Технология критического мышления на уроке ОБЖ при изучении вопросов о ЗОЖ

Разделы: ОБЖ


Только тот образ преподавания верен,
которым довольны ученики.

Ш.А.Амонашвили

В современных условиях социально-экономических преобразований в России обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей. Усложнение программы обучения и интенсификация учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменением в состоянии здоровья школьников, которые усугубляются от класса к классу. Наличие большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья.

Проблема сохранения здоровья в школе имеет как физиолого-гигиенические, так и собственно педагогические аспекты. В реальной практике трудно отделить одно от другого, да это и не столь важно. Гораздо важнее, учитывая те и другие факторы, выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но, напротив, укреплял их силы и возможности. Современная школа находится в поисках новых форм и методов обучения. Одним из главных направлений своей деятельности я вижу в повышении уровня мотивации учащихся. Помним, что интерес к учебе является индикатором ее влияния на здоровье школьника.

Вопросы ЗОЖ изучаются в рамках предмета ОБЖ, а также рассматриваются учителями на других предметах, классными руководителями и другими работниками школы. Поэтому мои уроки должны с одной стороны давать новые знания, а с другой не повторять уже изученный материал другими коллегами, при этом перед собой ставлю следующие задачи для изучения данной темы:

  • формирование осознанного отношения к своему здоровью (физическому, психическому, социальному);
  • формирование системы ценностей, мотивов и установок, ориентация учащихся на ЗОЖ;
  • интеграция медико-биологических, психологических, социально-педагогических знаний, ориентированных на ЗОЖ;
  • сформировать у учащихся общие представления об основах ЗОЖ, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения ЗОЖ;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • правовое воспитание в области ЗОЖ.

Эпиграфами для проведения своих уроков беру высказывания врачей, известных деятелей, пословицы и поговорки. (см. Приложение №1)

Сократ говорил: «…Ученик должен открывать самостоятельно такую большую часть учебного материала, какую возможно при данных условиях». Китайская пословица гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Наиболее эффективной для реализации поставленных задач, на мой взгляд, подходит технология критического мышления, авторами которой являются Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил. Основу данной технологии составляет базовая модель, включающая три последовательные стадии: «вызов – осмысление – размышление».

На стадии «вызов» происходит актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений и создается смысловое поле, пробуждается интерес к изучаемому предмету. На стадии «осмысления» учитель предлагает учащимся информацию, которую они должны обработать. На стадии «размышление» (рефлексия) необходимо осмыслить и осознать информацию, полученную на уроке.

Предлагаю вашему вниманию 2 анкеты (см. Приложение № 2) и задания для учащихся, которые можно использовать на стадии «вызов» при изучении основных вопросов ЗОЖ.

1) Заполнить таблицу (самостоятельно).

Термин

Гипотеза

(попытаться сформулировать определение терминам)

Определение

(заполняется вместе с учителем после заполнения всей таблицы)

Пословицы

(с данным термином)

Творческое задание

(рисунок, ребус, 4-стишие, синквейн и др.)

Здоровье

Болезнь

Профилактика

Норма

       

Ситуация

Как это может повлиять на физическое состояние?

Как это может повлиять на сознание?

Как это может повлиять на социальное отношения?

Запишите любые другие комментарии о том, как может повлиять вредная привычка.

Возможен ли выход их ситуации? Какой?

Игорь любит пиво, по праздникам употребляет с друзьями более «крепкие» напитки.

         

Настя в компании друзей необычную сигарету. Ей понравились полученные ощущения.

         

Максим в компании друзей курит по его оценке дорогие и качественные сигареты.

         

2) Провести исследование на тему: «Гигиеническая оценка школьного меню» (калорийность, количественный и качественный состав пищевых продуктов, санитарно-гигиенические условия школьной столовой), используя санитарные нормы и правила.

3) Провести презентацию полезных блюд или антирекламу любимым, но … продуктам. (Задание по выбору учащихся.)

Примерный план:

  1. Оригинальность названия.
  2. Из каких продуктов состоит.
  3. Способ приготовления.
  4. Какие питательные вещества преобладают? Для чего они нужны?
  5. Чем полезно (вредно)?

4) Провести исследование на тему: «Гигиеническая оценка режима дня», заполнив таблицу и сделав вывод о соответствии режима дня с основными принципами организации рационально организованного режима дня, а также учитывая биологические ритмы и возрастные нормы, определить пути исправления своего режима (если это необходимо и возможно).

Режимные компоненты

Рекомендуемое время для учащихся … класса

Мой режим

5) Провести исследование на тему: «Моя будущая профессия» или «Профессии моих родителей (по выбору учащихся) по плану:

  1. Я хочу выбрать эту профессию потому что …
  2. Преобладающий вид трудовой деятельности (умственный, физический, творческий).
  3. Положительные характеристики трудового процесса.
  4. Отрицательные характеристики трудового процесса.
  5. Негативные факторы среды, в которых осуществляется работа (вводится понятие опасные и вредные факторы, предлагается их классификация).

6) Хочу узнать. (Предлагаются темы, которые учащиеся самостоятельно изучают на уроке.)

Проведенные мною исследования показывают, что дети осознают важность здоровья и его укрепления, собственную ответственность за сохранение здоровья и хотят больше узнать, как его сохранить. При этом необходимо помнить, что формирование потребности является психолого-педагогической проблемой, нужен поиск механизмов, которые у каждого ребенка или подроста вызывали бы активное желание быть здоровым. Если в младших классах необходимо формировать мотивацию на деятельность, сберегающую здоровье – организацию рационального режима дня, закаливание, умеренность в питании, гуманное отношение к другим людям, к окружающей среде, - то в средних и старших классах надо обратить внимание на личностные мотивы с ориентацией на социальную активность и успешность.

Литература:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. -М.: АРКТИ, 2003.
  2. Технология обучения здоровью. /Сост. Н.В.Борисова/ Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2005.-88с.
  3. Е.В.Штрафметова. Пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся//Завуч начальной школы. -2005-№4-с.109-118.