Тренинг для подростков с трудностями социальной адаптации. В Куликово за жизненными навыками

Разделы: Социальная педагогика


Быть подростком вообще трудно. А решать стоящие перед тобой в этом возрасте задачи в нашем бурно меняющемся неоднородном обществе – трудно вдвойне. Хотя период нестабильности продолжается уже столько лет, что для нынешних подростков он является единственной жизненной реальностью, но реальность эта, тем не менее, не является благоприятной для полноценного развития личности ребенка. Не случайно количество проблем в молодежной среде в последние годы неуклонно растет, что привело к бурному росту детской и молодежной преступности.

В борьбе с последствиями резкого изменения общественного строя специалисты, работающие с “трудными” детьми, “забыли” банальный (т.е. истинный) тезис о том, что лучшее лечение – это профилактика, и, конечно же, стали терять выдержку и терпение, без которых любая коррекционная работа с детьми обречена на удачу.

МОУ ДОД ДДТ на протяжении многих лет ведет профилактическую работу, работу по социализации подростков исходя из своих возможностей, создавая и используя свои формы и методы работы. Особенно активно ведется эта работа в клубе общения “Мы”. На протяжении пяти лет в списки учащихся клуба входят фамилии, чье поведение вызывает опасение. В основном это дети из трудного социального окружения.

В 2007–2008 учебном году был запущен проект “Мы – это много я” (по профилактике злоупотребления психо-активных веществ). Учащиеся 7–9 классов клуба смогли пройти обучение по нескольким тренингам, получив при этом полезную информацию, знания и некоторые навыки поведения в критических ситуациях.

27–29 марта 2008 года благодаря финансированию отдела молодежной политике ДДТ смог организовать выездной тренинг “Жизненные навыки” в пос. Куликово Зеленоградского района. 11 учащихся клуба общения “Мы” обучались через активные формы и методы навыкам, необходимым для успешной социализации в дальнейшей жизни. За три дня совсем разные девчонки и мальчишки смогли стать одной семьей. Программа тренинга была насыщенной.Участники работали в мастерских “Города мастеров”: мастерская спасателя, где получали уроки взаимопомощи и поддержки; мастерская мудреца, где были интересные уроки сотворения и постижения смыслов жизни. Последняя мастерская научила ребят науке расставания.

Учащиеся клуба смогли проявить свои способности, участвуя в тренингах: “Мы в сложной ситуации”, “Разрешение проблемных ситуаций”, “Саморегуляции”, “Поддержки”, “Жизненные цели”. Особым образом получил отклик в душах девчонок и парней обучающий семинар “Могут психоактивные вещества помочь решить проблему?”

Большую воспитательную силу имело “свободное время”, которое участники использовали для общения друг с другом. Мы как организаторы тренинга стремились к тому, чтобы каждая минута трех суток была прожита с пользой для разума, души и тела наших ребят. Организовали “Почту” (конверты с адресатом), и участники тренинга писали друг другу письма, посылали подарки. Мы с интересом наблюдали за тем, как меняются дети.

Чувствовалась атмосфера взаимоуважения, взаимовыручки, взаимоподдержки.

Неизгладимое впечатление оказала работа салонов на “Вечере поддержки”. Ребята работали массажистами, визажистами, художниками, администраторами, официантами. Был создан какой-то особый мир, где все друг другу были рады.

Конечно, не все так гладко было в душах наших ребят. Были моменты большого удивления, шока, даже стресса. Но без этого нельзя построить обучение жизненным навыкам, т.к. в жизни присутствует все, и надо быть готовым выстоять в любой ситуации.

Тренеров привело в шок то, что подростки очень подробно, до мелочей, знали некоторые детали связанные с употреблением ПАВ, и это очень печально.

Нам хочется верить, что эти три дня тренинга, три совместно прожитых дня изменили отношение участников к себе, к своей жизни.

Чем больше будет подобных программ, тем безопаснее станет нашим детям и нам на улицах и во дворах. Взаимодействие и взаимная поддержка всех людей и организаций, работающих с молодежью, залог успеха всей молодежной политике.

См. Фото 1, Фото 2, Приложение 1, Приложение 2

Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации.

1-й день: Встреча с городом мастеров

Идея дня: Главной идеей дня для ребят было знакомство друг с другом и с Городом мастеров, в который они приехали и будут жить последующие 6 дней. Дня них в первый день важно переключиться с привычного стиля жизни на новый, пока не познанный, почувствовать интерес к тому, что будет происходить в дальнейшем, освоиться в новом месте, включиться в тематическую канву тренинга, познакомиться и ощутить первичное доверие к тем людям, которые будут окружать их в ближайшие дни.

Задача дня:

Задачи первого дня, на первый взгляд, простые, понятные, но пожалуй, самые важные, так как от их решения во многом зависит, как пойдет дальнейшая работа. Поэтому задачами мы определили для себя следующее:

  • Познакомить участников лагеря между собой и с тренерами/ мастерами;
  • Создать благожелательную атмосферу;
  • Мотивировать ребят на активное участие в тематическом лагере – ввести их в игровую концепцию лагеря и актуализировать основные цели лагеря “Искусство жить…”;
  • Принять основные правила жизни и работы в лагере.

Начало дня:

1130 – перекличка до отъезда (Назвать имя и жестом показать настроение)

1330 – Сбор на площадке перед учебно-жилым корпусом (использовать кричалки для настроения). Сообщается расписание дня и принцип расселения в номера.

Игра “Имя +3 мои любимые вещи/предмета.

Участники передают по кругу какой-нибудь предмет (игрушку, мяч), тот, у которого в руках он оказывается, называет свое имя и 3 вещи/предмета, которые он/она любит.

Игра: “Ветер дует на тех, кто любит…” (из круга убирается стул)

  • У кого хорошее настроение
  • Кто любит приобретать новых приятелей
  • Кто любит купаться в море
  • Кто умеет мыть полы
  • Кто любит рок
  • Кто любит мороженое
  • Кто не жалеет, что стал участником тренинга
  • Кто умеет работать в огороде, в саду
  • Кто считает себя настоящим другом
  • Кто сегодня в брюках и т.д.

Ведущий встает в центр круга, убирает свой стул из круга.

Инструкция: “Сейчас я в роли водящего буду говорить фразу “Ветер дует на тех, кто…” и прибавлять разные характеристики, например: Ветер дует на тех, кто смотрел “Властелин колец”, или любит мороженое, или любит рок т.д. Соответственно, участникам, которые отвечают данной характеристике (смотрели, любят…), нужно быстро поменяться с кем-нибудь местами. Кто останется без стула, становится водящим”.

Первые 2 раза ведущий называет характеристики и пока не занимает свободный стул, а затем наравне с участниками может занимать освободившееся место и участвовать в игре.

Игра: “Узнай друг друга лучше”

Участники образуют два круга. Под музыку один круг двигается по часовой стрелке, другой – против часовой. Когда музыка умолкает, из участников внешнего и внутреннего круга образуются пары, в которых ребята отвечают друг другу на различные вопросы. Вопросы могут быть заготовлены тренером заранее или же могут спонтанно задаваться самими участниками игры.

Вопросы: Твой любимый фильм? Какую книгу читал последний раз? Куда планируешь поехать летом? Кем хочешь стать в жизни? Назови, что в человеке ты не приемлешь? Что считаешь хорошим в человеке? Любишь ли ты быть один?

Игры – перестройки:

Участникам предлагается за ограниченное время построиться в линию по росту, по алфавиту (первая буква имени), по размеру ноги и т.п.

На этом этапе ребята еще не успели запомнить имена всех 30 человек, поэтому нам пришлось уделить время более тщательному запоминанию имен следить, чтобы хотя бы первые два дня все носили бейджи.

1600 – 1630 – Этап принятия правил

  • Делятся на три команды
  • Каждая команда придумывает название и девиз тусовки
  • После представления команд – задание: спеть любимую песенку, какие правила в тусовке и объяснить для кого они нужны
  • Обсуждение правил
  • Подготавливается плакат с правилами
ПРАВИЛА ПРОЖИВАНИЯ:
  1. быть аккуратными с имуществом;
  2. помнить, что находимся на территории лагеря;
  3. не причинять морального и физического вреда друг другу;
  4. нет алкоголя, санкция – домой за счет родителей;
  5. курить в определенных местах, не привлекая других к курению;
  6. отдых минимум 6 часов, уважение к отдыху других

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ/РАБОТЫ:

  1. пунктуальность; “один микрофон”
  2. участие во всех мероприятиях лагеря
  • В качестве бонуса – в последний день позже отбой
  • Определение места курения
  • “Забор откровений” (каждый день)

1630 – 1720 – Презентация целей и идей лагеря

Время: 50 минут.

Нам кажется, что для участников важно актуализировать основные цели программы и показать, что лично для себя они могут приобрести, участвуя в программе. Когда появляется личный интерес, легче работать. Поэтому мы выделили отдельный блок на работу с целями тренинга.

– работа в группах “Стремление молодежи: желания и препятствия”

Работа в мини-командах (6–7 человек)

Время: 1 час 10 минут.

Это этап работы проходил под руководством кураторов (помощников тренеров) в мини-командах, главная задача заключалась в более подробном знакомстве участников, а также в формировании групп для более эффективной тренинговой работы в ходе лагеря. Предполагалось, что это будут постоянные команды, поэтому они были сформированы с учетом возрастных и психологических особенностей участников.

Вообще-то нам стоило сразу начать работу в мини-командах по 15 человек, чтобы не собирать, потом плоды подростковой агрессии и нежелания разделяться на подгруппы, и выстроить работу в лагере так, чтобы встречи в общей группе из 30 человек скорее были исключением, чем правилом.

1910 – 2000 – открытие ворот г. Мастеров

2000 – 2030 – вечерняя “Свечка”

(2000 – 2015 ) – заполнение творческих дневников

(2015 – 2030 ) – общий круг

ДЕНЬ ВТОРОЙ “Уроки взаимопомощи и поддержки в мастерской спасателя”

830 – 900 – зарядка

900 – 930 – зарядка “Утро спасателя”

Участники в кругу выполняют вслед за ведущим несложные физические упражнения. Демонстрацию данных упражнений ведущий сопровождает рассказом о том, как начинает свой день спасатель. Например, спасатель надевает рабочий костюм: поднимает руки вверх – надевает суперзащитный свитер, приседания – надевает брюки, прыжки – пытается впрыгнуть в суперботинки, легкий бег – спешит на утреннюю планерку спасателей и т.д.

930 – 1030 – ОПТ (Общественно полезный труд)

1030 – 1120 – эстафета “Мы в сложных ситуациях: наши решения и возможные последствия”

  • Станция “Лес со злобными кузнечиками-мутантами”
  • Станция “Сложные ситуации”
  • Командное упражнение “Спасение коралловых полей”
  • Скорая помощь “Вызов -наркотики”
  • “команда спасателей” – завершение эстафеты

10 мин.- анализ эстафеты

30 мин. – дневник конструктивные и деструктивные способы поведения

1135 – 1300 – обучающий семинар “Могут ли психоактивные вещества помочь решить проблему” Время: 1 час 50 минут.

“Ну вот! Опять сейчас про наркотики грузить будут. Нам уже в школе про это лекцию читали, по телевизору говорят, родители с этим достали! И здесь опять…” (“Возмущение” участника).

Ребятам наверняка не один раз приходилось слышать о последствиях употребления ПАВ. Но это вовсе не значит, что они действительно понимают важность проблемы и будут готовы в реальной ситуации, когда предлагают наркотики, найти нужные аргументы и отказаться от употребления наркотика. Возможно, дело в том, что то, о чем рассказывали до этого, было перегружено медицинской терминологией, не связывалось с реальной жизнью и особенностями их возраста. Возможно, какие-то из рассказов были настолько страшны, что ребята, испугавшись, предпочли о них сразу забыть, а может быть, и вообще старались не слушать. Но об этой теме важно знать – и не только знать, но и уметь защитить себя, найти в нужный момент аргумент “против”! Поэтому сейчас важно не просто рассказывать о проблеме и ее последствиях, а помочь найти те самые аргументы через интересные и актуальные игры и упражнения. То, что мы предложили ребятам, далеко от привычной лекции в школе. Это не только полезно, но и интересно. Кроме того, в группе были ребята, которые работают волонтерами и проводили семинары по этой теме для своих сверстников. Они были отличными помощниками тренера и заинтересовали других участников.

Ведущий говорит о том, что, выбирая такой способ поведения в проблемной ситуации, как употребление ПАВ, человек часто не осознает последствия таких действий. Часто это поведение основано на недостаточной, однобокой информированности. Как же разобраться, где правда, а где миф о наркотиках?

  • Моделирование ситуации “Пытаясь уйти от проблем”

1300 – 1330 ОБЕД

1330– 1500 – тренинг разрешения проблемных ситуаций. Время: 2 часа.

Готовясь стать спасателями для самих себя и других людей в сложной ситуации, важно понимать две вещи: в чем заключается сама проблема и каковы способы ее разрешения. Работа строится в двух командах. Каждая команда выбирает сложную ситуацию, которая требует решения, ставит и показывает сценку о влиянии проблемной ситуации на жизнь человека. Дальше ведется работа с возможными путями решения проблемы. Делается акцент на важность активной позиции по отношению к проблеме и принятия ответственности за решение себя.

Затем тренер рассказывает об алгоритме решения проблемных ситуаций. Он строит свой рассказ на примере актуальной для ребят проблемы, важно, чтобы этот пример отличался от проблем, выбранных командами.

Шаг 1. Определение и формирование проблемы. Понять, что проблемы в жизни – это нормальное неизбежное явление. Сформировать уверенность в том, что существуют эффективные способы решения проблем. Посмотреть на проблему не как на нечто угрожающее, а как на нормальную ситуацию, несущую в себе изменения. Определить, в чем конкретно состоит проблема, чем именно она угрожает, каковы могут быть ее негативные последствия. Поставить реалистичную цель решения проблемы с описанием деталей желательного исхода.

Шаг 2. Поиск различных вариантов решения проблемы. На этом этапе важно сформулировать как можно больше вариантов решения заданной проблемы.

Шаг 3. Принятие решения. Цель этого шага – проанализировать имеющиеся возможности разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, те, которые приводят к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным/долговременным/направленным на себя/направленным на окружающих). Тренер приводит пример выбора варианта решения проблемы на основе анализа предполагаемых последствий.

Шаг 4. Выполнение решения и проверка. Выполнение решения – изучение последствий решения – оценка эффективности решения.

Тренер предлагает участникам поработать с решениями проблем, выбранных в начале занятия: описать каждый этап работы с проблемой, выбрать вариант решения проблемы, поставить сценку о выходе из сложной ситуации (10 минут). Затем каждая команда рассказывает о решении проблемы по этапам, показывает сценку.

Тренер благодарит участников за работу и делает вывод, что любую проблему можно решить, если решать ее поэтапно.

1530 – 1620 – Тренинг саморегуляции

10–15 минут теория

Время: 50 минут.

Вступительное слово ведущего: “Любая проблемная ситуация сопряжена с негативными переживаниями и напряжением, которые зачастую мешают спокойному анализу проблем и препятствуют нахождению оптимального способа их разрешения. Прежде чем приступать к поиску выхода из трудной ситуации, очень важно “притушить” эмоции, снизить уровень нервно-психического напряжения. Сейчас разработано большое количество методов изменения эмоционального состояния человека, и каждый человек должен владеть хотя бы несколькими способами саморегуляции, чтобы в трудную минуту помочь себе и другим справиться с критическим состоянием. Сейчас мы с вами познакомимся с несколькими способами изменения своего состояния, которые вы сможете использовать в своей повседневной жизни. А какие способы снятия напряжения знаете вы?”.

После того как участники поделились своими знаниями о том, как снять напряжение, и обсудили эти способы вместе с ведущим (следует выделить на это не более 10–15 минут), группа переходит к практическому освоению способов саморегуляции.

В этом коротком тренинге ведущий может использовать разные методы. Выбор конкретных методик саморегуляции должен зависеть не только от предпочтений ведущего, но и от актуального состояния группы. В нашей работе программа тренинга с каждой из двух подгрупп отличалась: с подгруппой, участн4и которой устали больше, мы почти не говорили, а сразу приступили к прогрессивной мышечной релаксации, уделив ей почти все время. В другой подгруппе получилось более активное обсуждение, и в результате мы смогли отработать несколько менее продолжительных методов саморегуляции. Следует обратить особое внимание тренеров на этап завершения релаксационных упражнений. Очень важно в конце каждого упражнения с использованием релаксации давать активизирующие образы и задания, чтобы помочь участникам стать энергичными и готовыми к продолжению работы.

Мы предлагаем несколько методик саморегуляции, которые постоянно используем в своей работе и применяли для обучения подростков в нашем тренинге.

ПРОГРЕСИРУЮЩАЯ МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ.

(методика Джейкобсона) – 30 минут

1620 – 1710 – Тренинг поддержки

  • Что такое поддержка?
  • Определение понятия “поддержка”;
  • Актуализация личного опыта принятия эффективной и неэффективной поддержки;
  • Дискуссия “Эффективная и неэффективная поддержка”
  • Упражнение “Поддержка”

1710 – 1740 – Подготовка вечернего мероприятия “Вечер поддержки”

Деление на 4 группы: Салон поддержки “боди–арт”; “салон красоты”; “салон массажа рук и ног”; “массажный салон”; “салон замечательных снов”

Время: 2 часа

Подготовка вечернего мероприятия – 30 минут

В конце дня было решено провести мероприятие, в котором подростки могли бы продемонстрировать навыки, приобретенные за день. Ребятам была предоставлена возможность разработать и провести “Вечер поддержки”, построенный на мастерских (салонах) расслабления и поддержки. Каждый участник мог поучаствовать как в организации мастерской, так и зайти в другую мастерскую, где мог сам получить необходимую поддержку. Всю группу разделили на шесть команд.

Каждой команде дается задание: придумать название мастерской и ее содержание (решить, какие услуги будут оказываться клиентам, а также оформить помещение, выработать стиль мастеров салона, определить и подготовить материалы для работы). Сведения о названии и краткую характеристику салона мастера сообщили тренерам, для того чтобы тренеры могли составить расписание работы “мастерских поддержки”.

1840 – 1900 – презентация салонов (по 5 минут на салон)

1900 – 2000 – работа салонов: (1900 – 1930 ) – 1 и 2 салона; (1930 – 2000 ) – 3 и 4 салона

2000 – 2030 – “Вечерняя свеча”

ДЕНЬ ТРЕТИЙ “Уроки сотворения и постижения смыслов в мастерской мудреца”

– легенда о мудреце

Тренинг жизненных целей

  • Упражнение “Контакт” – 30 минут

Время: 3–4 часа.

Упражнение выполняется в парах. Тренер предлагает каждому выбрать себе в пару того члена группы, которого он знает меньше всех остальных.

Инструкция: “Данное упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое задание рассчитано на определенное время. Я буду говорить, что надо делать, следить за временем и сообщать вам, когда оно закончится”.

  • Задание № 1 (смотреть друг на друга)
  • Задание № 2 “Я вижу перед собой… (только внешность)
  • Задание № 3 – ваш партнер в 5 лет (внешность и особенности поведения)
  • Задание № 4 – какой человек ваш партнер?

Упражнение жизненных целей (20 минут). Инструкция: “Перед вами – список жизненных целей. Этот список отражает то, к чему могут стремиться на разных этапах своей жизни. Безусловно, он далеко не полон. Прочтите его внимательно и попробуйте дополнить теми целями, которых, по вашему мнению, здесь не достает. А теперь попытайтесь составить свой, личный список жизненных целей, ответив на следующие вопросы: “Чего я хочу достичь в жизни? К чему я стремлюсь и к чему мне хотелось бы стремиться? Что для меня наиболее важно из этого списка?” После того как вы это сделаете, представьте эти цели своему партнеру.

Жизненные цели: Любовь, Здоровье, Много друзей, Богатство, Интересная работа, Семейное благополучие, Успешная профессиональная карьера, Общественное признание (известность), Высшее образование, Власть, Самосовершенствование

Список жизненных целей может быть разным. Здесь важно, чтобы ребятам было от чего оттолкнуться, понять, как примерно эти цели можно обозначать, формулировать. Дальше они сами расширят и дополнят этот список. Мы при составлении данного списка опирались на список ценностей из методики на выявление ценностных ориентаций Рокича.

Упражнение “Линия жизни” (2 ч. 30 мин.): работа индивидуально, подгруппами, обсуждение в кругу

1430 – 1530 – “Портрет одного дня”

1530 – 1730 – посвящение в мастера

а) заполнение дневников “Чем для меня важно было время работы в лагере?”
б) работа в группах (делятся написанным)
в) “Трон посвящения”

  • Упражнение “Слепой и поводырь”
  • Зажжение костра