"Имя прилагательное как часть речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Цели урока:

- повторить теоретические сведения об имени прилагательном;

- уметь определять роль прилагательных в художественной литературе;

- закрепить навыки написания кратких прилагательных и уметь отличать их от полных прилагательных;

- развивать навыки работы с текстом, навыки морфологического разбора имени прилагательного, навыки синтаксического разбора предложения;

- развивать умение конструировать предложения, составлять связный текст; развивать самостоятельность учащихся, используя творческие задания;

- воспитывать у учащихся чувство позитивной оценки и самооценки; интерес к изучению русского языка.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Но он необычный. Мы с вами отправляемся…..

- А куда мы с вами отправляемся?

- Помогите мне, ребята. Закончите предложение, исключая иностранные буквы.

Rвjпwуqтzеhшiеsсlтvвwиnеd

- Правильно, наш сегодняшний урок называется “Путешествие в страну Имени Прилагательного”. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но я надеюсь, что мы с вами все преодолеем. А для этого нам понадобятся все те знания, которые мы приобрели в 5 классе об этой части речи, а также смекалка и сообразительность, взаимовыручка и ваше творческое воображение.

- Представьте себе, что все мы вместе оказались в необычном вагоне. У каждого билет до конечной станции “Имя Прилагательное”. В пути нам предстоит сделать несколько остановок.

- Итак, сели поудобнее (спинки выпрямили, головы подняли), открываем свои путевые дневники, записали в них число, вид работы (классная работа) и пункт назначения (тема: “Имя прилагательное”).

- У каждого из вас есть проездной билет, где вы будете отмечать, какие станции мы проезжаем.

- Дан сигнал к отправлению! В добрый путь!

2. Станция “Теоретическая”.

- Мы с вами в дороге. Весело беседуем друг с другом, всматриваемся в пробегающие за окном вагона поля, леса, маленькие полустанки. А вот и первая остановка. Станция “Теоретическая”.

- Посмотрите, рядом со станцией красивое ромашковое поле. Давайте прогуляемся, подышим свежим воздухом, насладимся природой.

- На каждой парте по одной ромашке. Работаем в парах. По очереди, срывая по одному лепестку, каждый из вас отвечает на вопросы. Вспомните сведения об имени прилагательном. На этой станции задержимся около четырех минут.

Вопросы.

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  3. Как изменяется имя прилагательное?
  4. С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
  5. Каким образом согласуется имя прилагательное?
  6. Какова синтаксическая роль в предложении?
  7. Как правильно определить падежное окончание имен прилагательных?
  8. Какие бывают имена прилагательные по форме?

- А теперь давайте проверим правильность ваших ответов. На доске вопросы.

- Сравнив наши ответы с ответами своего соседа, каждый оценивает ответ своего товарища и ставит отметку в путевой листок напротив станции “Теоретическая”.

- Ребята, что бы мы ни делали, где бы ни были, человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов. По частоте употребления прилагательные занимают 5-е место (после сущ., глаголов, местоимения, предлогов).

- Посмотрите на следующий слайд и прослушайте задание: по данным словам – признакам предмета (именам прилагательным) отгадайте слово – предмет (имя существительное).

  • Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый….. (котенок).
  • Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое…..(яблоко).

Задание наоборот “Подари предмету признак”.

  • Цыпленок….(желтенький, желторотый, беспомощный, голодный…)
  • Коготки котенка…(острые, крошечные, цепкие, сердитые…)
  • Мякоть персика до созревания…(твердая, кислая, горькая, невкусная…)
  • Мякоть персика после созревания…(мягкая, сочная, сладчайшая, ароматная…)

- Какой вывод мы с вами сделаем? Зачем нам нужны имена прилагательные в речи? (имена прилагательные указывают на качества предметов, обладают языковой красочностью, обогащают нашу речь, делают ее яркой, красивой, распространяют предложения).

- Правильно! Ребята, велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

3. Станция “Практическая”.

- Мы с вами продолжаем путь. Долго ли, коротко ли время бежит, но добрались мы до новой станции – “Практической”.

- Пора нам показать, насколько прочно мы усвоили знания о прилагательном и умеем ли их практически использовать.

Задание: каждый из вас выбирает один из уровней себе по силам и выполняет задание.

1 уровень: Спишите, выделяя окончания прилагательных, определите род, число, падеж.

Ранн…. утро! Серебрист…. снежком засыпана узк…. тропинка в зимн… лесу. На верхушку зелен…. елочки взгромоздился красногруд…. снегирь.

2 уровень: Спишите, выделяя окончания прилагательных. Определите род, число, падеж прилагательных. Выберите строку, в которой дан правильный ответ. Замените прилагательные в тексте так, чтобы текст можно было назвать “Зимнее утро в лесу!”

Ранн…(1) утро! Серебрист… (2) снежком засыпана узк….(3) тропинка в зимн…(4) лесу. На верхушку зелен… (5) елочки взгромоздился красногруд… (6) снегирь.

А. 1 (ср.р., ед.ч., И.п.), 2 (ср.р., ед.ч., Т.п.), 3 (ж.р., ед.ч., И.п.), 4 (м.р., мн.ч., Р.п.), 5 (ср.р., ед.ч., И.п.), 6 (м.р., ед.ч., И.п.).

Б. 1 (ср.р., ед.ч., И.п.), 2 (ср.р., ед.ч., Т.п.), 3 (ж.р., ед.ч., И.п.), 4 (м.р., ед.ч., Т.п.), 5 (ж.р., ед.ч., В.п.), 6 (м.р., ед.ч., И.п.).

В. 1 (ср.р., ед.ч., И.п.), 2 (м.р., ед.ч., Т.п.), 3 (ж.р., ед.ч., И.п.), 4 (м.р., ед.ч., П.п.), 5 (ж.р., ед.ч., Р.п.), 6 (м.р., ед.ч., И.п.)

3 уровень: Допишите текст, используя опорные слова (1-2 предложения). В придуманных вами предложениях у прилагательных определите род, число, падеж. Постарайтесь поставить прилагательные во всех родах и в разных падежах. Слова для справок: хрустальный, морозный, золотистый, яркий, легкий.

- На эту работу даю вам 8 минут.

Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.

- Выполните одно задание по выбору из трех.

- Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание первого уровня.

- Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание второго уровня.

- Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание третьего уровня.

Оценивание результатов работы разноуровневого упражнения.

1 уровень – “3” и “4” (базовый, задания репродуктивного характера)

2 уровень – “4” и “5” (задания частично-поискового характера)

3 уровень – “5” (задания творческого характера)

Проверка: Чтобы проверить это задание, давайте выслушаем некоторых учащихся. Кто желает ответить? (Ученики, выполняющие 1-й уровень, 2-й уровень, 3-й уровень).

- Оцениваем свою работу по пятибалльной системе, как мы всегда с вами делаем:

Без ошибок и без помарок – оценка “5”,

Одна или две ошибки, помарки – оценка “4”,

Три, четыре ошибки – оценка “3”, думаю, что двоек за эту работу у нас нет.

- Поставьте отметки напротив станции “Практическая”.

Ответы:

2 уровень: 1 вариант:

В. Раннее (ср.р., ед.ч., И.п.) утро! Серебристым (м.р., ед.ч., Т.п.) снежком засыпана узкая (ж.р., ед.ч., И.п.) тропинка в зимнем (м.р., ед.ч., П.п.) лесу. На верхушку зеленой (ж.р., ед.ч., Р.п.) елочки взгромоздился красногрудый (м.р., ед.ч., И.п.) снегирь.

2 вариант: В. В голубоватом (м.р., ед.ч., П.п.) снегу переплетаются причудливым (м.р., ед.ч., Т.п.) узором глубокие (мн.ч., И.п.) следы рыженькой (ж.р., ед.ч., Р.п.) лисицы и доверчивого (м.р., ед.ч., Р.п.) зайчишки.

3 уровень: 1 вариант: Хрустальным (м.р., ед.ч., Т.п.) звоном звенит морозная (ж.р., ед.ч., И.п.) тишина. В золотистых (мн.ч., П.п.) лучах яркого (ср.р., ед.ч., Р.п.) солнца танцуют легкие (мн.ч., И.п.) снежинки.

2 вариант: Веселый (м.р., ед.ч., И.п.) клест нарушает волшебную (ж.р., ед.ч., В.п.) тишину. Со звонким (м.р., ед.ч., Т.п.) криком ищет он на высоком (ср.р., ед.ч., П.п.) дереве еловую (ж.р., ед.ч., В.п.) шишку.

Физкультминутка

- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

4. Станция “Историческая”.

- Стучат колеса, мчится поезд. И вот новая станция “Историческая”. Она получила такое название потому, что именно здесь в любом справочном бюро можно получить информацию о рождении на свет, о правописании, о лексическом значении разных прилагательных. Сегодня мы узнаем только о некоторых. Кое-кто из пассажиров вагона приготовил заранее сообщения о прилагательных. Итак, знаешь ли ты, что…

Опрятный: Слово “опрятный”, как ни странно, происходит от глагола прятать. Какова же смысловая связь между этими словами? Оказывается, что глагол прятать (опрятывать) некогда (да и сейчас в отдельных говорах) означал “приводить в порядок, убирать, наводить чистоту”. Отсюда опрятный — чистый, аккуратный.

Бордо, хаки, беж, электрик: В русском языке существуют неизменяемые прилагательные. Чаще всего они обозначают различные степени и оттенки цвета: бордо (темно-красный цвет), хаки (серо-зеленый, защитный), беж (светло-коричневый с розовато-желтым оттенком), электрик (голубой или синий с серым отливом). В разговорном языке некоторым из них соответствуют изменяемые прилагательные (бордовый плащ, бежевая блузка).

Нелепый, пасмурный: В старину в русском языке существовали прилагательные лепый (красивый), смурный (хмурый). Сохранились они в современных словах “нелепый”, “пасмурный”.

Прочный: Прилагательное прочный происходит от слова “прок”, то есть “беречь, оставлять на будущее”. Таким образом, прочным стал называться предмет, изготовленный на долгое время, накрепко, прочно.

Красный: Прилагательное красный обозначало в старину то, что сейчас обозначается словом красивый. Вспомните слова из старинных народных песен: красные девушки, красный молодец, красное солнышко; поговорку: “Не красна изба углами, а красна пирогами”. Красная площадь в Москве называлась так много столетий назад потому, что это означало красивая площадь. В некоторых славянских языках и говорах (например, в Закарпатье) и сейчас говорят: красно, то есть хорошо, красиво.

- Молодцы, спасибо вам за полезную и интересную информацию.

- Оценим подготовку ребят. Какие отметки им поставим?

- Те, кто отвечал, ставят на своих листках отметки.

5. Станция “Морфологическая”.

- Мы продолжаем наш путь. И вот снова остановка – это станция “Морфологическая”.

- Запишем предложение: Могуч, высок ветвистый дуб.

- Выписываем прилагательное высок и выполним морфологический разбор. У доски один учащийся, остальные в своих тетрадях.

- Оценим работу у доски, поставим отметку напротив станции “Морфологическая”.

6. Станция “Игровая”.

- Имя прилагательное — веселая и яркая часть речи. И мы, прибыв на станцию “Игровая”, проведем ряд игр.

Игра 1.

Задание: На первой парте каждого ряда лежит карточка, на которой записаны полные прилагательные. Ваша задача – рядом с полным прилагательным записать краткое прилагательное и передать соседу. Последний поднимает руку вверх.

- Чей ряд выполнит быстрее задание, тот и выиграл!

Карточка:

горячий колючий нехороший плакучий
трескучий дремучий могучий пахучий
неуклюжий свежий жгучий пригожий

- Внимание на слайд: проверим написание кратких прилагательных.

- Последний проверяет написание кратких прилагательных.

Игра 2.

- А теперь следующее задание. Хочу проверить, умеете ли вы отгадывать загадки, в которых основой является прилагательное.

Загадка 1.

Черное тихонько лежало на полу, серое тихонько пряталось в углу, черное легонько лапой шевельнуло, серое проворно хвостиком вильнуло. (Кот и мышь).

Загадка 2.

Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома, длинноносый, длинноногий, длинношеий, безголосый, он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист).

Загадка 3.

Этот дом не деревянный, он прозрачный и стеклянный, нету номера на нем, а жильцы в нем не простые, не простые – золотые! Эти самые жильцы знаменитые пловцы! (Аквариум).

7. Станция “Творческая”.

- Мы подъезжаем к конечной станции – станции “Творческой”.

Задание: поочередно, вставляем в предложения прилагательные, подходящие по смыслу. Показать – каким членом предложения они являются.

Наступила … весна. По утрам ещё пробирает … морозец, но зато после полудня светит …. солнце. Его …. лучи проникают в самые ….. уголки … кабинетов. Вот и …. кот примостился на … заборе и вылизывает свою ….. шёрстку.

8. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна, невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи и звуки - становится серым, однообразным.

- Надеюсь, что, заканчивая урок, мы можем сказать:

Имя Прилагательное, Мы с тобой дружны. -

Будем знать тебя, беречь, чтоб с тобой могли мы

Сделать красивой нашу речь.

- Что вам запомнилось? Что было трудно?

- Что нового узнали на уроке? А что хотели бы повторить?

- Свои путевые листки сдайте мне на стол.

- Урок закончен. Всем спасибо.