Вокальная программа

Разделы: Музыка


Данный курс предназначен для углубленного изучения учащимися П-IХ классов общеобразовательной школы предмета "Музыка" компонента образовательного учреждения.

Содержание программы направлено в первую очередь на то, чтобы каждый растущий человек и образующийся в процессе занятий хоровой коллектив пришел к пению как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Не менее важным в предлагаемой программе является и то, что педагогический процесс основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных интонационно-образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами.

Цель программы - воспитание певческой культуры школьников как части их музыкальной, и шире - духовной культуры (по Д.Б. Кабалевскому).

Задача программы:

  • раскрыть подлинное значение пения как формы "отражения" духовности.
  • обеспечение непроизвольного, естественного "вхождения" учащихся в "Певческое поле" Мира и радостного, творческого бытования в нем (в начальной школе),
  • сохранение увлеченности искусством пения, развитие потребности "жить и одаривать пением" (в основной школе).

В качестве методологических оснований программы выступают:

  • понимание пения как культурно-исторического явления, имеющего вековые национальные традиции;
  • формирование представления о голосе поющего человека как проявлении его творческой сущности;
  • осмысление вокально-хорового начала (индивидуального - коллективного) как соподчинения однородных проявлений.

В структуре программы выделены три взаимосвязанных элемента: исследовательский - направлен на включение учащихся в самостоятельное "открытие" певческого начала в окружающем мире; коммуникативный - нацелен на "слышимое объединение" собственного внутреннего мира и "хором звучащих" впечатлений; художественно-творческий - ориентирован на реализацию духовного потенциала, воплощение волнующих чувств и мыслей в пении.

Содержание обучения вокальному искусству построено на концентрическом способе развертывания материала с опорой на следующие принципиальные позиции:

  1. "наблюдение вокального искусства", от его музыкальной природы через содержание звуковых образов к пониманию выразительной и изобразительной вокальной символики (по Б.В.Асафьеву);
  2. воплощение вечной истины "прекрасное пробуждает доброе", когда подлинно художественное произведение вокального искусства, вызывая сильное переживание, просвещает и изменяет все существо растущего человека;
  3. пробуждение "инстинкта песенности" - подсознательного, безотчетно-искреннего песенного чувства в каждом растущем человеке, от которого рождается "мера всех вещей", благородство и достоинство исполнения;
  4. организация мыслительной деятельности учащихся, воспитание самостоятельности суждений о фактах и событиях в искусстве пения, соотнесение, оценивание, дифференциация звуковых впечатлений.

Перечень репертуара для начальной и основной школы включает различные жанры вокальной музыки: песни композиторов-классиков, а также песенное творчество народов мира и лучшие образцы современной российской и зарубежной эстрады. Главным критерием при отборе репертуара стала их духовная ценность, определяемая художественно-образным содержанием, певучестью и благозвучием, вокальной красочностью, грациозностью и пластичностью мелодики, звуковым колоритом и др.

Вокально-творческое развитие в программе подразумевает "близость к искусству пения" (по А. А. Шеншину) на основе двух компонентов.

Владение голосом как "инструментом" духовного самовыражения. В данном компоненте исходной позицией выступает интонационная выразительность голоса, показателем которой является не столько чистота интонации сама по себе, точность воспроизведения какой-либо последовательности звуков (хотя данный признак не отбрасывается), а интонационное богатство певческих высказываний ребенка, тесно связанных с речью, производных от естественных человеческих чувствований и имеющих разумное основание. В сущности "одухотворенное звукосмысловое единство" содержит в себе весь стандартный набор певческих навыков (звукообразования, дикции, дыхания и т.д.), а также основных свойств звучания голоса (диапазон, тембр, регистр). Но не они, лежащие на поверхности, являются приоритетными. Главенствует внутреннее человеческое начало, естественно выплескивающееся в момент эмоционального воодушевления. Владение голосом проявляет себя в разнообразии интонационных выражений ребенка, гибкости и пластичности интонаций, степени понимания ребенком личных певческих высказываний.

Творческое развитие, заключающееся в воплощении собственных душевных состояний в звучании голоса. Характеристиками выступают свобода и широта проявления собственного "певческого чувства", бесконечное стремление радовать других людей пением и радоваться самому, обостренное восприятие пения как такового. Творческое развитие школьников в пении проявляет себя в новизне, оригинальности и уникальности замысла в целом, самостоятельности и свободе оперирования с "певческим материалом", собственным голосом, способности "схватывать" образное содержание и видеть возможные варианты его развития.

Вокально-творческое развитие школьников предполагает создание не только однородного, но и многотембрового хорового ансамбля, выявляющего индивидуальные краски голоса каждого ребенка и содержащего неизмеримо больше художественно-выразительных возможностей как для самих школьников, так и для выражения ими образно-эмоционального содержания исполняемых произведений. Отсутствие единого тембрового эталона (конечно же, не противоречащее художественному образу вокальных сочинений) ориентировано на освобождение творческой инициативы учащихся, открытие многоцветия собственного тембра голоса, "проживание" детьми вокальной музыки по законам собственной певческой природы.

Содержание занятий на всем протяжении обучения предусматривает исполнение школьниками народных и шуточных песен, прибауток и скороговорок, доступных фрагментов инструментальных произведений (настраивающих эмоционально и выполняющих функцию традиционных распеваний), вокальных импровизаций на тему, заданную учителем или выбранную самостоятельно (озвучивание своего внутреннего состояния, каких-либо впечатлений, образов окружающего мира, линий, фигур, цвета и т.д.); разучивание песен и освоение музыкальной грамоты.

Предлагаемые темы и краткое их содержание носят характер не столько информационный, сколько проблемный, что призвано "озадачивать" школьников, стимулировать их мыслительную деятельность. Особое значение придается формированию эталона звучания, поэтому на занятиях необходима демонстрация фрагментов фильмов-опер из серии "Шедевры мирового оперного искусства". Предлагается и такая форма, как маэстро-соlо, то есть концертные выступления самого учителя (либо группы учителей или выдающегося человека, известного в своем крае и посвятившего жизнь искусству пения) с вокальными произведениями различных жанров.

В качестве форм итоговых занятий выступают как традиционные (уроки-концерты, фестивали, конкурсы и т.п.), так и нетрадиционные (день рождения песни, альбомы путешествий, панорама народных песен и др.). Действительным результатом обучения будет наличие искренности, задушевности исполнения, "трогающего" слушателей (несмотря на имеющиеся порой технические погрешности), иначе говоря - степень передачи тончайшего дыхания искусства, того самого нечто, определяющего истинное величие и состоявшегося художника и растущего.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы Кол-во часов В том числе
Теоретические занятия Практические занятия
1. Первый год обучения

Звуки мира.

9 1 8
2. Коллекция вокальных импровизаций, или как рождается песня? 7 3 4
3. "Хор - это дружная семья, только в музыкальном виде..." 10 2 8
4. Почему и о чем "поют" мысли и чувства? 8 2 6
1. Второй год обучения

"Песни всех" - отражение истории Отечества.

9 1 8
2. Мелодии человека - мелодии страны. 7 2 5
3. 0 чем поет душа? 10 2 8
4. Разноцветные песни России. 8 часов. 8 2 6
1. Третий год обучения

"Расскажи нам, песня, о прекрасном близком и далеком".

9 1 8
2. 0 "родных" и "чужих" песнях. 7 2 5
3. Подари песню людям планеты... 10 2 8
4. Чудо-песня пришла сегодня к нам. 8 2 6
1. Четвертый год обучения

Слово - как песня.

9 2 7
2. Песня - как слово. 7 2 5
3. Поющее изображение. 11 3 8
4. Изображающее пение. 8 2 6
1. Пятый год обучения

Песня как преображение.

 

9

2 7
2. Исполнение как преобразование. 7 2 5
3. "Сильные" и "слабые" песни. 11 5 6
4. "Сильные" и "слабые" исполнители. 8 2 6
1. Шестой год обучения

Образ песни.

9 4 5
2. Образ песни (продолжение). 7   7
3. Драматургия песни. 11 3 8
4. Драматургия песни (продолжение). 8   8

Опыт вокально-творческой деятельности

Первый год обучения

Народные песни и прибаутки: польская народная песня "Та-та, два кота"; русские народные песенки "Барашеньки - крутороженьки", "Скок-поскок", "Дон-дон"; французская народная песня "Утро"; французские песни-игры " Куклы ", " Зайцы и волк ". Скороговорки по выбору учителя и учеников.

Вокальная и хоровая музыка для слушания: В. А.Моцарт. "А11е1u а" из мотета "Еxsultate, jbilateе; Л. Денца. "Фуникули-фуникула"; русская народная песня "Как в лесу-лесочке"; П.Чайковский. "Песня о счастье". Хор из оперы "Орлеанская дева"; И.Космачев. "Где живут ноты, или веселая нотная азбука".

Вокальная и хоровая музыка для разучивания и исполнения: А.Островский. "До, ре, ми, фа, соль..." из телевизионной передачи "Урок пения"; Е. Гиммерфальб. "Песенка Карлсона" из музыки к спектаклю "Малыш и Карлсон"; М. Парцхаладзе. "Кваки-кваки"; Р.Бойко. "Озорник"; Д. Кабалевский. "Полечка про Олечку", "Самое трудное", три песни-игры: "Карусель", "Гости", "Синичка"; В.Коростылев. "Как лечили бегемота"; Я. Дубравин. "Без друзей никак нельзя", "Добрый день!" В.Шаинский. "Игра", "Дождь пойдет по улице..." из мультфильма "Речка, которая течет на юг", "Мир похож на цветной луг" из мультфильма "Однажды утром"; Я. Дубравин. "Родная земля".

Второй год обучения

Народные песни и прибаутки (с элементами двухголосия): французские песни-игры "Как мне маме объяснить", "Братец Яков", "Три маленьких дружка"; русские народные песни "Колядка", "А я по лугу...", "Скоморошья небылица"; английская народная песня "Колыбельная"; немецкая народная песня "Вечер".

Фрагменты музыкальных произведений: П.Чайковский. "Утреннее размышление", "Итальянская песенка", "Неаполитанская песенка", "В церкви" из "Детского альбома". И.-С. Бах. Тема фуги до минор из Хорошо темперированного клавира (I том); Н. Паганини. "Карнавал в Венеции".

Скороговорки по выбору учителя и учеников.

Вокальная и хоровая музыка для слушания: И.-С.Бах. "Терцет"; Дж. Россини. "Неаполитанская тарантелла"; русские народные песни "Вечор ко мне, девице", "Что ты жадно глядишь на дорогу..." (обр. В.Волкова), "Над полями, да над чистыми", "Прощай, радость..."; Н.А. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки "Как больно здесь..." из оперы "Снегурочка".

Вокальная и хоровая музыка для разучивания и исполнения (с элементами двухголосия): В.-А.Моцарт. "Тоска по весне", "Как нам не веселиться!"; Дж.-Б.Мартини. "Эхо"; "Перед весной" из сборника "Детские песни" в обр. П.Чайковского; русские народные песни "Во саду ли, в огороде", "Во поле береза стояла (в обработке А. Дворжака), "Вечерний звон"; Д. Кабалевский. "Про Петю" из радиопередачи "Беседы умного крокодила"; Г. Гладков. "Песенка зайца и волка" на карнавале из мультфильма "Ну, погоди!"; А. Лядова. "Почемучка"; И. Космачев. "Где живут ноты, или веселая нотная азбука"; А. Пахмутова. "Жили-были"; Г.Струве. "Моя Россия".

Третий год обучения

Народные песниэлементами двухголосия). Русские народные песни "Заиграй, моя волынка", "В сыром бору тропина"; украинская народная песня "С1яв мужик просо"; литовская народная песня "Коростель"; грузинская народная песня "Яблочко зеленое"; норвежская народная песня "Камертон"; американская народная песня "Бубенчики".

Фрагменты музыкальных произведений: В.-А.Моцарт. "Молитва"; С. Прокофьев. Тема Джульетты-девочки (1 такт, гамма) из балета "Ромео и Джульетта"; Ф.Лист. "Гондольера", "Песня Перукини"; И.-С.Бах. Тема фуги ре-диез минор из Хорошо темперированного клавира (I том); Р. Шуман. "Маленький романс" из альбома для юношества.

Скороговорки по выбору учителя и учеников.

Вокальная и хоровая музыка для слушания. К. Глюк. Ария Орфея из оперы "Орфей"; В.-А.Моцарт. "Песенка о меде", "Послушай, как звуки хрустально чисты", хор из оперы "Волшебная флейта"; Ф Шопен."Желание"; Рождественский кант "Небо и земля"; А. Кастальский. "Тебе поем", "Отче наш"; А.Гречанинов. "Подснежник".

Вокальная и хоровая музыка для разучивания и исполнения (с элементами двухголосия): В.-А.Моцарт. "Утро настанет "; А.Гречанинов. "Доктор Козява" из цикла "Тропинки"; П.Чайковский. "Старинная французская песенка"; З.Кодаи. "Птичий хор"; В. Баснер. "С чего начинается Родина?" из кинофильма "Щит и меч"; И Дунаевский. "Моя Москва"; Ю. Чичков. "Звенит звонок ", " Свирель да рожок "; Г.Г лад-ков. "А ты знаешь? " из кинофильма "Точка, точка, запятая..."; О.Мандичевский. "Интервалы"; В. Кикта. "Одолжи мне крылья"; В.Серебренников. "Песенка вешняя"; С.Соснин. "Солнечная капель".

Четвертый год обучения

Народные песниэлементами двухголосия). Русская народная песня "У меня ль во садочке"; немецкая народная песня "Музыканты".

Фрагменты инструментальных произведений: Л.Бетховен. "Багатель" соль минор (тт. 1-4, 17-24), "Прощание с роялем", "Соната № 2, фа мажор, соч. 10: Средняя часть; Ф.Шуберт. "Траурный вальс"; Ф.Менделъсон. "Песня венецианского гондольера" ми мажор; П.Чайковский. Тема любви из увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта".

Скороговорки по выбору учителя и учеников.

Вокальная и хоровая музыка для слушания. Г.Гендель. "Вignare"; В.-А.Моцарт. "Когда сияет солнце утром", хор из оперы "Волшебная флейта"; Д. Бортнянский. "Слава и ныне", " Хвалите имя Господне"; А. Ведель. "Херувимская песнь"; А.Варламов. "На заре ты ее не буди..."; А. Гурилев. "Колокольчик"; М.Глинка. "Попутная песня"; Н.Римский-Корсаков. "Не ветер, вея с высоты..."; Т. Коттрау. "Сайта Лючия"; С. Агабабов. "Лесной бал ".

Вокальная и хоровая музыка для разучивания и исполнения элементами двухголосия): Ф.Шопен. "Желание"; В.Одоевский. "Пой в восторге, русский хор!" А. Аренский. "Спи, дитя мое, усни..."; И Дунаевский. "Школьный вальс"; Д. Кабалевский. "Школьные годы"; Д.Тухманов. "Как прекрасен этот мир!" Э.-Л.Уэб-бер. "Память" из мюзикла "Кошки"; А.3ацепин. "Все было..." из кинофильма "Земля Санникова"; А. Пахмутова. "Русский вальс", "Отчего так хорошо?" из кинофильма "Девчата"; М.Славкин. "Снег"; В.Серебренников. "Какие бывают слова".

Пятый год обучения

Народные песни (с элементами двухголосия). Русские народные песни "В низенькой светелке", "Улица, ты улица", "Калинка".

Фрагменты инструментальных произведений: И.-С.Бах. Тема фуги соль-диез минор из Хорошо темперированного клавира (I том); Э.Григ. "Вальс" ми минор; Ф. Лист. "Маленькая пьеса" фа-диез мажор (тт. 1-8); ФЛ1уберт. Экспромт ля-бемоль мажор. Соч. 142, № 2 (тт. 1-8); П.Чайковский. "Шарманщик поет" из Детского альбома; Боевиков. "В деревне".

Скороговорки по выбору учителя и учеников.

Вокальная и хоровая музыка для слушания: В.-А.Моцарт. Реквием; М. Мусоргский. Хор девушек из оперы "Хованщина"; С.Гастолъдони. "Запретная мелодия"; П.Чайковский. "Блажен муж" из "Всенощного бдения"; С.Рахманинов. "Дитя!", "Как цветок ты прекрасна"; Д. Кабалевский. "Песня о березке" из оперетты "Весна поет"; В. Баснер. "Белой акации гроздья душистые..." из кинофильма "Дни Турбиных".

Вокальная и хоровая музыка для разучивания и исполнения (с элементами двухголосия): В.-А.Моцарт. "Слава солнцу, слава миру!"; М. Глинка. "Попутная песня"; А. Рубинштейн. "Мелодия". Переложение для хора; К. Листов. "Я помню вальса звук прелестный"; И Дунаевский. "Колыбельная" из кинофильма "Цирк"; А. Афанасъев. "Гляжу в озера синие" из телефильма "Тени исчезают в полдень"; М.Таривердиев. "Песня о далекой Родине" из телесериала "Семнадцать мгновений весны"; Я. Дубравин. "Все начинается со школьного звонка"; А. Петров. "Я шагаю по Москве" из кинофильма "Я шагаю по Москве"; Дж. Гершвин. "Хлопай в такт!"; А. Пахмутова. "Птица счастья"; Ю. Антонов. "Живет на свете красота".

Шестой год обучения

Народные песни (с элементами двухголосия) по выбору учителя и учеников.

Фрагменты инструментальных произведений: Ф. Шуберт. Соната ля мажор (тт. 1-8); Ф. Лист. "Маленькая пьеса" ми мажор (тт.6-13); Брамс. Вальсы. Соч. 39. Переложение для голоса с ф-но. "Песня весны"; Ф.Мендельсон. "Песня венецианского гондольера" соль минор; Р. Шуман. "Воспоминание" из Альбома для юношества; А.Гречанинов. "Жалоба" (тт. 1-4).

Скороговорки по выбору учителя и учеников.

Вокальная и хоровая музыка для слушания: В.-А.Моцарт. Ноктюрны. "Чистой мечты дыханье", "Час расставанья близок"; Музыка неизвестного автора. "Лягушачий концерт"; П.Чайковский. "Да исправится молитва моя". Трио с хором; С.Рахманинов. "В молчаньи ночи тайной..."; А.Бородин. "Улетай на крыльях ветра", хор из оперы "Князь Игорь"; Д. Сартинский-Бей. "Цветы"; А. Дюбюк. "Не брани меня, родная"; С. Цинцадзе. "Песня Стрекозы" из кинофильма "Стрекоза"; А. Пахмутова. "Беловежская пуща".

Вокальная и хоровая музыка для разучивания и исполнения (с элементами двухголосия): Д. Кабалевский. "Песня о березке" из оперетты "Весна поет"; В. Баснер. "Белой акации гроздья душистые" из кинофильма "Дни Турбиных"; И.Зубков. "Школьная пора"; В. Гаврилин. "Мама"; Дж. Гершвин. "Колыбельная Клары" из оперы "Порги и Бесс"; А.Варламов. "Белеет парус одинокий"; А. Даргомыжский. "Мне грустно"; В. Абаза. "Утро туманное"; М.Шишкин. "Ночь светла";

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате ученик должен:

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • богатство музыкальных образов и способов их развития;
  • основные формы музыки;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений вокальных жанров;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий..
  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

В качестве ключевой позиции предлагается художественно-синкретический метод, который при помощи совокупности средств выразительности различных искусств, позволяет опосредованно управлять качеством звучания певческих голосов детей при выполнении вокально-хоровых задач.

Используя выразительные средства искусства слова, руководитель певческого коллектива должен владеть художественной речью, характеризующейся нестандартностью, необычностью словообразования, и самое главное - подвижностью, гибкостью и многоплановостью значений, не говоря уже об интонации как одухотворенном звукосмысловом единстве (В. Медушевский). В процессе занятий возможно применение таких важнейших образных средств художественной речи как метафора, олицетворение, симфора, слова-символы, гипербола, литота, а также антитеза, градация и др. Например, можно говорить о "стальных кружевах голоса" и "золотых потоках его, струящихся прямо учителю в ладони", о "нарастающем тепле или блеске, летящем прямо к маме, где бы она ни была", о голосе, "порхающем, как бабочка, с цветка на цветок", или "сидящем в каждом ребенке пушистым котенком..."; "слышишь голос деревьев, угадываешь его неожиданные движения?.."; "посмотри-ка, без конца цветы меняют свой вид, по-своему тянутся к свету и, прислушайся: у каждого цветка своя песня..."; "песня-чайка", "звук-орган", "голос-колокольчик"; "звук такой тоненький, хрупкий, никак не шире стебелька травинки. Можно даже неосторожным дыханием переломить его..."; "возможно ль слышать грома звук, в той песне, что нежна, как пух?.."; "не наступать голосом, а вступать"; что значит в звуке "волна и камень", "лед и пламень?.."; голос может звучать как росинка, блестящая на солнце, или ручей - река - целое море - даже океан! и т.д. Разумеется, это лишь небольшая часть образных средств речи, составляющих арсенал искусства слова. Главное, что необходимо подчеркнуть, это широчайшую возможность воздействия данного вида искусства на пение детей и непреложное правило при этом: искусство слова не должно превращаться в искусственное слово.

Говоря о танцевальном искусстве как "инструменте" воздействия на пение детей, имеется в виду его пластичность и неограниченные возможности воплощения художественного образа в движении. Танцевальное искусство в рамках художественно-синкретического метода - это искусство танца в руках, в жестах, "языком" движений создающих пение, а также управление жестами рук педагога (впоследствии и жестами рук детей) самим пением. Главное здесь - выражение в пластичных движениях рук художественного образа звука и поиск детьми среди жестов, предложенных руководителем, жесты, наиболее полно воссоздающие необходимый для конкретного случая певческий звук.

Средства изобразительного искусства, в частности живописи, подразумевают воздействие на краски голоса, его тембр. Осознание неповторимости и красоты тембра своего голоса ребенком рождает представление о голосе человека в цвете, делает возможным "рисунок" голосом, как кистью, позволяет создавать в хоре композиции, различные по колориту. А "графический рисунок" певческим голосом возможен контурными линиями, штрихами, точками и т.п., причем предметом такого "рисования" могут быть как различные явления жизни, так и внутренние состояния человека.

Скульптура в предлагаемом методе важна своим исходным материалом. Языком этого искусства можно говорить о голосе "металлическом" и "каменном", "деревянном" или "стеклянном" и т.п. Достаточно часто подобные эпитеты употребляются как характеристики голоса при определенных душевных состояниях и переживаниях человека. И главное, чтобы дети не просто "играли" своими голосами, моделируя их природу, а "проживали" эти состояния, понимали человеческую горечь и боль: "Отчего человек может утратить чувствительность, онеметь? Почему деревенеет иногда человеческий голос?" И оказывается, что можно "читать" человеческие голоса - и певческие, и речевые. Интонации, богатство тембров или отсутствие таковых говорят о собеседнике порой больше, чем слова, потому что "голос - это человек. Человек во всей полноте - физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный..." (Е. Назайкинский). И отсюда, возможно, родится у школьников духовное понимание окружающих их людей и сочувствие к ним.

Благодаря проникновению в сам процесс пения выразительных средств других искусств, художественно-синкретический метод способствует осознанию учащимися целостности музыкального искусства как явления, не существующего вне человека - природы - общества.

Методические рекомендации для развития основных певческих навыков.

В основе выразительного пения, развития певческого и сценического мастерства лежат вокально - хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту детей. Разучивать песни с детьми надо сидя. Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. Голову надо держать прямо, не вытягивать шею, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, "белого" звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

А уже разученные песни можно петь стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы работают активнее и звучность пения заметно улучшается.

Организация детей на занятиях - одно из существенных условий для лучшего усвоения или материала и для развития музыкальных способностей.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания.

Дыхание.

"Искусство пения - есть искусство дыхания". Певческое дыхание развивается медленно вместе с развитием всего организма. В работе с учениками следует пользоваться необходимыми принципами дыхания: спокойный, умеренный глубокий вдох, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача дыхания и умение его распределить.

Главная трудность обучения детей певческому дыханию состоит в особом педагогическом подходе к этому обучению, учитывающем психику и уровень детского понимания.

На первых порах учителю следует постепенно приучать ребёнка к основным приёмам дыхания, однако указания о правильном дыхании детям необходимо давать очень осторожно и постепенно, чисто практически, не вдаваясь в какие- либо физиологические и анатомические объяснения. Учитель может сам показать быстрый и минимальный вдох при свободном состоянии груди, указав, для наглядности, на сходство вдох с теми движениями, которые возникают при внезапном испуге или радости, когда мы кратко говорим "ах", быстро втягивая воздух. Эти движения и ощущения настолько доступны пониманию ребёнка, что повторить их будет нетрудно. Необходимо, чтобы дети с первых уроков усвоили, что самое важное в пении заключается не в том, чтобы набрать большое количество воздуха, а в том, чтобы расходовать его медленно, сдержанно и постепенно. В песни вдох и выдох зависят от содержания песни. Если песня затяжная, надо научиться расходовать воздух очень разумно, экономично, чтобы его хватило на всю фразу. Если песня быстрая и в ней нет пауз, надо успеть вздохнуть между фразами, взяв немного воздуха. Нельзя делать вдох посреди слова, так как это нарушает его смысл.

Учитывая небольшую ёмкость детских лёгких, учитель пения должен добиться хорошего распределения дыхания в упражнениях и песнях. Протяжные, напевные песни, при обдуманном их подборе / имея в виду постепенное развитие и укрепление дыхания / и умелой расстановке в них дыхания, являются прекрасным "воспитателем".

В песенках - упражнения для школьников всегда найдутся короткие мелодические фразы, легко исполняемые на одном дыхании.

Мною разработаны ряд певческих, игровых упражнений, в которых эффективно развивается дыхание по фразам и умение владеть цепным дыханием.

Дыхательные упражнения.

"Свечка". Певцы ставят палец перед ртом. Эта "свечка". Надо выпускать воздух так, чтобы "пламя свечи" не колыхнулось.

"Снайпер". Из соседнего дома "снайпер" стреляет по вашему окну. Надо мгновенно затушить "свечу", то есть весь воздух выкинуть из легких за максимально короткое время.

"Упрямая свечка". Один набор воздуха выдыхается в несколько приемов.

"Комарик". Певцы становятся в шахматном порядке, руки в стороны. Перед носом каждого со звуком "з-з-з" жужжит "комар". Звук произносится на выходе и на одном дыхании. Руки медленно сводятся и в конце дыхания комар прихлопывается.

Во время дыхательных упражнений важно следить, чтобы дети делали ровно столько, сколько хватает у них дыхания. Всякий "пережим" отражается болезненно на связках.

Певческие упражнения на дыхание.

1. Для выработки единого вокального звучания разных гласных рекомендую петь такое упражнение:

2.Пение гласных с согласной "д" полезно для языка:

3.Для работы над певческим дыханием предлагаю такое упражнение:

 Одновременно с дыханием развивается и артикуляция.

Артикуляцией называется работа органов произношения: нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Результатом овладения артикуляцией является ясная дикция, то есть четкое произношение, при котором пение становится выразительным, а песня доходчивой и понятной.

Следует учесть, что артикуляционный аппарат у детей часто бывает вялый; у них малоподвижная, напряженная нижняя челюсть (особенно у мальчиков), вялые губы и малоподвижный язык. Дети порой плохо и неправильно открывают рот. Все эти недостатки сказываются и в речи и в пении. Полость рта - основной резонатор; это орган, формирующий гласные и согласные и сильно влияющий на окраску звука (тембр). Освободить от напряжения нижнюю челюсть (избегая в то же время слишком больших ее движений), научить правильно открывать рот, активно работать при произношении губами, держать язык во рту свободно - вот основные задачи при обучении детей певческой дикции, произношению в пении. Для достижения хорошей дикции я рекомендую петь гласные и губными согласными Б, П, М, которые активизируют работу губ, помогают энергичнее произносить эти гласные.

Артикуляционные упражнения.

"Хомяк" - пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось всё лицо.

" Рожицы"- поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую. Опустить. Обе брови поднять и опустить. Вытянуть лицо. Опустить нижнюю челюсть, не раскрывая губ. Подвигать левой челюстью влево и вправо. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу

"кто смешнее".

" Треугольник"- с точной артикуляцией произносятся гласные в следующем порядке: " а-о-у-э-ы-и".

Соединение гласной и согласной.

Произносятся следующие звукосочетания: " ба-ба-бо-бо-бу-бу-бэ-бэ-бы-бы:". Упражнение рекомендую повторять 2-3 раза. Потом согласную следует поменять. За одно занятие я прохожу 5-6 буквосочетаний

Парные согласные.

Ребята хором попеременно называют "звучащие" и "беззвучные" согласные. Вот эти пары: д-т, г-к, б-п, в-ф, ж-ш, з-с.

Чистоговорки.

В разделе "Артикуляция" я использую чистоговорки, имеющие сложные буквосочетания. Например, "Интервьюент интервента интервьюировал", "Король-орёл" (произносится несколько раз).

Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяжённость пропевания их является основой пения. Я разработала ряд методических упражнений для начинающих вокалистов на фонемы гласных.

Вокальные упражнения на фонему (О).

Детям можно рассказать сказку о том, как однажды малыш научился читать, и прочёл слово "Колобок". Ему понравилось это слово, и он захотел его спеть. Малыш открыл рот, губы сделал колесом и звонким голосом запел: "Ко - ло - бок". Ему понравилось это слово, и он захотел его спеть. Малыш открыл рот, сделал губы колесом и звонким голосом запел: " Ко-ло-бок!"

Звук (о) есть и в других словах, которые можно спеть: "Ноты", "Колесо", "Молоко", "Молоток" и.т.д. Гласный звук (о) хорошо поднимает мягкое нёбо, наводит на ощущение зевка, помогает округлить звук, снять горловой призвук и зажатие.

Рекомендую при чрезмерно близком, резком и плоском звучании.

Вокальные упражнения на фонему (И).

Пропевание фонемы (и) поднимает гортань, поэтому он противопоказан при зажатом горловом тембре. Способствует активной атаке звука.

Звук (и) образуется при значительном сокращении голосовых связок, активизирует их смыкание и потому рекомендуется при сиплом призвуке, особенно детям, у которых отмечается вялость певческих складок.

Вокальные упражнения на фонему (Е). Учитель должен знать, что при пении гласной (е) немного расширяется овал рта, средняя часть языка поднимается немного вверх.

Гласный (е)- йотированный, сложный, применяется в тех случаях, что и гласный (и)- для создания собранного, яркого и высокого звучания, а также для активизации голосовых связок в момент атаки (При зажатости следует применять осторожно).

Вокальные упражнения на фонему (Э).

Гласный (э) по артикуляции не всегда удобен. Его целесообразно применять в случаях, когда голос ребёнка или целого хора звучит на этом гласном лучше, чем на других. Он способствует активной атаке звука.

В попевке "Эхо" я отрабатываю фонему (э). Она должна звучать в спокойном темпе, протяжно. Эпизод "Эхо" следует отрабатывать индивидуально, затем группами, выравнивая общее звучание.

Вокальные упражнения на фонему (У).

Гласный (у) больше, чем все другие гласные, способствует поднятию мягкого нёба, очень хорошо организует зевок. Он самый тёмный и глубокий гласный, поэтому его лучше не применять при глубоком и глухом фоне звучания.

Гласный (у) активизирует вялое мягкое нёбо, голосовые связки и губы, помогает бороться с плоским звучанием, способствует формированию головного регистра, особенно у детей. Хорошо выравнивает звучание отдельных партий и всего хора. В песне "Музыкальный ёжик" на стихи Г. Виеру используются упражнения на фонему (у). Песню можно преподносить как весёлую, увлекательную игру, включая в момент отработки фонемы (у) различные движения, что помогает раскрепостить детей.

Вокальные упражнения на фонему (Ы).

Гласный (ы) неудобен по артикуляционному укладу пения. При его произнесении корень языка напрягается, и поэтому может возникнуть или усилиться зажим горла и появиться горловой призвук. Гласный (ы) в русском языке представляет своеобразный вариант гласного (и). Поэтому в пении, приближая звучание (ы) к (и), делая его более близким. Можно уменьшить неудобство его артикуляции.

Вокальные упражнения на фонему (Я).

Вокальные упражнения на фонему (А).

Гласный (а) занимает среднее положение между звонкими и глухими гласными. У детей часто звучит плоско, открыто, но легко поддаётся округлению.

При произнесении рупороглоточный канал принимает наиболее правильную рупорообразную форму, положение гортани близко к певческому. Гласный (а) помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу голосовых связок и индивидуальный тембр.

Благодаря этим качествам, гласный (а) часто применяется как основной гласный при выработке вокального звучания.

Развитие сценического мастерства.

Поведение на эстраде.

Трудно предписывать какие-либо нормы эстрадного поведения певцу, но следует напомнить ему о том, что с первого момента появления на сцене он весь, во всех своих проявлениях, является объектом внимания аудитории, которая учитывает каждую мелочь, делает свои выводы из любого штриха.

На сцене " играют" все мелочи поведения и костюма концертного исполнителя и какие это налагает на него художественные обязательства.

Основными принципами поведения на сцене должны быть скромность и подтянутость (творческая мобилизованность). Всякий исполнитель, выходя на сцену, должен помнить, что он артист, творческий работник, что ему предстоит высокая честь владеть вниманием концертного зала. Поэтому себя бытового, домашнего, будничного он должен оставить за кулисами. Выходя на сцену, вокалист должен быть (образно говоря) одет не только внешне, но и внутренне. Он должен знать, что сейчас он будет дарить свое творчество людям, уделяющим ему интерес и внимание. Чем он ответит их интересу, чем насытит их внимание? Вот почему он должен быть подтянутым, собранным, несущим нечто.

Конечно, сценическое мастерство исключает "зажим". Вокалисту нечего бояться своей аудитории, а наоборот гордиться, что, в данный момент он хозяин сцены. Педагогу следует так поработать, чтобы ученик поверил в себя. Свобода поведения должна явиться результатом правильного самочувствия на сцене. Но эта свобода не должна не только переходить в развязность, но даже граничить с нею. Вульгарное поведение на сцене не приемлемо для настоящего искусства.

Пластическая выразительность.

Всякая эмоция, переживаемая человеком, воспринимается нами как мускульное движение (мимика лица, жесты). Только по этим движениям мы можем судить о человеческих переживаниях.

Если бы человек лишился возможности двигаться, мы бы даже и судить не могли о том, что он чувствует.

Совершенно ясно, что мускульные движения, всегда соответствуя внутренним переживаниям человека, естественно вытекают из самой сущности эмоции, - словом, эмоция и движение составляют что-то совершенно неразрывное целое.

Музыка, более чем какое-либо другое искусство, управляет человеком, действуя на него непосредственно, порождая разнообразные эмоции.

Надо заметить, что каждый человек воспринимает и толкует музыку по- разному; эмоции, возбуждаемые ею, могут быть неодинаковыми у каждого, поэтому и движения, вытекающие из музыки, могут быть у каждого иными.

Д ля того чтобы движения под музыку были естественными, логично вытекающими из самой музыки, мы должны при проведении этого рода занятий предоставить детей лишь действию самой музыки, не навязывая им своих жестов.

Мы можем лишь установить общий порядок движения или, вернее, приучить детей самих предварительно устанавливать общий план и порядок, наводить их на некоторые возможности выполнения намеченного плана, а затем предоставлять каждому ребенку свободное творчество жеста под музыку, тогда только это будет естественно и интересно.

Только такого рода движение под музыку в играх и инсценировках я себе и представляю, а жесты, навязанные нами детям, у нас, может быть, и вполне естественные, точно выражающие нашу эмоцию, вызванную музыкой, всегда будут искусственными, разъединенными с эмоцией ввиду совершенно иного переживания.

Какого же рода игры и инсценировки я провожу с детьми, руководствуясь указанными принципами.

Упражнения по сценическому движению.

"Мячик". Надо перекатить воображаемый мячик из одной руки в другую через плечи и шею.

"Волна". Тело движется волнообразно. Волна захватывает одну руку, потом другую, потом тело, потом ноги. Особое внимание обратить на пластичность движения.

"Пушинка". Певцам предлагается в ритме музыки поиграть с воображаемой "пушинкой". "Пушинку" нельзя заменять "шариком". Он тяжелее и, естественно, вызовет резкие движения, что противоречит смыслу этого упражнения.

Упражнения на развитие масочного звука.

"Обезьянка". Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык вываливается. Упражнение проделывается 7-8 раз.

"Коровка". На правильном дыхании взять звук "м" с закрытыми губами. Повышая и понижая звук, выбирается удобная позиция. Во время звучания необходимо следить, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

Большая сложность у солистов является работа с микрофонами. Зачастую, выходя на сцену, дети становятся беспомощными в их использовании. Поэтому с самого начала работы над песней обязательно дается в руки солисту мнимый микрофон. Микрофон должен всегда находиться на одном расстоянии ото рта и при любом повороте головы должен находиться в одном и том же положении. Только тогда звук не будет плавающим по своей динамике. Все эти использованные мной приемы работы, упражнения приводят к эффективности сценического развития вокалистов.

Список литературы

  1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки в вузе / Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. - М., МПГУ - 1999 - 118с.
  2. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. - М., 1989. --48с.
  3. Аванесов B.C. Форма тестовых заданий. Учебное пособие.-М.: Исследовательский центр Гособразования СССР, 1991.-33 с.
  4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя,-2-е изд., испр. и доп. - М., 1985.-254с.
  5. Актуальные проблемы оценки и мониторинга качества и образования. / Материалы IX симпозиума "Квалиметрил человека и образования: методология и практика". Книга 1/ Под науч. ред. Н.А.Селезневой, А.И Субетто. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 178с.
  6. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1.-М.: Педагогика, 1982. -289с.
  7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983. - 224 с.
  8. Апраксина О.А Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.
  9. Арчажникова Л.Г Подготовка будущего учителя музыки//Сов. педагогика, 1980. -№7. -С. 99-103.
  10. Арчажникова Л.Г. Профессия-учитель музыки: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1984.- 111с.
  11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-2-е изд.
  12. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета //Теоретические основы учебника "Музыка". Пособие для учителя.-М, 1989.-68 с.
  13. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Музыка в школе. - 1992. - № 4. - С. 15-18.
  14. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. для учащихся пед. уч-щ по специальности 03.056.00 "Муз.воспитание", 03.07.00 "Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы".-М.:Просвешение, 1989.-207 с.
  15. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.. 1987. -160 с.
  16. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего и среднего возраста. М., Гуманитарный издательский центр Владос,2000г.
  17. Зимняя И.А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста II Проблемы качества, его нормирование и стандарты в образовании. (Сборник научных статей). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. -С. 31-37.
  18. Зимняя И. А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 82с.
  19. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990.-207 с.
  20. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. Изд. 3-е. Рис. Г.Вольского. - М.: Детская литература, 1976. -224 с.
  21. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя/Сост. В.И.Викторов-М., 1981.- 192с.
  22. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. - М., 1986. - 192с.
  23. Малинина Е.М. Тайны вокальной речи. Л., Издательство "Наука", 1999г.
  24. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л., Издательство "Музыка", 1998г.
  25. Михайлова А.Н. Ребёнок в мире искусства. М., Издательство "Просвещение",1998г.
  26. Нахимовский А.М. Профессия-актёр. М. Всероссийский Центр художественного творчества.,2001г.
  27. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. М. Гуманитарный издательский центр "Владос",2000г.
  28. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., Издательский центр "Академия",2001г.
  29. Радынова О.П., Груздова И.В. Практикум по методике музыкального воспитания школьников. М., Издательский центр "Академия",2002г.
  30. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: Музыка, 1989. - 141с.
  31. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М., Прометей, 1991.- J93c.
  32. Сохор А. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки. Кн. 1. - Л., 1980. - 295 с.
  33. Сохор А. О методологии научного познания искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки. Кн.2. - Л., 1981. -С.23-35.
  34. Челышева Т.В. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов. Теория и практика. - М.: АПКиПРО, 1999.-104с.
  35. Челышева Т.В. Художественное образование. Сборник авторских программ. Вып. 1.-М.: АПКиПРО, 1999.-41 с.
  36. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. - М.: АПК и ПРО, 2001.128 с.
  37. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М., 1999.- 88 с.