Особенности преподавания истории при переходе к Федеральным образовательным стандартам второго поколения

Разделы: Общепедагогические технологии


В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы. 2010 год - год позитивных перемен и принятия образовательной инициативы "Наша новая школа", смысл которой заключается в создании современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учебе; способна быть современной, адекватной жизни образовательной системой. Базовым элементом в модернизации школьного исторического образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения и использовать новые подходы в работе. Еще раз обратим внимание на государственные документы, определяющие цели школьного образования. И в концепции модернизации, и в основных направлениях развития российского образования, и в стандартах 2004 года, и в проектах новых образовательных стандартов сначала в неявном, а потом все более в открытом виде заявлено, что "меняется образовательная парадигма", приоритетной целью образования становится уже "не передача суммы знаний, а развитие личности" каждого ученика, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся .

В соответствии с этими идеями требования государственного стандарта по истории впервые сформулированы не в виде перечня отдельных знаний, а в виде умений по оперированию этими знаниями! Текст требований к уровню подготовки выпускников основной школы по истории разделен подзаголовками на три части: "уметь" - 67%; "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" - 23%; "знать" - 10% требований.

К слову, родительская общественность уже давно сформулировала новый социальный заказ: учите наших детей в школе тому, что нужно в жизни: самостоятельности, коммуникабельности, целеустремленности и т.д. Современные дети значительно более раскрепощены, информированы, нежели дети 15-20 лет назад. Большинство из них уже не в состоянии работать в рамках репродуктивных форм, отвечают на них резким снижением мотивации к учебе.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения.

Если мы меняем акценты в постановке цели - главное не передача суммы знаний, а обучение действиям, развитие умений, - то должны изменить и средства. Яркий рассказ учителя и пересказ учеником текста больше не могут быть главными средствами на уроке. Ведь слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научиться действовать самостоятельно. Таким образом, мы должны полностью отказаться от традиционных, репродуктивных вопросов к параграфу (перескажи, назови и т.д.) Одной из актуальных задач учителя является поиск образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный и деятельностный подход в обучении. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - это "взаимный", "act" - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, обращаться с другими людьми.

В наибольшей степени реализации поставленных задач Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) II поколения могут способствовать учебники истории образовательной системы "Школа 2100". Важной особенностью рассматриваемых учебников истории является заложенная в них проблемно - диалогическая технология, направленная на открытие учащимися нового знания на самостоятельное решение разнообразных задач.

Урок, построенный по данной технологии, начинается с создания проблемной ситуации и формулирования школьниками проблемного задания. В учебниках "Школа 2100" используются проблемные ситуации - противоречия. Обычно авторы после вопросов и заданий у параграфу приводят противоречащие друг другу документальные либо справочные материалы, иногда сочетая их. К этим материалам предлагаются задания, направляющие учащихся на выявление противоречия между различными позициями, точками зрения. Выявленное противоречие и является основой для формулирования проблемного задания.

Следующий этап проблемного урока - выдвижение версий, гипотез решения поставленной проблемы. Учащиеся могут выдвинуть версию, так как проблемно-диалогическая технология предполагает предварительное ознакомительное чтение соответствующего параграфа.

Решение проблемы опирается на имеющиеся знания учащихся, поэтому дальнейшим этапом урока выступает их актуализация.

Главный этап урока - открытие нового знания, которое происходит в ходе решения проблемы. Здесь может применяться групповая и коллективная работа, выполнение заданий к параграфу, работа с иллюстрациями , а также изучающее чтение материалов параграфа, которые составляют минимум информации, обязательный для усвоения учащимися. Этот минимум можно определить на основе выделений, сделанных авторами в хронологической таблице помещаемой обычно в начале главы, а также в самом тексте.

На уроках применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Работу по применению проблемно-диалогической технологии начала в 5, 7 и всеобщей истории 9 классах. Творческие продуктивные задания, разнообразие методических приемов - залог успешного применения данной технологии.

Именно эти продуктивные задания и составляют основу развивающего обучения. Вместо пересказа текста учим наших детей решать задания и рассказывать о результатах решения. Именно это и требуется в современной жизни от любого человека - уметь решать возникающие перед ним задачи, проблемы.

Таким образом, роль учебного предмета "История" в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет "История" дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Мною изучены новые образовательные стандарты по истории и обществознанию. Я в полной мере разделяю основные положения в историческом и обществоведческом образовании, а именно формирование уважительного отношения к истории свое Отечества как единого и неделимого многонационального государства, активное освоение исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России и мира, развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого, формирование умений получать социальную информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки, создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний в области общественных дисциплин.