Обобщающий урок по русскому языку "Обособленные члены предложения" (с применением сингапурских обучающих структур). 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Сингапурские обучающие структуры являются формами управления учебным процессом. Учебные занятия проводятся в форме тренингов и игр, которые детям дают не только знания и навыки, но и учат их мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.

В Сингапурской системе задействован во время урока весь класс. Учащиеся сидят по командам (4 человека). Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть партнер по плечу и партнер, который сидит напротив. Каждый ребенок имеет свой номер в команде.

На своем уроке я использовала некоторые сингапурские обучающие структуры, которые помогли мне обобщить учебный материал, а также проверить знания у всех учащихся. В результате действительно работали все ученики, урок получился необычным, очень насыщенным, динамичным. Я убедилась в том, что достаточно сложный материал можно преподнести учащимся в неожиданной и доступной форме с целью их заинтересовать, и занятие может пройти незаметно легко и занимательно.

Цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Обособленные члены предложения”

Задачи:

  • Научиться находить в предложениях обособленные члены и правильно выделять их на письме.
  • Учиться работать в парах, в команде, сотрудничать друг с другом.
  • Уметь осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оборудование:

  • Проектор, экран, ноутбук, презентация.
  • Листы А4 на каждый стол
  • Маленькие листочки на каждого ученика.
  • Цветные листочки на каждого ученика.
  • Распечатанные задания к тексту для каждой пары учеников

Тип урока – комбинированный.

План урока

Этапы урока Учитель Учащиеся Время
1 Организационный момент

- Хай файв (сигнал тишины)

- приветствие учащихся - приветствие учителя

-приветствие друг друга

- не разговаривают, смотрят на учителя

2 мин.
2 Объявление темы и целей урока -объявляет тему и цели урок

-мотивация учащихся

-слушают учителя 1 мин
3 Повторение определения обособленных членов

Модель Фрейер

-объясняет этапы работы (алгоритм) с Моделью Фрейер

-говорит правильные ответы (пишет на доске)

-слушают объяснение учителя

-выполняют работу в команде на листе А4

-проверяют свою работу

10 мин
4 Повторение видов обособленных членов предложения -предлагает заполнить схему -заполняют схему, записывая ее в тетради

-проверяют вместе с учителем

6 мин
5 Повторение теории по теме урока

Куиз-куиз-трейд

-объясняет задание

-следит за временем

-слушает несколько ответов

-пишут вопросы на листочках и задают их друг другу 7 мин
6 Практическое задание по тексту -объясняет задание -слушают объяснение и выполняют работу в тетрадях

-проверяют свои работы по готовому образцу

10 мин
7 Мини – самостоятельная работа

Билетик на выход

-объясняет задание -выполняют работу на листочках

-сдают учителю на проверку

7 мин
8 Итог урока

-Хай файв

-домашнее задание

-останавливает работу

-объясняет домашнюю работу

-ставит отметки активным учащимся

-прекращают работу, слушают учителя

- записывают в дневники

2 мин

Ход урока

1. Организационный момент.

В начале урока используется сингапурская обучающая структура “Хай файв” (сигнал тишины). Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: “Хай файв!” Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.

2. Постановка цели и задач урока.

Презентация.

Учащиеся смотрят на экран (Слайды 1-2), читают эпиграф к уроку, высказывание А.П.Чехова: “Знаки препинания служат нотами при чтении”. Формулируют самостоятельно цель урока. Слайд 3 поможет ученикам дополнить их ответы.

3. Повторение определения обособленных членов предложения.

На этом этапе урока учащиеся работают в команде. Учитель объясняет задание, обучающую структуру “Модель Фрейер”.Ученику №1 необходимо взять лист А 4 (лежит на каждом столе) и сложить вчетверо. Далее все смотрят на слайд 4. Каждый в команде должен написать в своей графе ответ: ученик №1 пишет определение обособленных членов, №2 – характеристики обособленных членов, №3 – примеры обособленных членов, №4 – противоположные примеры обособленных членов. Точно засекается время для каждого учащегося (по 1,5 мин.). Через 6 минут учитель опрашивает учащихся: с каждого стола по 1 человеку, ученик должен прочитать свой ответ. Затем учитель говорит правильные ответы, при необходимости записывает на доске. Дети проверяют свои работы и потом сдают учителю.

4. Повторение видов обособленных членов предложения.

Учащиеся работают в тетрадях. На слайде 5 – задание ко всему классу, перед ними схема, которую надо начертить и до конца заполнить терминами. Потом все смотрят на слайд 6 и проверяют свой ответ, исправляют ошибки, если есть.

5. Повторение теории по теме урока.

Учитель объясняет задание, которое выполняется с применением сингапурской структуры “Куиз-куиз-трейд”. Учащиеся должны взять по маленькому листочку, написать вопрос и ответ по теме партнеру по плечу, согнуть часть листочка с ответом. После того, как вопросы будут заданы друг другу (по очереди), можно проверить, раскрыв ответ на листочке (Слайд 7).

6. Выполнение практического задания по тексту (Приложение 1 задание 1).

В течение 8 минут ученики делают письменное задание по вариантам (работают в парах). Каждому варианту – 5 предложений, в которых надо найти обособленный член предложения. Затем учащиеся проверяют свои ответы (Слайды 8-9).

Задание №1.

1) Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны.

2) Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная.

3) Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел.

4) Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны.

5) Так дятлы приветствуют весну.

6) Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка.

7) И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

8) Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей.

9) Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда.

10) Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.

7. Мини-самостоятельная работа по теме.

Учитель просит учащихся взять цветные листочки - “билетики на выход” (Слайд 10). Сингапурскую структуру с таким же названием можно проводить на завершающем этапе урока, когда учителю необходимо выяснить, как идет усвоение материала. На листочках ребята выполняют небольшую самостоятельную работу и сдают учителю на проверку (Приложение 1 задание 2).

Задание №2.

  • I вариант – выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены верно;
  • II вариант – выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены неверно.

1. Бормочет, остывая самовар.

2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.

4. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

5. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

6. Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря.

7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8. Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл врага.

9. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

8. Итог урока.

В конце урока учитель объясняет домашнее задание (Слайд 11), ставит отметки самым активным ученикам, учащиеся же высказывают свое мнение об уроке, о новых типах заданий, о работе в команде.