Конкурс научно-творческих проектов «Чудеса света Древнего мира»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Одной из наиболее актуальных и эффективных современных педагогических технологий является методика проектной деятельности обучающихся, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Конкурс научно-творческих проектов “ЧУДЕСА СВЕТА ДРЕВНЕГО МИРА”, в основе которого лежит методика проектной деятельности, направлен на реализацию целого ряда педагогических целей и задач:

  • воспитательная: воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.
  • образовательная: овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; овладение умением и навыками эффективного поиска, структурирования и качественной обработки информации для получения необходимого результата, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта;
  • развивающая: развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей; создание условий для стимулирования обучающихся к самообразованию и саморазвитию, творческого мышления и самовыражения, а также развитие коммуникативных способностей.

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Участники: к участию в конкурсе принимаются индивидуальные научно-творческие проекты или проекты авторских групп (до 3 человек). Количество авторов или авторских групп, заявленных от одной учебной группы (класса), не ограничивается. Для представления проектов на заключительном этапе конкурса авторы могут привлечь дополнительных участников (например, для инсценировки или воплощения задуманной авторами идеи), не входящих в состав авторской группы. Количество дополнительных участников не ограничивается.

Этапы проведения конкурса и условия их реализации:

1 Этап: организационно-подготовительный. На этом этапе определяется состав авторских групп и темы проектов. Темой проекта может стать произведение искусства, относящееся к эпохе Древнего мира и созданное не позднее V в. н.э. Авторам необходимо подать заявку на участие в конкурсе, указав Ф.И.О. автора (авторов), № учебной группы (класса), тему проекта, необходимое оборудование для его представления (аудио-видео техника, мультимедийная установка и др.).

2 Этап: разработка проектов. Для участия в конкурсе авторам необходимо подготовить:

1) Обоснование проекта в письменном виде, объемом до 10 страниц, через 1,5 интервала, 14-м шрифтом, в TimesNewRoman; формат страницы А-4; левое, верхнее, нижнее поля 2 см., правое 1 см.

Структурные элементы письменной работы:

  • титульный лист (образец прилагается);
  • актуальность выбранной темы;
  • цель проекта;
  • история создания произведения искусства, его автор (если известен), какое значение оно имело в его творчестве;
  • описание произведения искусства: средства и приемы создания художественного образа, особенности сюжета, композиции, избранный материал и особенности его образного осмысления, техника обработки материала и т.п.;
  • современное состояние произведения искусства;
  • значение произведения искусства во всемирном культурном наследии;
  • впечатление, которое оно производит на вас, ассоциации, которые вызывает его художественный образ.
  • список использованных источников и литературы;
  • приложения: фотографии, таблицы, схемы, рисунки и проч. (в основной объем работы не входят).

Работа должна иметь эстетичный вид и быть аккуратно вложенной в папку по файлам для каждой страницы.

2) Визуальное воплощение проекта может быть представлено в форме мультимедийной презентации, объемного макета, рисунков, самостоятельно подготовленных видеороликов и т.п.

Представленные материалы должны иметь эстетичный вид, соответствовать избранной теме и сценарию защиты проекта.

3) Сценарий защиты проекта. На защиту выносятся следующие положения:

  • актуальность выбранной темы для авторов проекта (т.е., чем вызван интерес к теме или почему выбрано именно это произведение искусства);
  • история создания произведения искусства, его автор (если известен), какое значение оно имело в его творчестве;
  • описание произведения искусства: средства и приемы создания художественного образа, особенности сюжета, композиции, избранный материал и особенности его образного осмысления, техника обработки материала и т.п.;
  • современное состояние произведения искусства;
  • значение произведения искусства во всемирном культурном наследии;
  • впечатление, которое оно производит на вас.

В сценарий включается демонстрация презентаций, макетов, рисунков и т.п., подготовленных авторами. Во время защиты проектов авторы могут использовать инсценировки на исторические сюжеты, музыку, отрывки из художественных фильмов, необходимые костюмы и декорации.

Время защиты проекта не должно превышать 7 минут.

3 Этап: защита проектов. К защите допускаются проекты, соответствующие обозначенным выше требованиям. Письменные работы и презентации сдаются за 2 дня до проведения конкурса. Проекты защищаются авторами по очереди в соответствии с хронологией создания выбранного произведения искусства. Оценивает проекты жюри в составе 5 человек, выбранных из приглашенных преподавателей вузов и сузов, преподавателей техникума (учителей школы) и студентов старших курсов.

Критерии оценивания проектов (Приложение 1):

  1. Наличие письменной работы и ее соответствие требованиям.
  2. Наличие визуального представления проекта (например, мультимедийной презентации, объемного макета, рисунков, самостоятельно подготовленных видеороликов и т.п.). Их соответствие требованиям: эстетичный вид, соответствие избранной теме и сценарию защиты проекта.
  3. Оригинальность защиты проекта, творческий подход.
  4. Достоверность исторических сведений.
  5. Соблюдение регламента защиты проекта (до 7 минут).

По каждому обозначенному критерию выставляется от 0 до 5 баллов. Для подведения общего результата баллы всех членов жюри суммируются (Приложение 2).

4 Этап: подведение итогов конкурса и награждение победителей. По итогам защиты проектов, жюри выбирает “7 чудес Света”, набравших наибольшее количество баллов. Гран-приз конкурса получает “8 чудо Света”, выбранное членами жюри коллегиально из наиболее понравившихся работ.

Предусматривается награждение отдельных проектов, оказавшихся лучшими в определенных номинациях: “Лучшая презентация”, “Лучший объемный макет”, “Самый креативный проект” и др.

Ожидаемые результаты конкурса:

  • Повышение интереса к дисциплинам “Искусство (МХК)” и “История”.
  • Развитие интереса участников к познавательной деятельности с целью получения новых знаний и умений.
  • Стимулирование самостоятельной деятельности обучающихся — индивидуальной, парной, групповой, выполняемой в течение определенного отрезка времени.
  • Интегрирование знаний, умений и навыков из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
  • Овладение участниками умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения.
  • Овладение участниками умением и навыками эффективного поиска, структурирования и качественной обработки информации для получения необходимого результата, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта.
  • Стимулирование участников, занявших призовые места дипломами победителей, а остальных участников сертификатами.

Проведение данного конкурса стало ежегодной традицией в стенах Государственного бюджетного образовательного учреждения Краснодарского края “Армавирский юридический техникум”. Неподдельный интерес со стороны студентов к участию в конкурсе, высокий уровень работ позволяет говорить о том, что поставленные цели и задачи были достигнуты в полной мере (Рисунок 1, 2, 3, 4). По окончании конкурса организуется выставка лучших макетов.