О необходимости использования технических средств обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Одной из актуальных задач начальной школы по ФГОС второго поколения является введение в обучение информационных технологий. В новых учебных программах, определяющих содержание начального образования, заложены основы для качественного обучения и воспитания школьников. Реализация этих программ требует использования более эффективных методов обучения, что в свою очередь вызывает необходимость широкого применения современных средств обучения, среди которых важное место занимают технические средства обучения.

Современная учебная среда позволяет внедрить новейшие информационные технологии. На сегодняшний день школы имеют современные компьютерные классы, мультимедийное оборудование. Все это помогает сделать обучение нагляднее, индивидуальнее, и, следовательно, добиться лучших результатов в усвоении учебного материала. Именно в начальной школе ввиду психологических особенностей младшего школьника технические средства обучения являются незаменимыми помощниками учителя. Преимущественно наглядно-образное восприятие учащихся требует использования различных аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки, рисования, труда, чтения, окружающего мира, русского языка, математики, физического воспитания, а также во внеклассной работе.

Эффективность использования экранных и звуковых пособий на уроках в начальных классах зависит от того, какое место отводит им учитель на уроке, и как учитываются их обучающие возможности, которые весьма разнообразны. Они могут иллюстрировать рассказ учителя, зрительно подкрепляя его слова; сообщать учащимся фактические сведения; формировать понятия и представления; служить средством для обобщения и систематизации знаний; нести огромный положительный эмоциональный заряд и воспитывать чувства и эстетический вкус.

Информационные технологии и, в частности, использование персонального компьютера, делают значимым и ярким содержание усваиваемого материала. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, вступать с ним и в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при введении и объяснении нового материала, обобщении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Компьютер способен научить детей самостоятельной работе, попутно ученик развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, правилами цитирования, учится оформлять работы.

Ребенок может владеть компьютером уже в младшем школьном (и даже дошкольном) возрасте. Для успеха его приобщения к информационным технологиям нужно, чтобы компьютерные средства стали инструментами его деятельности, то есть средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, художественной деятельности, конструирования. Для этого информационные технологии в школьной системе должны отвечать определенным условиям (в частности здоровьесберегающим), быть составной частью школьной дидактики, составлять основу развития новых форм детской деятельности.

Учитывая, что прогресс не стоит на месте, начальная школа должна готовить своих учеников к успешной адаптации в среднем звене и стать основой для достижения высокого качества обучения. Возникает понимание, что каждый учитель должен знать основы информатики и уметь применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности, иначе, учитель начальной школы безнадежно отстанет в информационном развитии от своих учеников.