Организация методической работы в школе на этапе подготовки к введению ФГОС

Разделы: Администрирование школы


В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Содержание этих компетентностей отражено в таблице.

Система профессиональных компетентностей учителя

(Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007.)

Компетентность Содержание компетентности
Предметно-методологическая компетентность. Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.
Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса. Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса. Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная компетентность. Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»
Компетентность в области управления системой «учитель-ученик». Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).
Исследовательская компетентность. Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
Компетентность в сфере трансляции собственного опыта. Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).
Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей.

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС

Структура ФГОС Необходимые изменения Способы реализации изменений в практике Новые задачи учителя Компетенции педагога
Требования к результатам освоения ООП НОО. Введение трех видов результатов:

1. Предметные результаты.

2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

3. Личностные результаты.

4. Модель выпускника начальной школы как общие требования к конечным результатам начального образования.

Изменение содержания и методов контроля планируемых результатов.

Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.

1. Отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов

2. Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования.

3. Составление (выбор) комплексных проверочных работ

4. Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся).

5. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Требования к содержанию образования. 1. Направленность содержания начального образования на:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

2. Перевод содержания образования в деятельностную парадигму.

1. Разработка и реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

2. Разработка и реализация программы укрепления физического и духовного здоровья обучающихся.

3. Разработка и реализация программы формирования УУД обучающихся.

4. Введение новых образовательных технологий: обучение на основе учебных ситуаций; проектных задач; проектные методы обучения и др.

1. Разработка для своего класса программы развития и воспитания, нацеленной:

- на становление их гражданской идентичности;

- укрепление физического и психического духовного здоровья.

2. Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.).

3. Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам.

4.Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа (ТРИЗ, исследовательких, проектных и др.).

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ОВЗ.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Требования к условиям реализации образовательного процесса. Научно-методическое обеспечение.

Учебная литература.

Оборудование кабинета, направленное на реализацию требований ФГОС.

Оборудование и переоборудование с учётом требования ФГОС. 1. Разработка и реализация плана индивидуальной методической работы (в том числе, в целях соответствия квалификационным характеристикам по соответствующей должности).

2. Составление перечня учебников (в соответствии с федеральным перечнем).

3. Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета.

4. Проверка используемой и имеющейся в кабинете учебной литературы на предмет её соответствия двум федеральным перечням.

Компетентность в дидактическом оснащении образовательного процесса.
Исследовательская компетентность. Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
Компетентность в сфере трансляции собственного опыта. Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).
Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая служба. Остановимся подробнее на организации работы школьной методической службы в условиях подготовки к введению ФГОС.

Для того, чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Мы предлагаем использовать лист самооценки.

Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным стандартам

1. Я знакома с концепцией ФГОС и основными требованиями к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я практически не знакома с концепцией ФГОС и требованиями к образовательному процессу.
2. Я владею требованиями к результатам освоения ООП НОО (метапредметным, личностным, предметным; имею опыт работы по формированию УУД). 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я не владею требованиями к результатам освоения ООП НОО.
3. Я имею опыт работы в рамках развивающей системы обучения. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я не имею опыта работы в рамках развивающей системы обучения.
4. Я хорошо владею технологиями деятельностного обучения. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я практически не владею технологиями деятельностного обучения.
5. Я хорошо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я плохо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения.
6. Я имею опыт дифференцированного обучения, опыт индивидуальной работы с одарёнными детьми, детьми с низкой мотивацией к учению. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я практически не имею опыта дифференцированного обучения, опыта индивидуальной работы.
7. Я владею технологией накопительной оценки «Портфолио» и использую её в практике обучения и воспитания. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я практически не владею технологией накопительной оценки «Портфолио».
8. Я владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Постоянно веду работу по сохранению здоровья обучающихся. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я практически не владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Не имею опыта работы по сохранению здоровья обучающихся.
9. Я имею опыт разработки учебной или воспитательной программы. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я не имею опыта разработки учебной или воспитательной программы.
10. Я имею опыт инновационной деятельности (работа над инновационным проектом, в составе ОМЦ, базовой площадки). 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Я не имею опыта инновационной деятельности.
11. Всё дидактическое оснащение моего кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Дидактическое оснащение кабинета требует серьёзной доработки по содержанию, по форме, по количеству.

На основе данных самоанализа определяем возможные формы работы с педагогами

Выбор формы методической работы с педагогом

№ хар-ки Формы работы с опытным педагогом Формы работы с педагогом, нуждающимся в методической поддержке
1 Участие в проведении педсоветов, обучающих семинаров; наставничество. КПК.
Организация методической службой обучающих семинаров в школе.
Самообразование.
2 Участие в проведении педсоветов, обучающих семинаров; наставничество. КПК.
Организация методической службой обучающих семинаров, семинаров-практикумов.
Работа в проблемно-творческой группе.
3 Наставничество. Участие в педсовете, обучающих семинарах, мастер-классы. Самостоятельное знакомство с программами развивающего обучения.
Прикрепление к учителю-наставнику, работающему по программе развивающего обучения с целью изучения его опыта.
4 Наставничество. Участие в педсовете, обучающих семинарах, мастер-классы. Самостоятельное изучение технологий. Годовая тема самообразования с выступлением на МО.
Посещение уроков опытных учителей, владеющих этими технологиями.
Собственные открытые уроки, разработанные с методистом, последующий анализ.
5 Наставничество. Участие в педсовете, обучающих семинарах, мастер-классы. Самообразование.
Совместная работа со школьным психологом.
Работа в составе творческой группы над проектом «Психологическое сопровождение младших школьников».
6 Наставничество. Участие в педсовете, обучающих семинарах, мастер-классы. Работа в составе творческой группы над проектом «Школа успеха» (выявление и поддержка одарённых детей), проектом программы коррекционной работы.
7 Наставничество, представление опыта работы на МО, педсовете. Годовая тема самообразования с выступлением на МО.
Изучение опыта учителей, владеющих этой технологией.
8 Руководство проектом «Школа – территория здоровья». Годовая тема самообразования с выступлением на МО.
Работа в составе творческой группы над проектом «Школа – территория здоровья»
9 Работа в составе творческой группы над проектом программы духовно-нравственного воспитания школьников, других программ. Работа в составе творческой группы над проектом программы духовно-нравственного воспитания школьников, других программ.
10 Руководство проблемно-творческой группой Работа в составе творческой группы над проектом
11 Руководство проектом. Проведение семинара «Учебный кабинет начальной школы». Работа в составе творческой группы над проектом «Учебный кабинет начальной школы».
Работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС

На этапе введения нового в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности является проект. Именно проект позволяет включить всех и каждого в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Нами был разработан проект методической работы школы «Методическое сопровождение введения ФГОС в школе».

Цель проекта: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов для внедрения и реализации ФГОС.

Старт проекту даёт педсовет «Концепция образовательных стандартов второго поколения», на котором педагоги школы объединяются в творческие группы для работы над единичными проектами.

Первое полугодие – разработка основной образовательной программы. Темы проектов:

  • Программа духовно-нравственному воспитанию.
  • Программа внеурочной деятельности.
  • Программа формирования УУД.
  • Проектная деятельность в начальной школе.
  • Школа – территория здоровья.
  • Школа успеха (работа по выявлению и поддержке одарённых детей).
  • Проект программы коррекционной работы с учащимися.

В декабре проходит творческий отчёт, обсуждение проектов в коллективе. Результатом деятельности проектных групп должна стать разработка ООП.

Второе полугодие – проекты, которые обеспечат условия для внедрения и реализации стандартов второго поколения организацию образовательного процесса. Темы проектов:

  • Создание информационно-коммуникационной среды школы.
  • Учебный кабинет начальной школы.
  • Психологическое сопровождение младших школьников.
  • Система работы с родителями.

Творческий отчёт по результатам проектной деятельности на педсовете в апреле. Таким образом, все учителя начальных классов включается в проектную деятельность.

Наряду с групповой формой методической работы предлагается проведение научно-методических семинаров. Для всего педагогического коллектива: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Программа школы», «Планируемые результаты начального общего образования. Формирование УУД». Семинар-практикум для МО учителей начальных классов: «Планируемые результаты НОО. Формирование УУД», «Оценка достижений начального общего образования. Формирование УУД».

Мы рекомендуем также организовать методический день для учителей, в рамках которого спланировать и семинар-практикум и мастер-классы или открытые уроки с показом учебных ситуаций, продемонстрировать деятельностный подход в обучении, направленный на формирование УУД.

Можно также запланировать проведение в третьей четверти проверочных работ в соответствии с требованиями новых стандартов. Работа даётся одному классу в параллели или группе учащихся из 15 человек, например, во 2 классе – математика, в 3 – русский, в 4 – окружающий мир. Эта работа необходима для анализа и обсуждения на МО.

Считаем необходимым в течение года комплектовать портфолио учителя. Разделы портфолио могут быть у каждого свои, главное, чтобы в портфолио была новая должностная инструкция учителя, концепция ФГОС, концепция духовно-нравственного воспитания и др. в портфолио будут помещены и программы ООП, разработанные проектными группами.

Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: учителя направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые уроки, организуют наставничество, разрабатывают методическую тему или оформляют её в систему.

Таким образом целенаправленная система методической работы на этапе подготовки к введению ФГОС обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.