Урок-исследование по теме "В творческой мастерской Достоевского" (по роману "Преступление и наказание"). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


"Главной особенностью изображения героев в романе Достоевского является скрупулезность реалистического психологического анализа. Исчерпывающая психологическая характеристика создается с помощью того, что духовный мир персонажей показан в ключевые моменты их жизни, что, в свою очередь, позволяет определить их доминирующие качества", - цитирую Т.П.Буслакову (Русская литература 19 века. Учебный минимум для абитуриента. Москва. Высшая школа. 2001 год, с.399). И каждый из нас стремится насытить свои уроки материалами, почерпнутыми из таких пособий. Но как показать, насколько действительно глубок Достоевский в своем психологическом анализе человеческого поведения, сознания, как тонко дано ему понимать и передавать любые сдвиги не только сознания, но и подсознания человека и мучительность переживаний? Такие вещи изучаются "под микроскопом", при очень пристальном внимании к тексту. Не только теорию Раскольникова, не только его поединок с Порфирием Петровичем, не только историю Сонечки, не только замкнутость Раскольникова, его отказ от людей, что-то еще должны открыть для себя десятиклассники, потому что через год с небольшим мы их отпустим совсем. КАК они будут читать БЕЗ НАС? КАК будут понимать новых авторов? Вернутся ли когда-нибудь к самому Достоевскому?

Нам видится, что надо заострить внимание учеников на том, что раньше было им недоступно.

Цель урока: проведя наблюдения за особенностями прозы писателя, сделать выводы о роли специальных приемов в раскрытии авторской идеи, создании образов персонажей, раскрытии их психологии.

Задание №1: анализ фрагмента (ч.2, гл.1) от начала главы до абзаца, начинающегося словами "Дойдя до поворота во вчерашнюю улицу:" на основе таких требований:

  • наблюдение за ролью слова "вдруг" (частотность употребления, точное значение слова в каждом конкретном случае, а также обоснование выбора слова "вдруг" автором);
  • наблюдение за изменением психологического состояния персонажа (можно в виде схемы, графика).

Задание №2: анализ фрагмента (ч.2, гл.1), начинающегося словами "Раскольникову показалось, что письмоводитель:" и заканчивающегося словами " Раскольников поднял свою шляпу и пошел к дверям:", по следующему положению: роль "случая" у Достоевского (в какой момент автор использует этот прием, чего достигает с его помощью).

Порядок работы:

1. Домашняя предварительная индивидуальная работа - исследование (работа с текстом) на основе выданных в печатном виде заданий.

2. Обсуждение в группах результатов домашнего исследования, выработка единой точки зрения.

3. Запись в тетради / на листах полученных результатов и сделанных выводов по следующему плану:

а) место исследуемых фрагментов в сюжетной линии романа (о чем глава, где расположена);

б) содержание фрагмента (место действия, персонажи и т.п.);

в) результаты наблюдения с обязательными выводами (при этом высокие требования к письменной речи: хороший слог, богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, связь с формой работы - исследованием, поэтому наличие специальной лексики и специальных синтаксических конструкций);

г) по возможности применение схем для большей наглядности.

4. Отчет групп с опорой на подготовленное чтение фрагментов.

5. Итоги. Оценивание деятельности (само- и взаимооценка).

Результатом исследования по 1-му заданию стала цепочка кратких записей о постоянно меняющемся психологическом и физическом состоянии героя, разрываемая в нескольких местах словом "вдруг" с интерпретацией значения слова в каждом конкретном случае (например, "неожиданно извне, безотчетно" или "резко, сконцентрировавшись"). При этом само слово "вдруг" отграничивает различные периоды состояния героя. Стрелки, указывающие на переход Раскольникова из одного состояния в другое, идут то вверх, то вниз, отражая то бессилие, то порыв к действию. Если использовать при оформлении этой части задания цвет или четкую графику, то убедительная наглядность позволяет сделать следующий вывод (учащиеся учатся в кратких формулировках очень точно выражать словами свои наблюдения):

"Скрупулезно наблюдать за состоянием Раскольникова в 1-й день после совершенного им убийства - то же самое, что переживать это состояние самому: настолько сильны впечатления внимательного читателя (нет покоя, нет жизни; все нарушено, мешается; Раскольников мечется, разговаривает сам с собой; полубред; животный ужас; боль физическая; ничего не ест; страх, парализующий сознание; пытается страх задавить разумом, но: бессилие. Отсюда желание покончить со всем ".

Результатом исследования по 2-му заданию (о роли "случая") является вывод об использовании специального приема для создания напряженного действия и о прямой связи этого приема с употреблением слова "вдруг". Поскольку сюжет романа строится как детективный, то роль "случая" велика. Но Достоевский не детективщик, и "случай" выполняет более важную функцию - он кардинально меняет психологическую, поведенческую ситуацию в романе.

Приблизительные выводы после анализа 2-го эпизода:

Явившись в полицейскую контору по повестке, связанной с неуплатой по заемному письму, Раскольников готов на коленях покаяться в совершенном им накануне злодеянии. Но разговор с письмоводителем, затем с поручиком, присутствие при комической сцене учиненного поручиком разноса "пышной даме" - все, что напрямую не касалось причин его надрывного состояния, - отчасти успокаивает Раскольникова. Прорвавшаяся из глубин его души исповедь о своей нищей жизни не была понята грубым поручиком и только обнажила полное разъединение Раскольникова с людьми. И снова безразличие к себе и к миру и мысль все рассказать капитану Никодиму Фомичу: "Позыв был настолько силен, что он уже встал с места для его исполнения". И тут Раскольников слышит разговор полицейских чинов о "его" деле, в котором ОН САМ никак не фигурирует. И Раскольников уходит. Зато сколько еще мучений ждет его впереди! (вспомни композицию романа как способ реализации авторской идеи)

Примечания:

Мы специально использовали для анализа только одну конкретную главу, чтобы усилить впечатление, получаемое при проникновении в творческую лабораторию писателя. Учитель может выбрать какой-либо другой материал романа.

Кроме того, количество групп и распределение между ними заданий тоже в воле учителя. Нам интересно столкновение мнений разных групп, имеющих одинаковое задание.