Урок по теме «Конституция РФ»

Разделы: История и обществознание


“Чтобы быть свободным нужно подчиняться законам”.
(античное высказывание)

I Вступительное слово учителя

Сегодня у нас необычный урок, урок- практикум по главе “Конституция РФ”. Актуальность темы не вызывает сомнения. В настоящее время все большее внимание уделяется воспитанию граждан и патриотов России. Наша задача, как выпускников качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Посмотрите внимательно на тему и сформулируйте цель урока.

(повторить, закрепить основные понятия темы, прорешать разноуровневые задания ЕГЭ.)

II Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по модулю Конституция РФ <Приложение 1>

(включен проектор, высвечивается тема, цели)

III Мозговой штурм

1.Дать понятие “конституционное право”

2.Как называется документ, являющийся основным законом нашего государства?

3.Дать понятие “конституция”

4.Каким образом принималась конституция?

5.Какие типы конституций вы знаете? (писанные – неписанные)

6.История Конституций. Сколько было Конституций в РФ? В СССР?

7. Структура Конституции?

8.Что такое “преамбула”?

9.Самая большая глава? Почему?

(презентация)

IV Анализ статей Конституции <Приложение 1>

1.Когда была принята ныне действующая Конституция?

2.Что является высшей ценностью по Конституции? (найти статью)

3.Какие формы непосредственного выражения власти предусмотрены в Конституции? (статья)

4.Сколько видов субъектов в Российской Федерации? (статья)

5.Является ли какая-нибудь религия в нашей стране государственной? (статья)

6.Дейтельность каких объединений запрещена в РФ? (статья)

7. Кому принадлежит земля в современной России по Конституции? (статья)

8.Могут ли республики, входящие в состав России иметь свои Конституции? (статья)

9.Кто является носителем источника власти и суверенитета? (статья)

10.Какие социальные гарантии имеют граждане России по Конституции? (статья)

11.Обязанности человека и гражданина по Конституции (статьи)

V Творческое задание - работа с синквейном <Приложение 1>

(лист с синквейном на проекторе)

Каждая группа составляет свой синквейн, выбирает лучшие и мы прослушаем. (2 минуты)

VI Презентации

Было дано творческое задание 4 группам: подготовить презентации по 4 основным разделам Конституции, тем разделам, которым уделяется много внимания в ЕГЭ. Причем не только информативные презентации, но ученики сами должны были составить, разноуровневые вопросы ЕГЭ, используя Конституцию.

1.Презедент РФ – презентация <Приложение 2>

Класс выполняет задания на листочках, сразу проверка, озвучивание баллов.

2.Законодательная власть – презентация <Приложение 3>

3.Исполнительная власть – презентация <Приложение 4>

4.Судебная власть – презентация <Приложение 5>

Проверка, озвучивание оценок.

VII Задачи <Приложение 6>

Ученикам раздаются правовые задачи, заранее разработанные учителем. Учащиеся должны решить эти задачи, с опорой на конкретные статьи Конституции.

VIII Аналитическая справка < Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10 >

Было дано опережающее проблемное задание в СМИ: найти материал о сущности политического режима, сложившегося сегодня в России. Какие аргументы высказывают авторы статей? Попытаться сформулировать собственную позицию. Результаты оформить в виде аналитической справки.

  • 1-й выступающий - в России демократия
  • 2-й выступающий - в России олигархия
  • 3-й выступающий - в России милитократия

Результат по аналитическим справкам.

IX Итог урока:

Аналитическая таблица, разработанная учениками < Приложение 11>

Значимость правовых знаний (грамотности) и правовой культуры в современном динамично развивающемся обществе. Самым главным достижением этих лет является то, что мы делаем первые шаги в сторону строительства правового демократического государства, основным законом которого является Конституция.

X Домашнее задание - на проекторе

XI Озвучивание оценок

Современная притча

Первый знает конституцию наизусть.

Второй написал на нее памфлет.

Третий провел постатейный анализ конституции.

Первый считает себя самым важным для общества человеком – юристом.

Однако второй - значительно важнее: он работает как отрицательная обратная связь в управлении обществом.

Но третий важнее обоих. Он важнее тысячи вторых и многократно важнее всех вместе взятых первых. Ибо только он способен отыскать выход из тупика.

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15