Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

Разделы: Биология


Цели: напомнить учащимся об уровневой организации живой материи, о видовом уровне. Создать представления о виде как о центральном звене эволюционного процесса, сформировать знания о критериях вида. Провести практическую работу.

Основные понятия: биологический вид. Критерии вида: генетический, морфологический. Физиологический. Экологический. Географический. Исторический.

Средства обучения: таблицы,  иллюстрирующие критерии видов растений и животных; комнатные растения традесканции и пеларгонии; гербарные экземпляры; кинофильм «Вид и видообразование», кинофрагмент «Критерии вида».

ЭТАПЫ УРОКА

  1. Рассказ учителя о том, как развивалось учение о виде в истории биологии. Определение понятия вид как реально существующего, целостного и обособленного от других видов элемента живой природы.
  2. Беседа с учащимися с использованием таблиц о различных видах животных (белый медведь, гималайский медведь, бурый медведь).
  3. Сообщение учащимися о наблюдении над различными видами растений (гортензия садовая и гортензия комнатная).
  4. Работа в тетради: записать термины – Вид– совокупность организмов, сходных по строению, признакам, скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную территорию (ареал).
  5. Критерий вида – это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого.
  6. Морфологический критерий вида – один из важнейших. Под морфологическим критерием вида понимают совокупность внешних признаков организма.
  7. Генетический критерий – критерий отвечает за набор хромосом, свойственный конкретному виду. У организмов может быть одинаковое число хромосом и даже форма иметь сходство, но разная регуляция работы генов.
  8. Биохимический критерий – для понимания этого критерия напомнить о компонентах поверхностного аппарата клетки. Например, только бациллы сибирской язвы имеют в капсуле полипептид, который не встречается у других бацилл.
  9. Географический критерий – формулируют сами учащиеся.
  10. Экологический критерий или экологическая ниша – показать на таблицах.

2 этап урока

Обсуждение информации о видах– двойниках, имеющих большое морфологическое сходство, но разный генотип, в связи с чем особи таких видов – двойников никогда не скрещиваются между собой и не дают потомство.

Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и конкретизации знаний о виде.

Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия вида»

1. Рассмотреть растения двух видов одного рода. Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков и прочих органов двух растений; выявите черты сходства и различия между ними.

2. Ответьте на вопрос: «О чем свидетельствуют сходство и отличия разных видов одного рода?»

Выполнение учащимися лабораторной работы самостоятельно с использованием инструктивной карточки, оказание учителем необходимой помощи учащимся.

Беседа о результатах проведенной  работы, формулирование вывода об особенностях морфологического критерия.

3 этап урока

Итоговая беседа о значении знаний критериев вида для понимания эволюционных процессов и для практики. Примерные вопросы беседы:

  1. Что называется видом, назовите виды растений, животных или грибов, встречающихся в нашей местности.
  2. Какое  практическое значение могут иметь знания о виде и его критериях?
  3. Каким образом проявляется целостность вида?
  4. На основе каких знаний можно установить экологический и географический критерий?
  5. Назовите и дайте характеристику критериям вида. Какой критерий, по вашему мнению, является самым наглядным и понятным?

Интересные факты

На территории России обитают 10% всех известных в мире видов беспозвоночных, 14,5% – рыб, 1% – пресмыкающихся и земноводных, 8% – млекопитающих.

В тропическом лесу на о. Шри-Ланка зоологи нашли сразу 120 видов лягушек. Они скучились на площади 750 километров, так как за последние десятилетия 95 % джунглей на острове вырублены.

Обследование рек и озер Бразилии показало, что эта страна обладает самым большим в мире разнообразием пресноводных рыб. Их насчитывается почти 3 тысячи видов. Для сравнения: в Китае и США по 700-800 видов пресноводных рыб.

Домашнее задание: изучить параграф 53, подготовить ответы на вопросы на странице 198. Рассмотреть и ответить на вопросы по выбору:

Какими процессами и явлениями поддерживается обособленность каждого вида в природе?

Особи разных видов черных крыс внешне не различимы. Какой критерий следует использовать для установления их видовой принадлежности?

Какими особенностями обладают виды – двойники?

В основе какого критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей?

В основе какого критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей?

Подготовить сообщения или рефераты о критериях вида (по желанию).