Программа работы родительского клуба "Мы вместе"

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность программы. Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик? А можно ли не доводить до тупика, а заранее что-то предпринимать в семье, чтобы не было проблем в переходный возраст? Практика воспитания изобилует подобными вечными вопросами.

Помочь родителям, конечно, можно. Для этого, прежде всего, надо знать, насколько важен стиль общения, отношений с ребенком для развития его личности. «Проблемные», «трудные», «непослушные», «забитые» дети – это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что проблемы воспитания разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, установить некий баланс между ее членами.

Из всего сказанного следует вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Поэтому нами была поставлена цель: научить родителей способам эффективного общения с детьми.

Перспективной целью данной программы будет являться профилактика бесконфликтного общения в подростковый период, проявления девиантного и деликвентного поведения.

Задачи:

  1. обучить эффективному вербальному и невербальному языку общения с детьми,
  2. познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций,
  3. показать роль семейных традиций в общении с детьми,
  4. научить противостоять стереотипам общения с детьми.

Участники. Чем раньше родители начнут осваивать эффективные способы общения с детьми, тем больше будет вероятность успешности социализации их детей. В нашем образовательном учреждении мы сделали акцент на родителей, дети которых обучаются в начальной школе. Уже с начальной ступени школы родители будут научаться принимать и понимать возникающие проблемы свои и своих детей, что будет способствовать «мягкому» вхождению в подростковый возраст и безболезненному переживанию данного возрастного кризиса. Универсальность методов, используемых в программе, не исключает ее реализацию в среднем и старшем звене.

Продолжительность и этапность реализации программы. Срок реализации программы - 1 учебный год (затем она может быть продолжена).

Первый этап программы - реализация тренинговых занятий - «Тренинг родительской эффективности». Некоторые авторы обращаются к интерактивным способам взаимодействия с семьей. За рубежом наибольшую известность получил Томас Гордон. В России – Лютова-Монина, Юлия Гиппенрейтер и др. В наших занятиях сохраняется общая схема их программ. Однако традиционные тренинговые упражнения дополнены играми-драматизациями, деловыми и ролевыми играми, разработанными автором программы – в этом новизна программы.

Занятия проводятся 1 раз в месяц и 1 раз в каникулярное время (9+3 встречи) – всего 12 встреч.

Продолжительность одного занятия 1,5 – 2 часа.

Состав группы: 10-15 человек родителей.

Способ набора – необязательный. Однако в состав группы должны быть включены родители, дети которых испытывают не только учебные трудности, но и трудности взаимодействия с миром и самим собой (застенчивые, тревожные, агрессивные, конфликтные, гиперактивные дети и др.)

Группа является открытой для новых участников.

На этапе сплочения данной группы родителей им предлагается расширить свой опыт родительской компетенции. Это второй этап реализации данной программы: реализация полученных знаний на практике: организация и проведение самими родителями родительских конференций, собраний, круглых столов, посвященных воспитанию детей, как на уровне школы, так и внутри класса или параллели – в этом вторая новизна нашей программы.

Традиционно подведение итогов конференции сопровождается речами родителей о безусловном принятии своих детей. Это дает возможность всем участникам задуматься о возможности быть успешным каждому ребенку при поддержке и помощи их родителей.

Ожидаемые результаты:

  1. повышение актуального статуса учащихся группы риска,
  2. снижение количества конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми,
  3. активная позиция родителей в организации школьных мероприятий,
  4. оказание помощи в организации взаимодействия школы с родителями;
  5. оказание помощи классным руководителям в организации и проведении внеурочных мероприятий.

Показатели эффективности работы:

  1. отзывы участников тренинга;
  2. увеличение количества родителей, принимающих активное участие в жизни классных коллективов и школы;
  3. изменение диагностических показателей методики «АСВ», результатов анкетирования «Какой вы родитель» ,
  4. положительные отзывы родителей – участников конференции.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ I ЭТАПА ПРОГРАММЫ
«ТРЕНИНГ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ»
и
ПЛАНИРОВАНИЕ II ЭТАПА ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ
(таблица)
 

Список используемой литературы:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б Общаться с ребенком . Как? – М: ЧеРо, 1998 г
  2. Грецов А. Тренинг общения для подростков – СПб: Питер, 2007 г
  3. Кипнис М. Тренинг семейных отнощений. Часть 1. М: «Ось - 89», 2005г
  4. Майк Джордж Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса, самопомощь.- М: Консорциум «Социальное здоровье России»: ООО «Эолантэк»,
  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия: справочник практического психолога. – М: «Эксмо», 2008г
  6. Монина Г. ,Осипова Е, Чуменко Е Конфликты и методы их преодоления //Библиотечка 1 сентября// Школьный психолог вып. 5 (17) – М: Чистые пруды, 2007
  7. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М: «Генезис», 2004 г