это, прежде  всего, особая атмосфера исторических эпох, современных процессов и явлений, литературных  произведений, географических ландшафтов, музеев, культуры. Это цвет и свет  разных эпох и  современности.

В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция.

Список использованной литературы.

1. Бондаревская Е. В. Учителю о личностно-ориентированном образовании.– Ростов-на-Дону, «Ростиздат», 2006.
2. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.– М.,«Просвещение», 1988.
3. Лаврентьев В. В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения. // Завуч. – 2005. – №1.
4. Шоган В. В. Как изучать историю. – Ростов-на-Дону, 2007.
5. Шоган, В. В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов-на-Дону, «Учитель», 2003.
6. Якиманская  И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе.– М., «Сентябрь», 2003.