Использование технологий учёта и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ("ИСУД") ученика

Разделы: Администрирование школы


Учителями нашей школы 3-й год осваивается и внедряется в практику технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика (технология «ИСУД»). Автор технологии – Галеева Наталья Львовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ, руководитель московских городских экспериментальных площадок.

В 2006 году я разработала проект «Использование технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика» с целью помочь учителям в реализации индивидуального похода к обучающимся, создания условий для достижения необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на уроках.

Наши учителя обладают разнообразными ресурсами обучения своему предмету: учебники, рабочие тетради, методическая литература, оборудование для практических и лабораторных работ, медиаоснащение... Но, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы, если возникает ситуация, требующая индивидуализации, или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения учебного успеха конкретным учащимся или группам учащихся.

Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны – разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. А вот технологии обеспечения их целенаправленной встречи – нет.

Применение технологии «ИСУД» «позволяет» реализовать целенаправленную встречу этих двух «разнообразий» – ученика и учебных форм работы – в пространстве учебного успеха ученика.

В условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий технология ИСУД наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, которое определено стандартом и государственными программами.

Технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках.

Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД», учителю необходимо и достаточно:

1) Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и сворачивать эту информацию в матрицу – эти умения учитель приобретает на 1-м этапе реализации проекта.

Какие параметры берутся для диагностики индивидуального стиля учебной деятельности и отражают структуру учебного успеха ученика?

Авторы технологии включили в этот набор 10 характеристик: обучаемость, внимание, память, модальность, доминирование полушарий мозга, организационные ОУУН, коммуникативные ОУУН, информационные ОУУН, мыслительные ОУУН, уровень развития мотивационно-потребностной сферы.

Лучше всего использовать диагностические данные о развитии внимания, памяти, доминирования полушарий мозга, модальности, полученные психологами, но учитель-предметник может в первом приближении оценить развитие параметра и через наблюдение на уроках.

Уровень развития других параметров определяется по методике, приведенной в методических пособиях Галеевой Н.Л. [1–3].

Результаты диагностики сворачивается в специальную таблицу – матрицу учебного успеха на каждого ученика. В течение года матрица заполняется дважды (в начале и в конце), чтобы определить изменение параметров учебного успеха ученика. Учитель-предметник проводит анализ – как изменились эти параметры, информация систематизируется в графики и диаграммы, проводится анализ результатов и прогнозируется работа на следующий учебный год.

Чтобы эффективно использовать инновационную технологию, учителю необходимо также:

2) иметь картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика – эти умения учитель приобретает на 2-м этапе реализации проекта.

Несмотря на то, что определение особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика, несомненно, важная составляющая арсенала средств учителя, однако, эта информация, неподкрепленная достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить развивающий потенциал образовательной среды и оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Даже если учитель будет знать, на что у данного ученика он будет опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать?

Галеева представляет картотеку заданий, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ученика, по одной и той же матрице.

Это дает возможность подобрать формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуаций учебного успеха («как удобно ученику»), так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений (для развития «западающих» параметров его индивидуального стиля учебной деятельности).

«Что требуется для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается» – этот принцип является универсальным и концептуальным для развивающего обучения, частным случаем которого является технология ИСУД.

3-е условие для эффективного использования технологии «ИСУД» – уметь путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

3-й этап реализации проекта предусматривает проектирование индивидуальных программ развития обучающихся средствами школьных учебных курсов. В настоящее время мы этим занимаемся. Часть учителей уже самостоятельно освоили методику построения такой программы и используют их на своих уроках.

Реализация проекта будет происходить пошагово до 2012 года. Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта добьемся следующего:

  • Позитивная динамика качества знаний по предметам.
  • Позитивная динамика всех параметров учебного успеха ученика – уровня мотивации, обучаемости, памяти, внимания, общеучебных навыков.
  • Изменение отношения учащихся к выполнению домашних заданий.

Эти задачи посильны для нашего коллектива, который обладает огромным творческим потенциалом, готовностью учителей к инновационной деятельности.

Данный проект рекомендуется для внедрения в работу в учебных учреждениях разного типа в любом масштабе – в школе, в одном классе, в одной группе учащихся, с одним учеником.

Самому учителю профессионально трудно осваивать и внедрять инновации, поэтому я разрабатываю и провожу на уровне школы и района обучающие семинары, которые помогут учителю в освоении инновационной технологии. Ниже приводится одна из моих методических разработок.

Семинар «Технология “ИСУД”: проектирование индивидуальной программы развития обучающегося средствами школьных учебных курсов»

Цель семинара: участники умеют проектировать программу развития обучающегося путем сопоставления матрицы учебного успеха ученика с таблицами картотеки учебных приемов и заданий (в рамках технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности – «ИСУД» – автор технологии Галеева Н.Л.) [1].

План семинара:

  • Информационный блок. Алгоритм деятельности учителя при проектировании программы развития обучающегося средствами школьных учебных курсов.
  • Практический блок: проектирование программы развития ОУУН обучающегося.
  • Подведение итогов.
  • Рефлексия.

1. Информационный блок

Уважаемые участники семинара, я прошу определить свой уровень владения необходимыми умениями и навыками для эффективного использования технологии «ИСУД». На ваших столах – розовые карточки (приложение 1), на которых перечисляются эти умения. То, чем вы владеете достаточно хорошо, можете решить проблему самостоятельно или в творческой группе, эти карточки положите слева от себя. А то, чему хотели бы научиться, справа. Итак, подведем итоги. (Представители от групп формулируют то, что умеют, и то, чему хотят научиться). Будет хорошо, если в конце нашей работы у вас количество карточек в левой стопке увеличится.

Итак, если учитель:

  • умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу учебного успеха ученика;
  • имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика,

то остается совсем немного – сопоставить матрицу учебного успеха ученика с таблицами картотеки, выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности. Полученная информация, оформленная на отдельном листе и будет программой развития ученика средствами учебного предмета. Н.Л.Галеева предлагает следующий алгоритм деятельности учителя:

  1. Диагностировать уровни развития всех параметров учебного успеха ученика – заполнить матрицу ИСУД ученика (это мы сделали в сентябре – демонстрируются матрицы).
  2. Выписать все параметры ученика, уровень которых определяется как недостаточный.
  3. Подобрать к этим навыкам по таблице формы заданий и виды работ, выполнение которых обеспечат их развитие. Использовать эти формы заданий, приемы учебной работы на этапах отработки и обобщения учебного материала.
  4. Выписать параметры ИСУД, уровень которых определен как достаточный и оптимальный
  5. Подобрать задания и формы деятельности, опирающиеся на эти навыки и психофизиологические особенности. Использовать на этапах объяснения и диагностики учебного материала.
  6. Оформить полученную информацию на отдельном листе как программу развития ученика средствами вашего предмета. Использовать для индивидуализации учебного процесса и как исходный материал для мониторинга результатов учебного процесса.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию пример программы развития ученика, полученной в результате такой работы (приложение 2). Таким образом, на примере этой программы вы можете составить программы развития параметров учебного успеха своих учеников. Я думаю, алгоритм понятен. Составление такой программы поможет вам сократить время на планирование работы с конкретным учеником на уроке, повысит эффективность использования технологии. (Каждому участнику – программа развития).

Т.к. составление программы развития требует достаточно много времени, сегодня на семинаре мы попробуем спроектировать программу развития общеучебных умений и навыков ученика (ОУУН), следуя алгоритму Галеевой Н.Л. Из матрицы параметров учебного успеха ученика возьмем 4 параметра:

  1. коммуникативные ОУУН: владение монологической речью, навык активного слушания, навык ведения диалога, навык работы в группе;
  2. организационные ОУУН: умение планировать свою деятельность, навык самоконтроля и самооценки, навык организации рабочего места;
  3. информационные ОУУН: навык смыслового чтения, умение «сворачивать» информацию, навык поиска информации с помощью ТСО;
  4. мыслительные ОУУН: навыки анализа, синтеза, умение сравнивать, умение логически мыслить, умение сделать вывод.

Формирование ОУУН очень важно. Неумение учиться является одной из главных причин неуспеваемости и низкого качества знаний. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения. Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).

Проанализировав уровень развития ОУУН в 2007–2008 учебном году в школе 2-й и 3-й ступени, можно сделать вывод о том, что уровень развития ОУУН в нашей школе критический. Достаточно большой процент обучающихся не владеют организационными, информационными и мыслительными навыками. Используя инновационную технологию, мы пока добились лишь того, что большая часть детей имеют частично сформированные навыки – 2-й уровень, совсем небольшой процент детей имеют устойчиво сформированные навыки – 3-й уровень. Поэтому развитие такого параметра как ОУУН является для нашей школы актуальным.

2. Работа в группах.

(Группам раздается пакет материалов для проектирования программы развития ученика: матрица параметров учебного успеха ученика, дополнительные материалы и инструкция). (Приложение 3).

Итак, начинаем работу в группах. Используя матрицу параметров ученика, инструкцию, методическое пособие Галеевой Н.Л., составьте индивидуальную программу развития ОУУН ученика:

  • 1-я группа – программу развития параметров, уровень которых недостаточный, эти задания используются на этапах отработки и обобщения учебного материала;
  • 2-я группа – программу с заданиями, опирающимися на параметры, уровень которых достаточный или оптимальный, эти задания используются на этапах объяснения и диагностики учебного материала.

Время на выполнение проекта – 15–20 минут.

Защита проектов по плану – до 10 минут.

3. Подведение итогов.

Итак, в результате коллективной деятельности на доске и на ваших столах появился проект программы развития ОУУН ученика. Остается надеяться, что эта программа облегчит учебный труд нашего ученика, сохранит психическое здоровье ребенка, повысит его учебную мотивацию и, следовательно, уровень обученности и обучаемости.

Формирование ОУУН – вопрос сложный и многогранный. В работе вам может помочь «Примерный перечень форм учебной работы для составления индивидуальной программы развития уровня владения ОУУН» (приложение 4).

Технология «ИСУД» располагает огромным арсеналом приемов и форм учебной деятельности, является дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения. Проектирование индивидуальной программы развития ребенка средствами своего учебного предмета несомненно приведет к росту эффективности обучения. Если трудно сразу составить программу развития всех параметров – можно начать с программы развития ОУУН.

Уважаемые коллеги! Насколько важным делом мы занимаемся, насколько важно знание личности школьника и учет учебных возможностей обучающихся, описывает в своей книге «Требования к современному уроку» М.М.Поташник: «необходимо понять, …что в ближайшем будущем требование учитывать особенности детей при проектировании уроков станет обязательным для педагогов квалификационных категорий всех уровней», «…рассмотренное требование носит категорический характер. Его невозможно выполнить исходя из одной-двух бесед с завучем или коллегой… Тут необходимо сесть за книги по психологии и путем самостоятельной работы ликвидировать пробелы в своем профессиональном образовании…» [5]. Я также советую шире использовать Интернет-ресурсы для совершенствования своих умений индивидуализации учебного процесса.

Предлагаю вернуться к розовым карточкам и провести анализ своих умений по использованию технологии «ИСУД». Если у вас увеличилось количество карточек, то моя задача на семинар выполнена.

А сейчас просьба дать свою оценку нашему семинару: насколько оправдались ваши ожидания, что нового и полезного вы для себя узнали.

(Выступления участников семинара).

Список литературы.

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2008.
  2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2006.
  3. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2006.
  4. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. – М.: 5 за знания, 2006.
  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 272 с.