Занятие по психологии в 4-м классе "Твое настроение"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели: образовательные - дать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит, развивать у детей умение управлять своим настроением;
 развивающие – развивать познавательный интерес к психологическому здоровью;
воспитательные – развивать способность детей к рефлексии.

Сегодня на занятии по психологии мы отправимся все вместе в интересное путешествие. Вы готовы? Скажите мне, вы добрые, дружные ребята? Я вижу, что с вами можно отправиться в путешествие. А отправимся мы на волшебный остров Чунга – Чанга.
Танец под песню «Чунга- чанга» (исполняют 2 помощника-танцора). В конце танца помощники одевают на руки участников браслеты.
Оказывается на острове Чунга – Чанга все носят вот такие браслеты. Мы тоже украсили себя браслетами и теперь можно смело находиться на этом острове.

Упражнение «Выполни уговор»
Ведущий – кланяется, дети – отворачиваются.
Ведущий – раскрывает объятия, дети – скрещивают руки на груди.
Ведущий – грозит пальцем, дети – кланяются.
Ведущий – топнет ногой, дети – топнут ногой.

Упражнение «Слон, пальмовое дерево».
Все ребята встают в круг. Ребенок, который стоит в середине круга, указывает на кого-нибудь и выкрикивает «слон» или «пальмовое дерево». Участник, ставший «слоном», наклоняется вперед, соединяет кисти и изгибает руки в виде «хобота». Ребенок, стоявший слева от «слона», поднимает левый локоть и касается пальцами левой руки макушки своей головы, становясь его «левым ухом». Ребенок, стоящий справа от «слона», делает то же самое с правой рукой, чтобы образовать «правое ухо слона». Ребенок – «пальмовое дерево», стоит, держа руки прямо вверх, изображая «ствол пальмы». Дети, стоящие справа и слева от «пальмового дерева», изображают с помощью своих рук «ветви» [2].

 Ребята, обратите внимание на экзотическое дерево, которое растет на этом острове. (В качестве дерева можно использовать какое-нибудь большое комнатное растение. Листья, цветы можно вырезать из бумаги, насекомые – бабочки для штор, плоды – шарики из киндер-сюрпризов, в которых находятся конфеты.)
Еще на острове Чунга –Чанга живет маленький тигренок по имени Памси. Памси – особенный тигренок. Дело в том, что он умеет думать. И самое удивительное у Памси – это его мысли. Мысли Памси бывают разными.
Иногда они похожи на праздничный салют – яркие, быстрые, как разноцветные искорки, они блестят и переливаются как вода в этом стакане (бросает в первый стакан блестки и палочкой их размешивает). Когда мысли у Памси такие, то у него радостное, веселое настронение. И он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше (ставит рядом со стаканом табличку «радостное, веселое настроение»).
Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро – спокойные и тихие и очень-очень светлые. Когда его мысли такие, то он чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит. В это время у него спокойное, бодрое настроение и оно похоже на чистую воду (показывает стакан с чистой водой). Памси мечтает, чтобы так было всегда, и то душевное спокойствие не покидало его (ставит рядом со стаканом табличку «спокойное, бодрое настроение»).
Но иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду (бросает кусок глины в третий стакан). Его настроение грустное, беспокойное. Он чувствует себя просто несчастным. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние (ставит рядом со стаканом табличку «грустное, беспокойное настроение») [1].

 Сегодня на занятии мы будем говорить о настроении. У каждого из нас настроение может меняться. Очень важно научиться понимать, почему оно меняется. Попробуем это сделать. Выполним следующее задание.

Упражнение «Определи настроение»
Ребята по очереди подходят к высокой и узкой коробочке, наполненной пуговицами. Помещают руку в коробку и со дна коробки достают пуговицу (преодолевают трудность). Затем с дерева срывают листок, на котором написаны примеры событий из жизни (Приложение). Дальше подходят к стаканам «Настроения» и бросают пуговку в выбранный стакан.

Упражнение «Листочек падает»
Ведущий поднимает руки с листочком бумаги вверх, дети поднимают просто руки. Потом ведущий выпускает лист бумаги, и он летит вниз, а дети кистями рук имитируют падение до самого пола. Касание листочком пола и рук ребят должно быть одновременно.
Какие слова можно подобрать к словосочетанию «хорошее настроение»? А к словосочетанию «плохое настроение»? А можно ли как-то справляться с плохим настроением? Конечно! И сегодня на занятии мы этому будем учиться.
У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают. Однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях. Мы можем выбирать то, о чем думать и как думать. Показывается плакат «Такие мысли всегда помогут мне»: Я научусь, Я не обижаюсь, Все будет хорошо, У меня получится, Я справлюсь, Я не буду бояться. Заголовок читается хором.

Упражнение «Выбираем цветы и мысли»
 Мысли нужно выбирать как цветы – выбирай только красивые. Выполним следующее задание. Нужно сорвать с дерева красивый цветок, прикрепить на доску рядом с какой-то мыслью. Произнести вслух. Например, «Я справлюсь» ( читается с доски) с …(ребенок сам продолжает)

Упражнение «Я очень хороший»
Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз[3].
Задание: нарисовать свое плохое настроение.
Вам нравится это ваше настроение? Если нет, то его можно измять, порвать и выбросить в урну.

Гимнастика для глаз.
Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями руки ведущего.

Упражнение «Дерево, лиана»
Если ведущий говорит слово «дерево», то остальные вытягивают руки вверх и стараются, их держать прямо. Если говорят слово «лиана», то руки ребят изгибаются в разные стороны.
Подойти к дереву, взять у бабочки слово, написанное на листочке (количество слов должно совпадать с количеством ребят – участников). Запомнить его и отдать карточку ведущему. Остальным участникам слово не показывать. После обсуждения всем вместе нужно произнести пословицу, например, «Скучен день до вечера, если делать нечего». Если участников больше чем слов в пословице, можно использовать карточки разного цвета и несколько пословиц. Как вы понимаете эту пословицу? Чем можно заняться, чтобы не было скучно? (каждый что-то советует вслух)

Упражнение «Кого укусила муха Цэ-Цэ»
Руки ведущего «дерутся» на спинах детей и незаметно для остальных участников кого-то могут ущипнуть. После того, как ведущий обошел всех детей, ребята называют тех, кого руки ущипнули (самому себя называть нельзя). Тем самым проверяют, насколько ученики смогли сдержаться, не показывая, своих ощущений, а также быть внимательными.
Если тебе грустно, тревожно можно рассказать кому-то из близких об этом. Порой этого достаточно для того, чтобы успокоиться. А если рассказать некому или боишься рассказать о том, что беспокоит тебя? Я научу вас одной игре. Взять мягкую игрушку и рассказать ей про свое плохое настроение. Начни так «Я расскажу тебе, почему у меня плохое настроение …»
Сегодня на занятии мы попали с вами на остров Чунга-Чанга и поговорили о настроении. Наше путешествие заканчивается и мы возвращаемся домой. Подходим к дереву, весим на дерево браслет, угощаемся плодом нашего экзотического дерева и садимся на свое место.
Какое настроение у вас было на занятии? Каким одним словом можно назвать ваше состояние? Спасибо всем за работу! До свидания!

Приложение

Литература

1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. –М: Генезис, 2000. С.103-104.

2. Присцилла Прутцманн, Дружный класс как маленькая планета, - С-П: Светлячок, 1998. С.50.

3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я (программа формирования психологического здоровья у младших школьников).- М Генезис, 2001. С.72.