Интегрированный урок (МХК + музыка) в нетрадиционной форме урок–суд по теме "Композиторы Венской классической школы" (11-й класс)

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 11


Расстановка мебели в классе напоминает помещение зала судебных заседаний.

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу садиться! Слушается дело о композиторах Венской классической школы. На скамье подсудимых Кристоф Виллибальд Глюк, Йозеф Гайдн, Людвиг ванн Бетховен. Подсудимые встаньте. Современники обвиняют вас в измене традициям барокко и формировании нового направления в истории музыкальной культуры классицизм.
В компетенции суда:
1. Признать, либо не признать правомерность действий композиторов Глюка, Гайдна, Бетховена по формированию нового стиля в музыкальной культуре классицизм.
2. Выявить отличительные особенности нового музыкального стиля на примере творчества венских композиторов.
3. Определить уровень плодотворности их работы.
4. Вынести приговор, решающий их дальнейшую судьбу в истории музыкальной культуры. Защиту подсудимых представляет…(Ф.И.), защиту обвинения…(Ф.И.), секретарь суда…(Ф.И.ученика). Прошу доложить секретаря о готовности.

Секретарь: На заседание суда не явился подсудимый Людвиг ванн Бетховен по известным суду причинам. Проходящий по данному делу свидетель Моцарт находится в зале суда. Все аудио и видеоматериалы следствия переданы суду.

Судья: Заседание суда прошу считать открытым. Начнем с допроса потерпевшей стороны. Господа современники, проясните ситуацию и объясните нам, в чем вы обвиняете австрийских композиторов?

Современник 1: В XVII-XVIII веках музыкальная культура в основном развивалась в рамках стиля барокко. Этот стиль создал художественные принципы, существенно отличавшие ее от музыки Возрождения. Что происходит: на смену плавной гармонии, уравновешенности пришли трагическое мироощущение, пристальное внимание к чувствам и эмоциям человека. Блестяще найдены специфические средства и формы для выражения подобных чувств. Например, гомофония – мелодичное одноголосие; опера – ведущий жанр музыки барокко «взволнованный стиль», передающий драматизм и напряженность действия, глубину страстных человеческих чувств и переживаний; духовная органная музыка; CONCERTO GROSSO – большие концерты, в основе которых лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру; фуги–многоголосные произведения, в основе которых лежит одна музыкальная тема, звучащая последовательно в разных голосах; оратории – крупные музыкальные произведения светского содержания для хора, солистов-певцов и оркестра, предназначенных для концертного исполнения.

Судья: Назовите, кто конкретно участвовал в формировании музыкального стиля барокко?

Современник 1: Это Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель.

Судья: Мы можем услышать то, о чем вы говорили, у нас есть аудиозаписи. Напомните суду некоторые фрагменты барочной музыки.

Звучит музыка барокко: Антонио Вивальди «Времена года», «Концерт для флейты», Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургские концерты», фуга.

Судья: Что же происходит дальше?

Современник 2: Много чего было создано за это время, да все и не упомянешь. Только не всем по нраву пришлись итальянские оперы. Например, в Англии они получили довольно сдержанные, а порой и резко критические отзывы, а потом и Бах и Гендель полностью теряют зрение незадолго до смерти.

Судья: Вы хотите сказать. Что творчество Баха и Генделя – было музыкальным итогом эпохи барокко?

Современник 2: Да. В середине 18 века оперное искусство переживало далеко не лучшие времена: оперы почти не ставились, а те которые шли на сценах театров, представляли собой попурри из разнообразных арий, дуэтов и танцев. Даже любимец публики Глюк вздумал чудить и это в 50 лет!

Глюк: (выкрикивает) Я не чудил! Я открывал новые горизонты!

Судья: Тише, г-н Глюк, вам дадут слово! И последний вопрос потерпевшей стороне: Вы хотите сказать, что музыкальная культура барокко, имевшая колоссальный успех в Италии, не прижилась в Англии, а в Австрии и вовсе переродилась в новый музыкальный стиль.

Современник 2: Да.

Судья: Прошу садиться. Г-н Кристоф Виллибальд Глюк, пройдите для допроса. Скажите, лично вы отрицаете достижения «серьезной оперы» стиля барокко?

Глюк: Ни в коем разе! Просто критически переосмыслив и подытожив то лучшее, что было достигнуто «серьезной оперой», я создал жанр музыкальной трагедии.

Обвинение: Вы позволите, ваша честь! Где простите, готовят таких реформаторов?

Глюк: Я родился в небольшом австрийском городке Эрасбахе, недалеко от границы с Чехией. Музыкальное образование получил в Праге, позднее брал уроки у известных мастеров итальянской оперы. Но особый успех мои оперные произведения имели во Франции.

Обвинение: Ваша честь, вы позволите приобщить к делу список произведений Глюка? Это его музыкальные трагедии: «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена»(1770), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1774), «Ифигения в Тавриде».

Судья: Г-н Глюк, Вы утверждаете, что эти оперы имели во Франции особый успех. Почему?

Глюк: Французы «предпочитали остроумие – чувству, галантность – страстям, изящество и колорит стихосложения – патетичности». Я усилил трагедийное звучание оперы, провозгласив принцип главенства драмы над музыкой.

Судья: Я попрошу защиту прокомментировать ответ.

Защита: (на фоне голоса звучит музыка Глюка baletto) Герои опер Глюка ради любви, дружбы и блага других людей были готовы на любую жертву. В ариях, возникающих в моменты эмоционального напряжения, звучали интонации глубокой скорби, крики боли и гнева, страстные призывы к справедливому отмщению и мужественной борьбе. Реформаторская опера Глюка «Орфей и Эвридика» поставлена в Вене в 1762 году. Послушаем фрагмент из оперы «Сцена с фуриями». Здесь на первый план выдвинуты столкновение роковых сил и воли певца Орфея, его готовность бороться за встречу с любимой Эвридикой. Обратившись к известному мифологическому сюжету. Который до него уже использовали несколько десятков композиторов, Глюк усилил его трагедийное звучание. Сцены оплакивания умершей Эвредики в подземном царстве, мучительные жалобы и искушения Орфея заставляли публику глубоко и искренне переживать происходящее на сцене. Но в самые напряженные моменты действия трагическая развязка не наступала…. Неожиданно появлялся Амур, который возвращал Орфею возлюбленную Эвридику. В финале звучала музыка, исполнялись танцы. Глюк написал речитатив таким образом, чтобы на первом месте был смысл слов в исполняемых партиях. Поющие герои должны были продемонстрировать публике не только свое техническое мастерство, но и артистические качества. Хор превратился в составную часть общего действия.

Судья: Спасибо, что вы хотите добавить Г-н Глюк?

Глюк: Вообще, главные задачи своего творчества я определяю такими словами: простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства».

Обвинение: Следуя этим принципам, вы убираете все музыкальные излишества и украшения. Это так?

Глюк: Да. Это дает поэзии больше новой выразительной силы, сокращает до минимума количество действующих лиц. Увертюра к опере теперь в большей степени выражает главную идею действия. Арии певцов становятся короче, речитатив отличается напевностью, его сопровождают клавесин, а теперь и тромбон, оркестр становится резонатором драматического действия.

Современники: (выкрикивают) Вы потеряли вкус! У Вас отсутствует утонченность и благородство! Ваши оперы «вопли горести и отчаяния»! Ваши оперы «крики физической боли» и «конвульсивные рыдания»!

Глюк: Можете утверждать что угодно, господа, но начало оперной реформе уже положено!

Судья: У обвинения еще будут вопросы?

Обвинение: Нет, ваша честь.

Судья: Присядьте, г-н Глюк. На скамье подсудимых находится Йозеф Гайдн. Встаньте, г-н Гайдн. Современники обвиняют Вас в создании классической симфонии, которая становится ведущим жанром музыкального искусства. Вы признаете свою вину?

Гайдн: Признаю. Я создал 104 симфонии!

Обвинение: Ваша честь, помимо создания классической симфонии г-н Гайдн формирует устойчивый состав симфонического оркестра. Вы позволите приложить к делу данные о его творчестве? Это: 83 струнных квартета; 52 клавирные сонаты; 24 оперы; 14 месс и несколько ораторий.

Судья: Обвинение, у вас есть вопросы к г-ну Гайдну?

Обвинение: Нет, ваша честь, но в зале находится свидетель по делу Гайдна г-н Моцарт, Вы позволите его пригласить?

Судья: Вызывается свидетель Вольфганг Амадей Моцарт.

Обвинение: Г-н Моцарт, в каких отношениях Вы находитесь с г-ном Гайдном?

Моцарт: Гайдн мой друг.

Обвинение: Г-н Моцарт, Вы подтверждаете, что упомянутый список произведений – дело рук Гайдна?

Моцарт: Творческое наследие Гайдна поистине ошеломляюще! Чувствуется непревзойденный талант!

Судья: О каком таланте идет речь?

Моцарт: «Никто не в состоянии делать все: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет г-н Гайдн».

Судья: Вы хотите сказать, что композиторская фантазия г-на Гайдна не знает границ?

Моцарт: Вы понимаете, музыка Гайдна – это «музыка радости и досуга», она светла и естественна, лирична и изысканна.

Обвинение: Разрешите, ваша честь? Господин Моцарт, Вам известен тот факт, что симфонии г-на Гайдна богаты контрастами, паузами и неожиданными сюрпризами, что явно могло не понравиться зрителю и даже его напугать?

Моцарт: Вы говорите о 94-й симфонии?! Да, в середине второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются мощные удары литавр только для того, чтобы зритель «не скучал».

Современник 3: Разрешите, ваша честь?! Доходило до того, что в симфонической музыке г-н Гайдн нередко использовал прием звукоподражания: пения птиц, журчания ручья, давал зримые зарисовки восхода солнца и даже «портретов» животных!

Защита: Да это же талант! А каково пришлось г-ну Гайдну, пока сложилась музыкальная форма симфонии! Разрешите взять слово, ваша честь? Не сразу складывалась музыкальная форма симфонии. Первоначально количество ее частей варьировалось, и лишь Гайдну удалось создать ее классический тип в четырех частях, каждая из которых различалась характером звучащей музыки, темпом и примами развития темы. При этом четыре контрастные части симфонии взаимно дополняли друг друга. Первая часть симфонии (от греч. – созвучие) обычно исполнялась в быстром, стремительном темпе. Она активна и драматична. Обычно в ней передан основной конфликт двух образов – тем. Вторая часть– медленная, лиричная, навеянная созерцанием прекрасных картин природы. Она способна вызвать в душе размышления, сладостные мечты и грезы воспоминаний. В третьей части звучит живая, подвижная музыка, первоначально восходящая своими ритмами к менуэту – спокойному салонному танцу XVIII в., позднее – к скерцо веселой танцевальной музыке шутливого характера. Быстрая четвертая часть напоминает музыкальную форму рондо с чередованием неизменной темы – рефрена (припева) и постоянно обновляемых эпизодов. В ней, как правило, подводятся итоги развития тем и образов. Давайте послушаем фрагменты опер Гайдна.

Музыка Гайдна: Симфония № 48 Мария Терезия часть 1

Судья: У обвинения еще есть вопросы к свидетелю г-ну Моцарту?

img2.jpg (13410 bytes)

Обвинение: Есть, ваша честь. Нам известен факт, что в оперном искусстве вы тоже прокладывали собственную дорогу, отличную от своих знаменитых предшественников и современников. Почему?

Моцарт: Наверно потому что, больше всего в жизни я ценю понятия чести и достоинства, являясь человеком независимым и решительным.

Судья: Г-н Моцарт, с самых ранних лет жизни ваше имя стало легендой. Расскажите нам об этом.

Моцарт: В 4 года мне требовалось полчаса, чтобы разучить менуэт и тут же его сыграть. В 6 лет я вместе с отцом Леопольдом Моцартом гастролировал с концертами по Европе. В 11 лет сочинил первую оперу, а в 14 дирижировал на премьере собственной оперы в театре Милана.

Обвинение: Г-н Моцарт, как Вы можете объяснить тот факт, что в своих операх проявляли сочувствие к отрицательным героям, а над положительными не прочь были от души посмеяться?

Моцарт: В моих оперных произведениях не было четкого деления персонажей на положительные и отрицательные, герои то и дело попадали в самые различные жизненные ситуации, в которых проявлялась суть их характеров. Так я впервые объединил в опере драматическое и комическое начало. А свои произведения ставил по средневековым легендам и пьесам известных драматургов.

Обвинение: Ваша честь, вы позволите приложить к делу самые известные оперы г-на Моцарта: «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787).

Судья: Включите для прослушивания фрагмент оперы Моцарта «Дон Жуан». Защита, приготовьтесь прокомментировать.

Звучит музыка Моцарта: фрагмент оперы «Дон Жуан».

Защита: В опере «Дон Жуан» (1787) трагическое и комическое, фантастическое и реальное переплетены не менее прочно. Сам Моцарт не случайно дал ей подзаголовок «Веселая драма». Следует подчеркнуть, что тема донжуанства была не нова в музыке, но в ее раскрытии Моцарт нашел особые подходы. Если раньше в центре внимания композиторов были дерзкие похождения и любовные авантюры Дон Жуана, то теперь перед зрителями представал обаятельный человек, преисполненный рыцарской отваги, благородства и мужества. С большим сочувствием Моцарт отнесся и к раскрытию душевных переживаний оскорбленных им женщин, ставших жертвами любовных интриг Дон Жуана.

Судья: Спасибо. Мы видим, что в ходе следствия выявились новые факты, а именно, участие г-на Моцарта в формировании классического стиля. Я буду ходатайствовать о возбуждении против г-на Моцарта дела и отправки его на дальнейшее рассмотрение. У обвинения еще будут вопросы к свидетелю г-ну Моцарту?

Обвинение: Г-н Моцарт, вспомните, что произошло весной 1787 года на окраине Вены, в доме, где вы жили.

Моцарт: (вспоминая) Ко мне постучался подросток лет 16, одетый в костюм придворного музыканта. Он попросил меня послушать его умение импровизировать на заданную тему. Я как раз был поглощен работой над оперой «Дон Жуан» и дал ему две строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив меня своими необычайными способностями. Я еще сказал тогда друзьям: «Придет время и о нем заговорит весь мир».

Судья: Следствию известен сей факт. Этим мальчиком был Людвиг ван Бетховен. К сожалению, мы не сможем его допросить, так как Людвиг ван Бетховен находится в состоянии глубокой депрессии из-за абсолютной потери слуха. Но у нас находится его дело. Прошу защиту представить информацию.

Защита: Презентация «Бетховен» (см. Приложение 1).

Судья: Заслушав обе стороны, прошу всех встать для вынесения приговора.

Приговор:

Внимательно изучив обстоятельства дела, рассмотрев представленные доказательства и заслушав показания свидетеля, суд приговорил:
1. Г-на Кристофа Виллибальда Глюка, г-на Йозефа Гайдна, г-на Людвига ван Бетховена признать виновными в формировании нового стиля в музыкальной культуре – классицизм.
2. Г-на Вольфганга Амадея Моцарта считать представителем Венской классической школы.
3. Оценить новое направление классицизм в музыке как одно из самых плодотворных в истории музыкальной культуры.
4. Рекомендовать современникам слушать музыку Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена и делиться своими впечатлениями, используя памятку «Как можно охарактеризовать произведение музыки» (см. Приложение 2).

Судья: На этом заседание суда объявляю закрытым.

Приложение 3 (фрагменты музыкальных произведений)