Урок окружающего мира по теме "Листья растений". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи урока: сформировать представление о строении листьев, об основных функциях листьев; продолжить развивать воображение, умение моделировать невидимые природные процессы; воспитывать интерес к исследовательской и экспериментальной работе; продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, метод эвристической беседы, прием работы с учебником и раздаточным материалом.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, в парах с элементами исследований, индивидуальная.

Оборудование:

  • таблицы с многообразием листьев и внешнего строения листа,

  • таблица «Растение».

  • раздаточный материал (листья растений),

  • комнатные растения кабинета,

  • лупы,

  • тетрадь на печатной основе О.Т. Поглазова (3 класс),

  • учебник " Окружающий мир" 3 класс, автор О. Поглазова (УМК "Гармония").
  • таблица для заполнения.

УУД

Личностные: обогащение опыта, развитие нравственных чувств.

Регулятивные: понимание учебной задачи урока, работа в заданном темпе, оценивание и контроль своих действий и действий своих товарищей.

Познавательные: целенаправленное наблюдение, описывание свои наблюдений и умение делать выводы.

Коммуникативные: выражение своего отношения по теме урока, участие в обсуждении, умение работать в группе, вести диалог по заданной теме.

Ход урока

1. Орг. момент.

Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Пожелали успехов себе.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство.

Я желаю всем нам хорошего урока.

Запись д.з. учебник стр.86-89 читать, отвечать на вопросы.

ТПО стр.30 №36 (опыты.)

2. Проверка домашнего задания (графический диктант) «+ » и «- ».

Работа в таблице (один человек у компьютера)

Таблица №1. «Это я знаю»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

Заполните таблицу. Если моё утверждение верное, то, соглашаясь, вы ставите «+», если не согласны, то « - ».

Согласны ли вы, что домашнее задание было на закрепление знаний о живой природе? +

У этого объекта есть органы? +

Этот объект может питаться? +

Он размножается? +

Он дышит? +

Он двигается? +

Он растёт? +

Он может находиться в воде? +

Он может развиваться в почве? +

Это животное? -

Взаимопроверка.

3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Так о каком же объекте мы говорили на прошлом уроке? (О растении) Опорная таблица на доске «Растение»

С чего начинается развитие растений? (Пробуждение семени)

Что мы знаем о семени? (Однодольное и двудольное)

Какие вещества находятся в семени? (Питательные: крахмал, растительный белок, минеральные соли, жиры)

Итак, представит, что семя проросло. Что появляется из семени? (Корни, стебли)

Чем служит корень? (Добычей воды и минеральных солей из почвы)

Какова роль стебля? (Перемещение питательных веществ и опорой для растения)

От чего зависит длина корня растений?

Каков основной признак стебля? (Наличие почек и листьев)

Новый материал урока

Разгадав загадку, вы, определите тему урока:

Когда растет, тогда зеленеет, упадет, тогда пожелтеет.
Полежит и весь почернеет.
(Лист)

Какие слова помогли вам разгадать загадку? (Растёт, желтеет, падает, чернеет)

4. Физминутка (музыкальная).

Задача детей под музыкальное сопровождение показать движение осеннего листа.

5. Работа по теме: «Листья растений».

Лист это удивительный орган растения важная составная часть побега. Лист, по мнению учёных, это орган, в котором выражается сама сущность жизни.

Попробуйте поставить задачу на урок. Что мы должны узнать? (Какова роль листа?)

Ответы детей (представление о строении листьев, об основных функциях листьев).

  • Что такое лист?
  • Строение листа?
  • Основные функции?

Исследование (практическая работа с лупой)

Работа в группах (исследование листа) Каждой группе выдаётся конверт, в котором находится лист растения. Учащиеся исследуют внешнее строение листа с помощью лупы.

Какова ваша задача? (Рассмотреть, исследовать внешнее строение)

ТПО стр.28 №31 (строение листа, его части).

На доске слова: черешок(2), жилки(3), листовая пластина(1), кожица(4)

Листовая платина + кожица защита от высыхания, дыхание через устьица.

Черешок соединение со стеблем.

Жилки (тонкие сосуды) можно увидеть и на живом зеленом листе, на нижней стороне листовой пластинки видно лучше. Жилки – это система проводящих пучков связанных в единое целое.

Жилкование параллельное, дуговое, сетчатое

Приходилось ли вам весной среди прошлогодней, пожелтевшей под снегом листвы находить необычные, состоящие только из одних жилок листья? Сочная мягкая зелень листовой пластинки сгнила за зиму, а более прочные жилки сохранились и хорошо заметны.

Разнообразие форм №32 + листья на столах.

Какова роль листа? Для чего он нужен?

  • Тень для растений.
  • Защита от морозов.
  • Питание почвенным животным.
  • Птицы (гнёзда).
  • Отпугивание насекомых – вредителей.
  • Строительный материал.

Таблица 2. «Это изучаю»

Результаты записываем в таблицу:

Сходство Различие
Листовая пластина Форма простая и сложная.
Размер и форма листа.
Кожица  
Жилки (тонкие сосуды) параллельное, дуговое, сетчатое
Черешок (присоединение к стеблю) сидячие листья.

Самостоятельная работа учебник стр.88.

Что создаёт растение? (Питательные вещества)

Что необходимо для образования органических веществ? (Солнце)

Какие органические вещества образуются в листе? (Крахмал, сахар и белок)

Что выделяется при образовании органических веществ? (Кислород)

Главная функция листа - образование органических веществ для самого растения и для других живых организмов.

Хлорофилл – вещество, входящее в состав листьев, с помощью которого на свету образуются из углекислого газа, минеральных солей и воды = органические вещества.

Выяснилось, что листья растений – это удивительные  «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу  - сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.

В листьях происходят сложные процессы: с помощью света, углекислого газа, воды в них образуются сахар, затем крахмал, которые расходятся по растению. Через листья происходят процессы дыхания и испарения излишков влаги.

Таблица 3. «Это запоминаю»

Какие функции у листа?

Поглощение углекислого газа.

Выделение кислорода.

Испарение.

Образование органических веществ.

Размножение.

Подведение итогов урока.

Почему листья зелёные? (Ответы: т.к. в них хлорофилл)

Какова роль зелёных листьев для растений? (Ответы: участие в световом питании)

В какое время суток растение дышит? (Ночь)

А в когда растение выделяет кислород? (ТПО стр.29 №35)

Какова роль зелёных листьев для человека? (Ответы: в них образуется кислород, необходимый нам для дыхания)

Почему у деревьев происходит листопад?

Сбрасывание листьев помогает дереву сэкономить энергию, поскольку зимой солнечного света очень мало для фотосинтеза в листьях. Осенью деревья переходят в состояние покоя. Движение воды и питательных веществ по сосудам внутри  деревьев прекращается, в результате листья засыхают и опадают.

- Можно ли назвать деревья «живыми заводами»? И что они производят?

Деревья – это «живые заводы» по производству еды. Образующиеся в них питательные вещества дают деревьям силы для роста. Осенью происходит листопад, во время которого дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета, и спасает себя от потери влаги.

Именно листья производят органические вещества для питания дерева в ходе процесса фотосинтеза.

Рефлексия (деревья с листочками).

- Ребята, мы все в ответственности за то, что нас окружает. Человек должен быть мудрым и жить в добром содружестве с природой. Каждый может стать другом природе.

И если каждый из нас посадит хотя бы одно дерево или растение, то воздух станет намного чище!

Приложение