Мягкий знак после шипящих в различных частях речи

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. Повторить и обобщить учебный материал по теме.
  2. Проверить уровень усвоения нового материала.
  3. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проекционная аппаратура,
  • наглядность в виде презентации

I. Организационный момент

II. Фронтальная работа (Вариант 1)

1. Обобщающая беседа по изученному теоретическому материалу.

- Перечислите случаи, когда мягкий знак после нешипящих согласных пишется.

(-Ь пишется на конце слов для обозначения мягкости согласных, например: пень, лень [Н`])

- В сочетании каких согласных пишется мягкий знак?

( - Ь пишется в середине слова)

а) после мягкого л, стоящего перед любым согласным, например: больной, мальчик, сельдь;

б) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным ,например: Кузьма, меньше, борьба).

- В каких глаголах пишется Ь?

(- В возвратных глаголах перед – ся, в неопределённой форме, например: улыбаться (глагол в неопределённой форме).

- Что вы помните о правописании прилагательных?

(- В прилагательных, образованных от названий месяцев с Ь на конце, слова, кроме январский (от январь), например: ноябрьский (от ноябрь), октябрьский (от октябрь).

- Как пишутся сложные числительные?

(- В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900,после первого корня, например: семьдесят, шестьсот).

- В каких сочетаниях согласных мягкий знак не пишется?

(- Ь не пишется в сочетании согласных чн, чк, чт, чш, нч, нщ, щн, рч, рщ, например: чтение, птенчик, кончик).

- В каких формах глагола Ь не пишется?

(- Ь не пишется в возвратном глаголе 3л., ед., мн. числа н.б. времЯ).

Вариант урока.

Тему “Правописание Ь после согласных (кроме шипящих)” ученики готовят домашним заданием.

Класс делится на две команды, в которые входят ребята с разным уровнем усвоения материала. Во время игры команды обмениваются заданиями и решают их в отведенное время. На каждый вопрос команды – соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники. Команда заинтересована в знаниях каждого своего ученика, а значит, сильные подтягивают слабых. (Приготовленные вопросы предварительно просматриваются учителем).

2. Выполнение упражнений на закрепление правописания Ь после согласных (кроме шипящих).

Выборочный диктант. Из текста выбрать слова с орфограммой и разнести их в две колонки: в одну с Ь, а в другую - без Ь.

Наша усад…ба весной особенно красива. Ветви сирени закрывают вес… дом. Июн…ским вечером кисти белых цветов выделяют…ся на тёмной зелени. Если поран…ше встав…, можно пойти встретит… зор…ку. Бол…шую радост… получаю от общения с природой. Каждая веточ…ка, знакомая тропиноч…ка радует сердце.

3.Подведение итогов повторения.

III.Повторение и обобщение учебного материала по теме “Мягкий знак после шипящих в разных частях речи”

1.Подготовка учеников к активной познавательной деятельности с целью обобщения теоретического материала.

Творческое задание. Отгадайте слова метограммы

(Греч.meta-“переход”+ gramma-буква) замена в слове одной буквы другой: пол – кол – мол – вол –дол –гол.

С третьей буквы алфавита
Я больных лечу.
А с четвёртой
Я весной прилечу.

В дальнейшей работе используем малые жанры литературы: загадки, пословицы, словесные игры.

Отгадайте загадки, ответы разделите на две колонки

  1. В работе очень я горяч…
    Рукой дотронеш…ся –
    Хоть плач…
  2. Если ей работу даш…-
    Зря трудился карандаш…
  3. Низок, да колюч…
    Сладок, да пахуч…
    Ягоды сорвёш…
    Всю руку обдерёш…
  4. День да ноч… - сутки проч…
  5. Замуж… идти – не мёд пить, а слёзы лить.

-По какому признаку вы распределили слова на два столбика?

(Слова распределены по признаку наличия или отсутствия после шипящих Ь на конце слова)

Без Ь

врач

грач

горяч

колюч

пахуч

замуж     

Ь

дотронешься

плачь

дашь

сорвёшь

обдерёшь

ночь прочь

2.-А теперь, когда мы выяснили, что Ь после шипящих в некоторых случаях пишется, а в некоторых нет, запишем тему урока “Мягкий знак после шипящих”

3.Работа с таблицей. (Образец заполнения таблицы)

часть речи
имя существительное краткие прилагат. глагол наречие
1,2 склонение 3

склонение

Н.ф. 2 л., ед.ч. повелит.

наклонение

карандаш

врач

грач

ночь горяч

пахуч

колюч

пить

лить

дотронешься

сорвёшь

дашь

обдерёшь

плачь Замуж (искл)

4.Подведение итогов. Графическая схема. Обобщение правила

Устная формулировка правила учителем:

  1. Если работаешь с глаголом, всегда пиши Ь после шипящих;
  2. Если существительное, сразу проверь: оно должно стоять в именительном падеже ед. числа и принадлежать к 3 скл., т.е. быть ж.р.- пиши Ь;
  • в косвенных падежах Ь не пишем,
  • во множественном числе Ь не пишем,
  • в существительных муж. рода (2скл.) Ь не пишем;
  1. Если перед тобой краткое прилагательное (каков?), Ь не пиши;
  2. Если у тебя наречие на шипящую, пиши Ь, но помни исключения, в которых нет Ь: уж, замуж, невтерпёж.

IV.Ввод алгоритма.

Какой шаг необходимо сделать прежде всего?

(-определить какой частью речи является данное слово).

Второй шаг?

(-у существительного выяснить, к какому склонению относится данное существительное)

Если существительное 1 и 2 склонения?

(-после шипящего Ь не пишется, например: туч (существительное 1склонения). Грач (существительное 2 склонения).

Если существительное 3 склонения?

(-после шипящего Ь пишем, например: ночь (существительное 3 склонения).

Если слово является кратким прилагательным?

(-после шипящего Ь не пишем, например: колюч (кроме прилагательного).

Если это глагол?

(-в любом случае в глаголе после шипящих Ь).

Если это наречие (кроме: уж, замуж, невтерпёж)

(- после шипящего пишем Ь, например: прочь, наотмашь (наречие).

Обобщенный алгоритм.

3. Как можно сформулировать образец рассуждения?

Образец устного рассуждения

Уж… небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день (А.С.Пушкин).

(-Уж-наречие - исключение, следовательно, после ж Ь не пишется.

Графическое обоснование: уж (?) - наречие, искл., ь нет

Колюч - краткое прилагательное, следовательно, после ч
Ь не пишется.

Графическое обоснование: могуч (?) – кр., прил.,- ь нет

V. Закрепление.

1. Словарный диктант с комментированием по алгоритму

Доч…, видиш…, скрипуч…, настеж…, еш…, луч… , луж… , воткнёш… , пляж… , карандаш… , замуж… , навзнич… , стереч…

2.Списать пословицы и поговорки, найти и графически обосновать написание слов с искомой орфограммой.

  1. Игра не стоит свеч…
  2. Хлеб-соль еш…, а правду реж…
  3. Хорош… калач…, пока горяч…
  4. Что людям пожелаеш…, то и сам получиш…

3. Выборочный диктант

Заполнить таблицу, состоящую из 4 граф (по видам орфограмм), словами из словарного диктанта.

Класс делится на 2 группы:

1 в – слова с Ь 2 в – слова без Ь
Густая рожь,

не боишься врача,беречь дом,

красивая речь,

несешься вскачь,

спрячьте находку,

открыть настежь,

среди рощ и чащ,

страшных чудовищ,

говоришь неверно,

ударить наотмашь.

1 вариант

Сущ. 3 скл., глагол наречие

2 вариант

сущ.1,2 скл., кр. прил., наречие (иск.)

4. Творческое задание

Образуйте от данных слов слова с нужной орфограммой, изменив форму или подобрав однокоренное слово:

1 в: существительные; 2 в: прилагательные; 3 в: глаголы; 4 в: наречие.

1 вариант тихий

ножевой

чаша

тишь (3скл)

нож (2скл)

чащ (1скл)

2 вариант свежий

тягучий

блестеть

блестеть

свеж

тягуч

блестящ

блестящ

3 вариант сберегать

верить

смазка

сберечь

веришь

смажьте

4 вариант отмахиваться

нельзя

скачки

наотмашь

невтерпёж (искл.)

вскачь

6. Дополнительное задание:

составить логогриф со словами

плач - плачь;

туш - тушь

Логогриф (греч.logos-“слово”+griphos- “загадка”) - поиски загаданного слова и образование от него новых путём перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв: целое – часть дерева, без одной буквы – река, без двух – местоимение, без трёх – предлог (крона – Рона – она – на ).

Подведение итогов

VI. Домашнее задание:

  1. Написать слова в таблицу;
  2. Научиться рассуждать по алгоритму.