План работы кружка "Математический калейдоскоп"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формировать, обосновывать и доказать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Математический кружок – это самостоятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися. Так как не существует готовой программы для поставленных целей и задач, возникла необходимость разработать программу по курсу кружка «Математический калейдоскоп» по целевым установкам и прогнозируемым результатам программы относится к образовательным.

Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий – 1 час в неделю.

Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроках, и расширение общего кругозора ученика в процессе рассмотрения различных практических задач.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • - привитие интереса учащимся к математике;
  • - углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • - развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
  • - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • - повышение математической культуры ученика;
  • - воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Цели и задачи математического кружка:

  • - систематизация и углубления знаний по математике;
  • - создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать - нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
  • - развитие логического и творческого мышления;
  • - развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • - повышение математической культуры ученика;

Предполагаемый результат успешная сдача экзамена по математике.

Гением быть нельзя, кто не родился. В этом – то искусство воспитателей: открыть гений, обогатить его знаниями и дать свободу следовать его внушениям.
Н.И. Лобачевский

План работы кружка «Математический калейдоскоп».

Содержание Дата проведения Примечание
1 Организационное занятие Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2003.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Аксенова; метод. и отв. ред. В.Володин. М.: Аванта+. 2004, 688 с.
2 Развитие математики. Как возникла геометрия? Учебник Геометрия
7-11класс
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005, 480 с.
3 Решение задач. Животные на плоскости Г.И.Зубелевич «Занятие математического кружка», М., «Просвещение»1980
Квант №6 1976
4 Задачи – шутки, задачи – загадки и шуточные истории. Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки», М.,«Наука»1987
Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002.
5 Подготовка и проведение математического КВН – утренника в младших классах   Презентации
Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995.
6 Происхождение некоторых терминов и понятий   Квант
Я познаю мир: Математика: энциклопедия. М.: АСТ, 2005, 475 с.
7 Решение задач повышенной сложности. Подготовка и проведение олимпиады   Учебник Алгебра и Геометрия 7-11
Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.
8 Решение задач по книге И.Л.Бабинского «Задачи математических олимпиад»   И.Л.Бабинский М., «Наука»,2010
9 Школьная математическая олимпиада   И.С.Петраков «Математические олимпиады школьников»
10 Анализ и прорешивание олимпиадных заданий   Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.
11 Решение задач повышенной трудности  
12 Круги Эйлера. Лист Мёбиуса.   Гусев В.А., Орлов А.И.
А.П. Розенталь Внеклассная работа по математике 6-8 класс
13 Выпуск математической газеты   Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М.: Триада-литера, 1994.
14 Приготовить сообщение о науке математика и выдающихся математиках для подшефного класса   Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007, 96 с.
Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995.
15 Принцип Дирихле. Решение задач по И.Л. Бабинскому   Г.И.Зубелевич «Занятие математического кружка», М., «Просвещение»1980
Квант №6 1976
16 Задачи Пуассона.   Серпинский В. 250 задач по элементарной теории чисел. Пер. с польского. М.: Просвещение, 1968, 160 с.
Гусев В.А., Орлов А.И.
А.П. Розенталь Внеклассная работа по математике 6-8 класс М., «Просвещение»1977
17 Упражнение со спичками. Как сосчитать?  
18 Как сосчитать? Угадывание чисел.  
19 Дележи при затруднительных обстоятельствах  
20 Упражнение с кусочком бумаги  
21 Старинные истории и сказки.   Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: Оникс, 512 с.
22 Геометрические софизмы и парадоксы.   Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов. М.: Педагогическое общество России, 2004.
23 Геометрия путешествий.
24 Лабиринты.
25 Координаты и графики
26 Логика перебора
27 Текстовые задачи Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994.
28 Построение графиков. Каганов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6–11 классов. М.: ЮНВЕС, 1998.
29 Игра «Сколько?» Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. М.: Омега, 1994.
30 Конкурсные задачи
31 Математический фокус
32 КВН с участием родителей Харт-Дэвис А. Удивительные математические головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей. М.: Астрель, 2003.
33 Викторины. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002.
34 Заключительное занятие. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.
Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: АСТ: Астрель, 2001, 509 с.

Полезные сайты для учителя математики:

  1. Сайт для создания дидактических материалов: learningapps.org/
  2. Многофункциональный онлайн конструктор тестов
  3. Online Test Pad: onlinetestpad.com/ru-ru/HelpSection/Basics-of-testmaker-2/Default.aspx
  4. онлайн тесты по математике: math-test.ru/books.php
  5. сервис онлайн построения графиков: www.yotx.ru/
  6. персональный сайт учителя математики Кайгородовой Светланы Александровны: kaygorodova.ru/
  7. сайт Infourok : infourok.ru/matematika.html?subcat=14
  8. www.ege-study.ru/ege-materials/math/probability.html
  9. www.mathematichka.narod.ru/problems/problem_B10.html

Рекомендуемая литература:

Приведенные издания могут отличаться от имеющихся в продаже. См. также в Электронной библиотеке: gymn1549.ru/bibil.htm#Mat

Литературный источник Класс
Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2003.
Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: АСТ: Астрель, 2001, 509 с. 5–11
Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994.
Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007, 96 с.
Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. М.: Омега, 1994.
Каганов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6–11 классов. М.: ЮНВЕС, 1998. 6–11
Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.
Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов. М.: Педагогическое общество России, 2004. 5–11
Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: Оникс, 512 с.
Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М.: Триада-литера, 1994.
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005, 480 с.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. М.: АСТ, 2007, 256 с.
Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995.
Серпинский В. 250 задач по элементарной теории чисел. Пер. с польского. М.: Просвещение, 1968, 160 с.
Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса. Спб: СМИО Пресс, 2005, 48 с. 5
Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002.
Харт-Дэвис А. Удивительные математические головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей. М.: Астрель, 2003.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М.: Просвещение, 2006, 95 с. 5–6
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Аксенова; метод. и отв. ред. В.Володин. М.: Аванта+. 2004, 688 с. 5–11
Я познаю мир: Математика: энциклопедия. М.: АСТ, 2005, 475 с. 5

Приложение