"Трагическая судьба Катерины и Ларисы" (по произведениям А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница")

Разделы: Литература


Основные образы Островского –
это образы больших человеческих страстей.
А.И. Ревякин

Образовательные задачи:

  • сформировать у учащихся представление о трагической судьбе Катерины и Ларисы;

Развивающие задачи:

  • развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
  • развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;
  • развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герои;
  • развивать умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
  • подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

Методика урока: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами, работа с черновыми рукописями, инсценирование

Ход урока

1 этап урока

Слово учителя. (На фоне музыки)

Русская женщина. Чем живет ее душа? С чем связано ее счастье? С рождением ребенка? Или когда ее душу согревает вера, надежда и любовь? Читая произведения русской литературы, мы узнаем о том, что любовь – это великая радость и тяжелый крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею живет и хранится женская душа. Для всех женщин русской литературы любовь не только дар, но дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных и корыстных помыслов.

Мы обратимся к героиням А.Н. Островского Катерине и Ларисе, постараемся понять: в чем трагедия этих героинь, так верно и преданно любивших своих избранников

Дома вы были должны проделать большую исследовательскую работу: составить таблицу, где наглядно будет представлена сравнительная характеристика Катерины и Ларисы. Любое сравнение позволяет ярче высветить черты характера героинь.

Ведь исследовательница И. Вишневская считала, что «до чрезвычайности схожи натуры Катерины из «Грозы» и Ларисы из «Бесприданницы»…Схожи и финалы их жизни…»

- На доске нет привычной темы урока, а как бы вы определили тему нашего разговора?

- Идя на урок, я ставила определенные задачи? Как вы думаете, какие

  • образовательные…

  • развивающие…

  • воспитательные…

Итак, в путь, удачи Вам в постижении истины.

Докажем или опровергнем эпиграф нашего урока.

«Основные образы Островского – это образы больших человеческих страстей», - писал исследователь творчества писателя А.И. Ревякин

2 этап урока

Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы (работа с таблицами, самостоятельно составленными студентами)

Аспекты сравнения образов Катерины и Ларисы.

  1. Смысл названия пьес.
  2. Действующие лица.
  3. Время и место действия пьес.
  4. Жизнь и окружение героинь в доме.
  5. Духовный мир Катерины и Ларисы.
  6. Смерть Катерины и Ларисы.

Смысл названия пьес.

- В названиях пьес Островского всегда содержится глубокий подтекст. Как вы понимаете смысл названия? Возможно, что уже в названии кроется трагическая развязка пьес.

Список действующих лиц.

- В пьесах Островского фамилии персонажей часто значимы, говорящие. Подумайте, какие представления может получит зритель , открыв эту афишу? Обратите внимание на: а) порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы); б) характер имен и фамилий.

Время и место действия пьес.

- В каком году написаны пьесы? Дайте характеристику общественно-политического положения России: 60-е гг. и 80 – е.

- Итак, поднимается занавес. Что мы должны увидеть на той и другой сцене?

(Учитель обращает внимание на название городов, на место действия, на содержание разговоров действующих лиц).

Попробуйте сформулировать принцип жизни горожан Калинова и Брихимова. («Шито – крыто»; «Всякому товару цена есть)

Жизнь и окружение героинь в доме.

ЖИЗНЬ КАТЕРИНЫ

- Обратимся к тексту, найдите ключевые слова, которые передают обстановку в доме Кабанихи.

Обратимся к монологу Катерины о жизни в родительском доме, насколько он важен для понимания трагизма положения Катерины в доме Кабановой? (Стилистический анализ текста. Какие слова наиболее ярко передают душевное состояние Катерины?)

(Трагизм положения в доме в том, что романтическая мечтательность, религиозность, жажда свободы сталкиваются с ложью и несвободой).

ЖИЗНЬ ЛАРИСЫ.

Из реплик Вожеватова, Кнурова выберите ключевые слова, которые дают наглядную картину жизни Ларисы в доме. В чем трагизм жизни Ларисы?

(отношение к ней как вещи, отсутствие поддержки в моральном самоопределении. У Катерины есть религия, страх перед дьяволом, у Ларисы этого нет)

Духовный мир Катерины и Ларисы.

 - Опираясь на текст, назовите основные черты характера героинь.

Катерина (мечтательность, гордость, впечатлительность, решительность, народность характера)

- Работа с черновыми рукописями.

В процессе работы над «Грозой» А.Н. Островский все более и более углублял драматизм образа Катерины. Это нашло свое выражение, в частности, в том, что драматург упорно искал верный тон ее речи, точные реплики, раскрывающие внутренний мир героини.

Определите, какие из приведенных реплик Катерины взяты из черновиков А.Н. Островского, а какие – из окончательного текста «Грозы»:

«Ну, так меня с собой возьми…» «Ну, бери меня с собой, бери!»
(Действие 2, явление 4)
«Тиша, я боюсь, мое сердце чувствует, что без тебя со мной какая-то беда случится». «Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя!  Быть беде!»
(Действие 2, явление 4)
«Успокой ты мою душу, такую милость для меня!» «Успокой ты меня, сделай милость!»
(Действие 2, явление 4)

Что различает первоначальную и последнюю редакции реплик Катерины?

Какие особенности ее характера, положения и драматической судьбы подчеркивают вносимые исправления?

Драматизм души героини раскрывается в любви, а достоин ли Борис таких чувств?

Конфликт нарастает: идти в дом Кабановой нельзя, любимый человек не может принять решение. Куда идти? Некуда…

Лариса (мечтательность, бесхитростность, доверчивость).

Трагедия души Ларисы….(опираясь на текст, продолжите предложение).

(Любовь к недостойному, излишняя доверчивость, шаткость нравственного стержня).

Смерть героинь.

И Катерина, и Лариса погибают…

  • Перед вами прозвучат последние монологи Катерины и Ларисы (инсценирование эпизодов))
  • Почему Катерина и Лариса уходят из жизни?
  • По мотивам произведений Островского созданы фильмы. Посмотрите фрагменты последних сцен пьес. Насколько верно переданы чувства героинь языком кино? Почему режиссеры отказались от сцен, созданных Островским?

УЧИТЕЛЬ.

Перед нами прошли судьбы героинь Островского.

  • И Катерина, и Лариса каждая по-своему переживает трагедию души.
  • Какую пьесу вы включили бы в репертуар нашего театра?
  • Сегодня идет уже 21 век, чем нам близки героини Островского?

( Не смерть, а вера, надежда, любовь должны быть постоянными нашими спутницами. А.И. Герцен писал: «И однако, как низко ни пал этот, что-то говорит нам, что для него есть еще спасение, что оно таится в глубине его души…»)

Домашнее задание. Написать эссе «Мои мысли и чувства после прочтения пьес А.Н. Островского».