Программное содержание:
- Активизация словаря детей по теме: «Зимующие птицы».
- Закрепить образование форм Т.п. им. существительных.
- Закрепить образование сложных прилагательных, родственных слов.
- Развитие связной, выразительной речи.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Развитие творческого воображения.
Оборудование:
- макет вороны;
- сюжетная демонстрационная картина «Зимний лес»;
- раздаточный материал по сказке на каждого ребенка;
- иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц;
- мяч;
- иллюстрации изображающие корм зимующих птиц;
- аудиозапись пения птиц;
- мольберт.
Лингвистический материал: сложные слова: чернокрылая, серобокая, длинноклювая, черногрудая, черноглазая, крикливая: родственные слова: ворона, воронята, ворон, воронье, воронушка. Птицы: синица, дятел, сорока, ворона, воробей, грач, скворец, кукушка, аист, (Я убираю грача так как это перелетная птица); сказка «Как сорока клеста судила».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит аудиозапись пения птиц. Логопед спрашивает детей:
– Чьи это голоса? (птичьи). Да, к нам на занятие прилетела лесная гостья. Кто это? (Ворона)
II. Основная часть занятия.
A) (дети рассаживаются в кругу на пуфики)
– Давайте рассмотрим ворону и расскажем какая она?
– У нее черные крылья. Значит она какая? (чернокрылая)
– У нее серые бока. Она …
– У нее длинный клюв. Она ...
– У вороны быстрые крылья. Она …
– У вороны черная грудь. Она …
– У вороны черные глаза. Она …
– У вороны длинный хвост. Она …
Логопед:
– Молодцы! Замечательно!
– А сейчас я предлагаю вам поиграем в игру с мячом: кто поймает мяч называет слово родственное слову ворона:
– Как назвать птенчиков вороны?
– Назовите все членов семьи вороны (ворона, ворон, воронята).
– Назовите ворону ласково.
– Чье гнездо у вороны?
– Как назвать очень много крикливых ворон?
Б) Формирование речевых навыков:
Ребята, давайте покажем как маленькие воронята в гнезде кричат (тихо–громко; быстро–медленно)
– ТИ, ТИ --- ТИ, ТИ, ТИ
– ТИ, ТИ, ТИ, -- ТИ, ТИ (перебираем пальчики)
– Покажите, как ворона спит (наклоняем голову вперед)
– Проснулась, посмотрела влево, посмотрела вправо.
– Покажите, клюв у птицы (высунуть длинный, узкий язык)
– Как птенчики ждут пищу? (упражнение «Чашечка»)
– Покажите, как птичка клюет (Д-Д-Д-Д-Д)
В) Динамическая пауза.
Снегирь и сорока, и клест, и синица.
Зимуют у нас эти чудные птицы,
А чтобы они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их конечно же сами.
Г) Хорошо. Молодцы. А сейчас подойдем к мольберту и рассмотрим изображенных на нем птиц.
– Вы знаете, что птицы бывают зимующие и перелетные. Сейчас мы с вами поиграем в игру, задание – на мольберте оставить только перелетных птиц, а зимующих убрать и объяснить почему.
Проводится игра: «Оставь на мольберте только зимующих птиц»
– Почему эти птицы называются зимующими?
– Птицам холодно и голодно зимой, а что птицы любят?
– Давайте угостим птиц. Чем угостим синицу? Снегиря? Воробья? и т.д.
Упражнение «Изготовим печенье для птиц»
– Зимой птиц очень трудно найти себе корм.
– Давайте сами приготовим угощение для птиц: птичье печенье (мягкий хлеб размачиваем, перемешиваем с зерном и семечками, и формируем шарики). Ворона будет наблюдать за нами. Это печенье мы отдадим птицам.
Знакомство со сказкой. Ребята вороне очень понравилось угощение которое вы приготовили для нее и ее друзей. За это она принесла нам историю, которая случилась в лесу, и сейчас нам ее расскажет. Послушайте, что там произошло.
Чтение сказки. По ходу сказки дети выкладывают сюжет с индивидуальными картинками, один ребенок выкладывает у доски.
Сказка «Как сорока клеста судила»
Зима в лесу. Спит лес под теплым, снежным одеялом. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня.
Это сорока с разлету шлепнулась на ветку елки и затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.
– Слушай, не шуми, не трещи, не пугай моих птенцов!
– Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков!
Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь.
– Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.
– Да вот сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
– И холода не боишься?
– Нет мы гнездо делаем теплое, толстое и прячем его среди еловых веток, туда клестиха и откладывает яйца.
– А вдруг яйца замерзнут?
– Нет, клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
– А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке и слушала разговор.
– Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березки – сказал клест.
– Молодцы клесты! Не страшатся морозов – включился в разговор дятел, – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена как и я!
Из дупла вылезла тетушка сова и сказала:
– Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете сколько елок вырастет из семян, что они уронили.
– Не права ты сорока, – сказал снегирь.
– Трещишь без толку, не за что клеста судить, – поддержала его синица.
Тут все птицы зашумели, сорока махнула крылом и улетела.
Беседа по сказке:
– Как называется эта история?
– За что сорока собралась клеста судить?
– Поддержали лесные птицы сороку?
– А что вы узнали нового о клестах?
– Что значит выражение «на крыло встанут»?
Динамическая пауза.
Вот на ветке, посмотри.
С красной грудкой снегири
Распустили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят
Улететь хотят
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Пересказ сказки по ролям:
Перед пересказом детям предлагается выбрать, кто какую роль хочет исполнять (клест, сорока, дятел, синица, сова, снегирь).
III. Итог.
Занятие наше закончилось.
– Что вам понравилось на занятии?
– Таня, спроси Ксюшу, а что ей понравилось на занятии, и т.д.