Дошкольный логопедический пункт: эффективные формы взаимодействия специалистов и родителей в профилактике речевых нарушений детей раннего возраста

Разделы: Работа с родителями, Логопедия


Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в тоже время они возлагают большие надежды на специалистов и педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно. Поэтому специалисты нашего сада используют различные приемы, методы работы с родителями детей всех возрастных групп.

Одна из продуктивных форм работы, особенно, с родителями детей раннего возраста является игротека. Эта работа показывает, что для игры с ребёнком не надо много времени и средств, а необходимо лишь желание взрослых. Ведь всё очень доступно. Игротека позволяет в игровой форме показать молодым родителям, как общаться, играть, развивать своего малыша, не прикладывая огромных усилий. Эта форма работы помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия, лучше увидеть и оценить своего малыша.

Родители - первые наставники своего ребёнка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания и развития своего дитя.

Родители с удовольствием участвуют во всех предложенных играх, с уверенностью идут на контакт со специалистами, убеждаясь в эффективности такой формы работы, в добрых намерениях и профессионализме специалистов сада, они спокойны за своих малышей.

Систематически используя игротеку в работе с родителями, мы смогли найти, ту ниточку взаимодействия, которая помогает всем нам идти к одной цели, повышает эффективность коррекционно-развивающего воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка нашего детского сада.

Игротека является хорошим помощником в работе с родителями по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленный конспект позволяет в этом убедиться.

Игротека-практикум "Мой веселый звонкий мяч:" для родителей детей раннего возраста.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах физического и речевого воспитания детей и ознакомление их с разнообразными играми с мячом, способствующих профилактике речевых нарушений.

Оборудование: проектор, экран, буклеты, мячи, кегли, корзинки, магнитофон, музыкальное оформление, столы, кружки цветные для рефлексии, мольберт, плакат с веселым мячом, плакат с грустным мячом.

Предшествующая работа: анкетирование родителей, фотографирование детей во время игры с мячом.

Организационный момент

Уважаемые родители!

Сегодня Вы пришли не просто на собрание, а на практикум-игротеку. Думаю, что не открою Вам ничего нового, если скажу, что в развитие человека огромную роль играют как речь, так и движение.

Движение - это комплекс психофизиологических функций, реализуемых двигательным аппаратом организма.

Речь - это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. В том числе и двигательного центра, рядом с которым непосредственно находится и речевой центр.

Вот мы и решили, учитель-логопед и инструктор по физическому воспитанию, объединиться и познакомить вас с влиянием общего физического воспитания на речевое развитие детей.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Профилактика речевых нарушений (как и речевое развитие, нормально развивающего ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечными движениями, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями. В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость - основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируется грамматические формы слов.

Игротека "Мой веселый звонкий мяч:"

Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно, - считают исследователи. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша. Вам, уважаемые родители были предложены анкеты (приложение 1). Обработав их, мы пришли к выводу, что вы во многом знающие и заботливые родители. Но хотелось бы остановиться на одном моменте - игра. Игры чаще простые и однотипные, есть развивающие, спортивные, но никто не назвал игр, в которые вы играли сами в детстве.

И мы сегодня хотим предложить вам незатейливые игры с : чем? А вы отгадайте загадку:

Круглый, гладкий и пузатый.
Больно бьют его ребята.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут. (мяч)

Правильно, это мяч. Не заслужено забытый атрибут всех детских игр. Опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало время. Не у всех детей дома имеется мяч, и даже летом, на отдыхе, мяч остается, не заслуженно забыт. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить играть и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол, волейбол.

И мы решили исправить это положение. И предлагаем вам поиграть в игры с мячом.

Игр с мячом много, мы вам представляем некоторые.

1. На развитие общей моторике:

"Домашний боулинг" - сбить мячом расставленные кегли на расстоянии 1-2 м от играющих детей.

"Догони мяч" - встать вкруг и передавать мяч по кругу:

Раз, два, три! Мяч скорей беги!
Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять! Кто догнать сумеет?

2. Профилактика речевых нарушений:

"Найди ежиков" - загадать загадку

Под соснами, под елками
Лежат мешки с иголками.

Ребенок отгадывает загадку и, ориентируясь в пространстве, собирает мячики под столом, стулом, на полке и т д., берет по одному мячу и говорит, где нашел.

* "Соберем в корзинку, разноцветные соринки" - мячи разбрасываются по комнате, дети собирают их по цветам в корзинки того же цвета.

"Летающий мячик" - на формирование правильной воздушной струи. Дуем в полиэтиленовый пакет с теннисным шариком внутри, через трубочку для коктейля. Дуть в трубочку, не надувая щек, чтобы мячик летал.

Надувайся, шарик, больше!
Щечек ты не раздувай!
Поиграй ты с нами дольше,
Катись, прыгай и летай!

"Песенка звуков" - пропеть любой гласный звук А, О, У, И, Э, одновременно прокатывать мячик по столу или на полу.

Станем мячик мы катать,
Звонко звуки пропевать.

3. Развитие мелкой моторики:

"Барабанщик" - на развитие слухового внимания. Малыш стоит возле мяча и барабанит по нему ладонями. По сигналу "стоп" он должен прекратить стучать по мячу.

Упражнение с мячом-ежиком

Разминочные упражнения с мячом-ежиком, движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко
Как сжимает лапку кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

4. Видеосалон "Мой веселый звонкий мяч:"

А как же играют ваши дети? Хотите посмотреть? (приложение 2)

 

5. Рефлексия

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и профилактике речевых нарушений.

Теперь мы думаем, вы знаете, что делать. А что бы вы ничего ни забыли, мы вам приготовили буклеты с играми. (приложение 3)

По окончанию нашей игротеки мы бы хотели узнать ваше мнение о ней.

Для этого вам предложены разноцветные кружки, если вы остались довольны от проведенной работы, прикрепите кружки в улыбающийся мяч, если нет - в грустный.

Спасибо за внимание, всем удачи!