Опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Исторический и художественный аспекты

Разделы: Музыка


Цель: формирование активной слушательской и зрительской культуры.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста»; способствовать формированию более глубокого представления об исторической эпохе повествуемом в произведении; формировать представление о развитии культуры России XIX века.
  • Развивающие: повысить уровень познавательных способностей школьников; сформировать музыкально-слуховое представление; музыкальное мышление; развить коммуникативность навыков; раскрыть ценности художественного творчества.
  • Воспитательные: популяризировать оперное искусство, подготовить активную слушательскую аудиторию; развивать эстетические потребности; повысить общий уровень культуры, укрепить связи поколений; воспитать чувство гордости за великую русскую культуру, формировать нравственность, патриотизм.

Ресурсное обеспечение: компьютерная Презентация, раздаточный материал (театральная программка к спектаклю «Царская невеста», распечатка с отрывками из биографии Н.А.Римского Корсакова, план написания рецензии к спектаклю), видеофрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»: (Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред.)

1. «Увертюра» к опере;
2. Ария Марфы «Как теперь гляжу»;
3. Ариозо Грязного «Страдалица невинная, прости»;
4. Ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?».

Планируемый результат:

  • Сформированное представление о развитии культуры России в XIXв.
  • Умение соотносить художественное произведение с исторической действительностью.
  • Умение анализировать музыкальный спектакль с позиции театрального критика.

Практическое применение: разработанный урок может быть применён как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Здравствуйте уважаемая аудитория!
Сегодня, наш урок пройдёт в нестандартном формате. Учитель истории и учитель музыки вновь воссоздали свой творческий тандем для того, что бы предложить вам поучаствовать в краевом проекте «Дети на оперной сцене»

Крахмалюк: Нашу встечу я хотела бы начать с вопроса: необходима ли духовная культура современному техногенному обществу? Какую роль играет культура в нашем социуме? (возможные варианты ответов: культура формирует мировоззрение, помогает осознать своё место в мировом развитии, даёт эстетическое удовлетворение, прививает моральные нормы, культура в процессе творческих поисков бросает вызов обществу в виде проблем (нравственных, социальных, философских) на которые человечество ищет ответ, а решив проблему становиться на ступень выше в своём развитии и т.д.).
Человек не существует вне культуры, именно культура формирует личность человека. Известный культуролог XX в. Пётр Николаевич Савицкий писал: «Традиция – животворящий источник всякой культуры». Вот и у нас в школе рождается новая традиция. Второй год мы с вами участвуем в краевом проекте «Дети на оперной сцене» при содействии Пермского театра оперы и балета и школ города. 22 февраля мы с вами вновь посетим наш театр и послушаем оперу Н.А. Римского – Корсакова «Царская невеста». Именно этому событию посвящён наш урок, который мы проведём совместно с Валентиной Ивановной.
На отдельных листах я попрошу каждую мини-группу сформулировать и записать ваши ожидания от нашей встречи, вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ. (Время: 2-3 мин.). Оправдаем ли мы ваши надежды, на все ли вопросы вы найдёте ответы – мы узнаем в конце нашего урока. А слово я передаю учителю музыки – Валентине Ивановне.

Туровская: Опера – как жанр искусства.
В историческом развитии оперное искусство испытало много изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже 16-17 вв. В России оперное искусство получило развитие в 17в. Особенно хочется остановиться на возникновение оперного искусства в Перми. Пермский театр оперы и балета был основан в 1870 г. Однако оперное искусство в Перми зародилось задолго до строительства театрального здания. В 1843г. пермской публике была представлена первая опера. Удивительно, но артистическая труппа была собрана из крепостных крестьян.
Но, вернёмся к оперному искусству. Опера – сложное, элитарное искусство, доступное образованному и культурному человеку. Слово «оpera» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. Литературная основа оперы – либретто. Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия. Опера – жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись декорации и костюмы. Расцветом оперного искусства в России является XIX в.

Крахмалюк: Именно в XIX веке русская культура заняла выдающееся положение в мировой культуре, поднявшись на невиданную высоту. Окончательно утвердились и закрепились национальные формы и традиции в русском искусстве, особенно в музыке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н.А.Римского-Корсакого «Царская невеста» и постараемся провести связь между историческими событиями и художественным произведением. Древнегреческий философ Аристотель утверждал: “Художественное изображение истории более научно и более верно, чем точное историческое описание. Поэтическое искусство проникает в самую суть дела, в то время как точный отчет дает только перечень подробностей”. Музыка обладает особым свойством. На уровне эмоций и чувств, происходит постижение истории. И историк и композитор должны обладать талантом перевоплощения, чтобы суметь ощутить другую эпоху и реконструировать прошлые события, максимально достоверно описать мотивы поступков человека. Оба должны быть знатоками человеческой психологии. И композитору и историку часто бывает нужно, чтобы описываемое (эпоха, событие, люди) резонировала в их сердцах, вызывая определенные эмоции.

Туровская: Целью наших встреч является формирование целостного представления об опере в историческом и культурном контекстах. В связи с этим мы предлагаем начать нашу работу с исследования творческого пути композитора Н.А. Римского-Корсакова. Перед вами – пакет с заданиями. Одно из них посвящено биографии Н.А.Римского Корсакова. Вам предлагается из отдельных эпизодов жизни композитора синхронизировать его жизненный и творческий путь. На выполнение задания отводится 3 мин.

Работа в группах

Биография Римского-Корсакова

Римские-Корсаковы происходят из древнего рода воинов и моряков. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в маленьком городке Тихвине на Русском Севере. Его отец – отставной волынский губернатор, фактически сосланный в Тихвин за гуманное отношение к восставшим полякам. Мать была дочерью богатого орловского помещика и крепостной крестьянки.
Музыку в их доме любили все, но семейная традиция готовила детям совсем иной путь. «Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком», – писал Николай Андреевич позже.
В 12 лет его определили в Морской кадетский корпус в Петербурге. Петербург дал ему возможность серьёзно заняться музыкой. Он брал частные уроки игры на фортепиано и композиции, ходил в итальянскую и русскую оперу. Сам начал сочинять. Потребность в музыке была так сильна, что он в Морского корпуса создаёт маленький хор.
В это же время состоялось его знакомство с композитором Милием Алексеевичем Балакиревым, который в 1850е гг. собирает содружество композиторов «Могучую кучку». В это содружество вошли такие видные композиторы как Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Цезарь Антонович Кюи. Вскоре Римский-Корсаков стал своим в этом союзе. Военная карьера постепенно замещалась музыкальной. В 1871 г. композитор занял место профессора молодой Петербургской консерватории.
Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. «Могучая кучка» объявляет своим главным принципом деятельности – служение народу, поиск национальной самобытности. Они изучали русский музыкальный фольклор, церковные песнопения. Идеологическую поддержку своей деятельности они находили в работах Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского – теоретиков «общинного социализма».
В творчестве Н.А. Римского-Корсакова расцветала сказка. Он пишет музыку к произведениям Пушкина «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды, о победе добра над злом, насилием и несправедливостью.
Римский-Корсаков написал оперы и на исторические сюжеты: «Псковитянка» и «Царская невеста». Оба произведения возвращают нас в эпоху правления Ивана Грозного. Опера «Царская невеста» написана по одноимённому произведению русского драматурга и поэта Л.А. Мея. Либретто к опере написал знаток литературы и старины, бывший ученик Н.А. Римского-Корсакого и его друг И.Ф.Тюменев. Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899г. Три оперы на сюжеты из русских сказаний оказались зловеще пророческими. Опера «Кащей Бессмертный» переросла в революционный митинг, и потребовалось вмешательство полиции. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» прозвучало гимном защитникам Отечества. Острота сатиры и антимонархическая направленность последней оперы «Золотой петушок» были настолько очевидны, что Римскому-Корсакову отказали в ее постановке, впервые на сцене опера прозвучала уже после смерти композитора. Всего Римский-Корсаков написал 15, но неудача с «Золотым петушком» окончательно подорвала его здоровье. Композитор умер 20 июня 1908 года на даче под Петербургом в возрасте 64 лет.
Работа остаётся у вашей команды и пригодится вам для дальнейшего исследования

Туровская: История создания оперы «Царская невеста»
«Царская невеста» – одна из самых проникновенных опер Н.А.Римского-Корсакова. Опера «Царская невеста» – реалистическая лирическая драма, насыщенная острыми сценическими ситуациями. В основу оперы «Царская невеста» положена одноимённая драма русского поэта Л.А. Мея. В опере Римского – Корсакого сюжет не претерпел существенных изменений. В либретто, написанное И.Ф. Тюменевым вошли многие стихи драмы. Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899 года.

Крахмалюк: Почему же опера называется «Царская невеста»? В основе сюжета лежала реальная история: попытка Ивана Грозного жениться в третий раз.

Туровская: В создании оперы композитор шел новыми путями. Он обратился к широкой мелодии и вокалу. Стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу, то есть при выразительном оркестровом звучании первое место он отдал пению. Изумительны все сольные эпизоды. Каждая ария – это характер, судьба, это развернутая панорама личной драмы.
Предлагаю вашему вниманию послушать арию Марфы, главной героини оперы «Царская невеста». Обратите внимание на девичью красоту, на спокойствие и умиротворение героини. Предвкушая счастливую встречу с любимым человеком, Марфа делится своими переживаниями со своей подругой.

Видеоролик. Слушание: «Ария Марфы» (Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред.)

Крахмалюк Судьба Марфы Собакиной относится к малоизвестному эпизоду российской истории, но он упоминается в исторических летописях и в исследованиях Н.М. Карамзина. Вот что он пишет…

Выступление учащихся.

(Звучит увертюра)

История женитьбы Ивана Грозного на Марфе Собакиной

I-й ведущий: Смерть первой жены Анастасии Романовны и второй жены Марии Темрюковны вызвали у Ивана Грозного психические расстройства. Он приходил в необузданную ярость по малейшему поводу, а то и без всякой причины. Намеренно не женясь, царь пустился в тяжкий блуд, окружил себя множеством наложниц, обрюзг, лицо его пожелтело. А было ему всего сорок лет. Наконец, ему в голову пришла мысль сыграть еще одну свадьбу.

II-й ведущий: Иван Грозный приказал собрать в Александровой слободе лучших красавиц со всей России на «смотрины», чтобы выбрать себе невесту. Всего прибыло около двух тысяч девиц. Выбор царя пал на 19-летнюю Марфу Собакину, дальнюю родственницу опричника Малюты Скуратова. Отца ее, Василия Собакина, Иван Грозный тут же сделал боярином и подарил ему село Ильинское-Телешово, куда вскоре Собакины переселились.

I-й ведущий: Самой царице Марфе в Ильинском-Телешове бывать не пришлось, так как царь торопил со свадьбой, которая и состоялась 28 октября того же 1571 г. в Троицком соборе Александровой слободы. В этот же день Марфа занемогла, вечером слегла и больше не поднималась; 13 ноября она скончалась. Похоронили ее со всеми царскими почестями в московском (кремлевском) Вознесенском женском монастыре, где обычно хоронили цариц и княгинь. Как известно, смерть молодой царицы Иван Грозный приписал «злой порче» со стороны ненавистных ему людей, в том числе некоторых Собакиных. Шли слухи о том, что царскую невесту отравили. По «розыску» о смерти Марфы пошло на плаху двадцать человек.

II-й ведущий: Можно представить, как неистовствовал Иван! Ведь по христианскому обычаю, он не имел право больше жениться. Тогда царь велел созвать церковный собор, и послушные ему иерархи признали брак с Марфой недействительным, что позволяло им дать разрешение царю жениться еще раз. Они лишь потребовали от царя покаяния и наложили на него легкую епитимью – совершать каждый день сто поклонов перед иконами в течение одного года. Так и вошла в нашу историю Марфа Васильевна Собакина – не законной женой Ивана Грозного, а царской невестой.

Крахмалюк И вот что крайне любопытно: когда в 1928 году в Московском Кремле вскрыли гробницу Собакиной, несчастная невеста лежала, как живая, совершенно не изменившись, словно спала, хотя прошло более 350 лет с момента ее погребения. «Присутствующим показалось, что совершилось чудо: в гробу лежала очаровательная девушка, правда, мертвенно бледная, но будто живая». Объяснения этому феномену так и не нашли. Однако умершие от яда так не сохраняются...

Туровская Невозможно постичь оперу без предварительного изучения сюжета. В стенах театра, перед спектаклем обычно предлагают программки. Но, к сожалению, в типографии произошла техническая проблема, и некоторые слова остались не пропечатанными. Мы предлагаем вам восстановить отсутствующий текст. На выполнение этого задания отводится 5 мин. Не забывайте о первом выполненном задании. Оно вам поможет в полном восстановлении программки.

Самостоятельная работа: восстановление театральной программки – 5 мин.(Приложение 1)

(Звучит увертюра)

Туровская Вы познакомились с кратким содержанием оперы. Для получения более полного впечатления о сюжете оперы предлагаю вашему вниманию музыкальный фрагмент о признании Грязного в содеянном и арию обезумевшей от горя Марфы. Эта полная драматизма сцена является кульминацией оперы.

Видеоролик. Слушание: «Ария Грязного» и «Ария Марфы». (Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред.)

Крахмалюк Восстановленные программки остаются у вас. Я рекомендую взять их с собой на спектакль. Предлагаю вернуться к вашим ожиданиям в начале урока. Прошу озвучить те вопросы, которые вы имели в начале урока и получили ли вы на них ответы в процессе нашего занятия.

В заключение, предлагаю вам осмыслить сегодняшний урок, полученную информацию. Я прошу вас взять по листу с незаконченной фразой и завершить её.

Лично мне…
Для меня стало открытием того, что…..
К сожалению …..
Мне удалось осознать …..
Неожиданным для меня стало …..
Мне кажется, что …..
Было бы лучше, если бы …..
Без сомнения …..
К своему удивлению я …..
Я считаю что …..
Я уверен(а), что …..
Меня приятно удивило, что …..

Туровская: Подводя итог нашей встречи, хочется подчеркнуть общее и разное в истории и музыке. Музыка – это переживаемые нами мысли, чувства, эмоции. История – это объективно переживаемая реальность. Исторический сюжет придает музыкальному произведению особый интерес. Музыка, отображающая конкретный исторический момент, придает ему яркость и образность.
Спасибо большое за творческое сотрудничество.

Крахмалюк: В нашей школе как всегда, первая неделя марта открывает театральный сезон. В связи с этим объявляется конкурс «Театр+мы» . Одним из этапов конкура является написание рецензии на просмотренный спектакль. В качестве домашнего задания вам предлагается написать рецензию на спектакль «Царская невеста». Лучшие работы будут отмечены на внутришкольном этапе конкурса, а победители отправлены на конкурс проекта «Дети на оперной сцене» и размещены на сайте.