Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Особенностью методической системы моей деятельности является направление работы на пробуждение творческой активности учащихся, на развитие их способности мыслить самостоятельно, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие их речи. Моя задача – научить ученика мыслить, научить добывать знания. А для этого надо верить в возможности каждого ребенка и убедить его в этом.

На основе анализа методической литературы и собственного практического опыта я разработала и применяю на уроках различные виды работ, упражнений при изучении текстов, комплексного анализа художественных произведений, при работе с учебным материалом, дополнительной литературы.

Большую работу я провожу по развитию связной речи учащихся. На этих уроках создается определенная речевая ситуация, которая побуждает школьников к самостоятельному поиску поставленной проблемы (эвристический). Такой подход в обучении позволяет развивать логическое мышление учеников, делать самостоятельные выводы. Проявление инициативы не только поощряется мною, но и считается совершенно необходимым для реального роста и развития ученика. Я всегда поддерживаю активность учеников, которая вызвана их интересом к работе.

Часто на уроках русского языка я предлагаю учащимся упражнения творческого характера – написание сочинений. Речевым заданиям, по возможности на уроках придается ситуативный характер. Введение учеников в ситуации, приближенные к естественным, позволяет избежать формализма при выполнении упражнений по развитию речи, способствует созданию более непринужденной, творческой атмосферы на уроке.

Успех развития связной речи во многом зависит от подготовки ученика к творческой работе. Первое сочинение определенного типа проводится мною в форме коллективной работы класса (я не только объясняю, но и показываю, как можно выполнить эту работу).

В своей практике я использую традиционный вид работы по развитию речи – сочинение по опорным словам. Особенно это эффективно для лучшего запоминания словарных слов, исключений, для чего объединяю их в смысловые ряды, на основе которых ученики составляют небольшой текст-миниатюру. Не обязательно употреблять в сочинении все опорные слова. Главное, умело подбирать тему и вводить речевую ситуацию. Так на уроке по теме “Буквы о-е после шипящих в корне слова” в 5-м классе ребята сочиняют рассказ по опорным словам: крыжовник, шорох, шов, капюшон. Получились интересные варианты работ, которые представлены в Приложении 1.

При изучении значения частиц учащимся предлагается составить диалог на тему “Перед отходом поезда”, используя вопросительные частицы, или составить небольшой текст-описание “Сад весной” (“В весеннем лесу”), употребляя восклицательные частицы.

Предлагая ребятам то или иное задание, я стараюсь идти от желания учеников, учитывая их возрастные, психологические особенности, так как именно в младшем и среднем школьном возрасте учащиеся отличаются особой восприимчивостью к окружающему. Я стараюсь ввести ребят в богатый мир впечатлений и поэтому часто предлагаю им перенестись из реального мира в мир фантазии, сказки.

Так пятиклассникам я предложила выбрать одну из вещей, которыми они часто пользуются в школе и в свободное время, и рассказать о ней друг другу или от лица самой вещи. В сочинениях о вещах и других неодушевленных предметах ребята показывают, в каких жизненных ситуациях может появиться потребность говорить о предмете, который необходим нам. Учащимся дается задание придумать сказочную историю, произошедшую с какою-нибудь вещью или сочинить сказку для малышей “Почему помидор красный?”, “Почему у капусты много одежек?”, “Приключения игрушки” и др. О чем только не рассказали мои ученики! Сколько интересного я смогла узнать о них! Интересные, на мой взгляд, работы прилагаются.

Еще один путь развития творческого начала у учащихся, а вместе с тем решения образовательных и воспитательных задач - сочинение на лингвистическую тему. Это эффективный способ синтезированного применения знаний учащихся, умений самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. При такой работе углубляются знания учеников по определенной теме и развиваются их творческие способности. Грамматика и фантазия оказываются совместимыми. Лучшие сочинения на лингвистическую тему “Ох, уж эти наречия!”, “Вводные слова и предложения” и другие прилагаются.

Весь процесс преподавания русского языка в классах, где я работаю, направлен на развитие речи учащихся. Поэтому обучение работе над сочинением идет постоянно и на уроках русского языка и литературы, и во внеклассной работе. Все работает на развитие творческого начала, на приобретение навыков, которые помогут учащимся реализовать его. Я убеждена, что творческое, целеустремленное преподавание, направленное на формирование самостоятельной, разносторонней личности должно стать гуманистической основой образования.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Литература

  1. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - М.: Просвещение, 1991.