Методические рекомендации к сочинению по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка" для класса интегрированного обучения (возрастная форма ККО)

Разделы: Русский язык


Подготовительные упражнения.

(Выполняются на предшествующих уроках русского языка в течение 10-15 дней в соответствии с темой урока.)

1. Прочитайте высказывание К.Г.Паустовского.

- В чём его смысл? Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.

«Пейзаж – недовесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.»

  • Установите по словарю лексическое значение слова «пейзаж».
  • Вспомните фамилии художников-пейзажистов, названия их полотен.
  • Найдите описания природы в литературных произведениях.

2. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева.

- С каким чувством, настроением вы его читали? Какие образы рождает это четверостишие?

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

  • Согласны ли вы с поэтом?
  • Умеете ли вы видеть и слышать природу? Чем, на ваш взгляд, различаются слова смотреть – видеть, слушать – слышать? С помощью толкового словаря раскройте значение глаголов всмотреться, вслушаться.
  • Что можно увидеть и услышать в летней природе, если всмотреться и вслушаться? Запишите слова и сочетания слов, которые возникли в вашем воображении.
  • Что необычного вы увидели, услышали и почувствовали в летнем пейзаже? Прелесть тепла, дождя, поля; полуденное небо; игра красок; шелест листьев; тихое журчание речки, запах разнотравья или ...
  • Нарисуйте красками летний пейзаж.

3. Выразительно прочитайте фрагмент стихотворения А.А.Фета.

Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…

  • Найдите языковые средства, которые показались вам необычными при описании летней природы. Выпишите их.
  • В какие цвета вы окрасили бы отрывок из стихотворения А.А.Фета? Есть ли в тексте, на ваш взгляд, «разноцветные» слова и словосочетания? Если да - выпишите их.
  • Расскажите, чем вам запомнились последние дни лета.

4. Прочитайте выразительно отрывок из книги Л. Кассиля «Ранний восход».

«Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всём, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринами на крыле бабочки.
Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву…
- Будто табунок молоденьких зебр пасётся, - показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок.
Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня.
Внимательный взгляд Коли распознавал теперь многое, что ускользало от него раньше.»

  • Назовите, какие открытия сделал герой рассказа летом?
  • А что вы открыли для себя в природе?

5. Сравните тексты.

- Подумайте, что их объединяет? Определите, какими чувствами проникнут каждый фрагмент?

«Берёзы тихо переговариваются друг с другом, перешёптываются о чём-то задушевном. Чего-чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств ...»
В.А.Солоухин

«За рекой стояли, как шары серо-зелёного дыма, вековые ивы и ракиты… Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. Тогда всё прибрежное царство ив и ракит превращалось в бурлящий водопад листвы ...»
К.Г.Паустовский

  • Найдите в текстах языковые средства, которые основаны на переносном значении слов.

6. Закончите определения.

  1. Произведение живописи в красках называется ... (картина).
  2. Картина, воспроизведённая типографским способом, называется ... (репродукция).
  3. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется ... (иллюстрация).
  4. Пейзажем называется изображение ... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении).
  5. Художник, который пишет пейзажные картины, называется ... (пейзажист).

Домашнее задание перед уроком.

Упражнение 176.

  • Подобрать синонимы к выделенным словам (см. «Словарик синонимов», с. 33 «Справочных материалов»).
  • Найдите в тексте контрастные слова и выражения, подчеркните их волнистой линией.

Основные этапы организации и проведения урока по подготовке к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка».

Цель: формирование умения воспринимать художественные образы картины.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством А.А.Рылова.
  2. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины.
  3. Совершенствовать умение сопоставлять выразительные средства, используемые в различных видах искусства.
  4. Обогатить словарь учащихся лексикой, передающей настроение и основную мысль произведения изобразительного искусства.

Ключевые слова:

  • художник-пейзажист;
  • сюжет картины;
  • настроение;
  • цветовая гамма.

1. Культурологический комментарий.

Знакомство с творчеством А.А.Рылова и историей написания картины «Полевая рябинка».

2. Учимся «читать» картину и чувствовать её настроение.

  • Рассмотрите репродукцию картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
  • Понравилась ли вам она? Если да, то попробуйте объяснить чем.
  • Вспомните, что такое пейзаж? Каковы его признаки? (Пейзаж – это жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив. Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру.)
  • Как вы понимаете выражение погрузиться в пейзаж?
  • Какие чувства рождает эта картина у зрителя – грусть, задумчивость, покой, печаль или?..
  • Дайте лексическое значение слова колорит. (Колорит – 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета ...)
  • Замените слово колорит синонимичными. (Цвет, тон, краски, окраска.)
  • Найдите в «Словарике эпитетов», каким может быть колорит? (Бедный, богатый, насыщенный, многокрасочный, светлый, тёмный, праздничный, радостный, нарядный, сдержанный, тусклый, однотонный, блёклый, приглушённый, спокойный, мрачный.)
  • Выпишите в тетрадь эпитеты, которые подходят для описания картины «Полевая рябинка».
  • По данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины.

Художник

обратился

к какому-либо изображению ...

к какой – либо сказке ...

к какому-либо эпизоду ...

 

Живописец

выделил

какую-либо фигуру ...

какой-либо предмет ...

каким-либо цветом ...

композиционно ...

Автор

добивается

какого-либо настроения ...

точности изображения ...

ясности композиционного построения ...

противопоставлением каких-либо цветов ...

благодаря какому-либо контрасту ...

3. Составим план описания картины.

  1. История написания картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
  2. Описание картины:
    а) изображение зарослей рябинника;
    б) тихое журчание речки;
    в) бескрайние просторы.
  3. Особенности колорита картины.
  4. Настроение, которое вызывает картина.

4. Самостоятельная работа по картине.

Приступая к работе над сочинением, воспользуйтесь справочными материалами.

Справочные материалы.

При написании текста сочинения помогут:

а) Слова и словосочетания со значением места:

  • слева от … виднеется;
  • прямо перед нами изображены ... ;
  • на переднем плане художник пишет ... ;
  • задний план занимает ... ;
  • вдалеке открывается ... .

б) Образно – выразительная лексика:

  • бескрайний зелёный массив, величавая тишина, внешняя простота, воздух прозрачный, воспринимать красоту; достоверная картина; естественная красота, желтеющая трава, живописный уголок, замечательно передать;
  • запечатлеть облик, золотисто-жёлтый оттенок, золотистый тон, золотое сияние; изумительное живописное богатство, изумрудная зелень, изящество штриха; клочковатые тучи, колорит картины, кучевые облака; линия горизонта, лирические пейзажи; мастерски написана, многогранное цветовое решение, мчатся облака; нежное цветение, никнущие травы; осенний пейзаж, ощущение глубины и пространства; прозрачная синева; раскинулось шатром небо; яркие золотые цвета, яркий контраст;
  • бегущие облака, безграничный простор.

Памятка-подсказка.

  1. Прежде чем начать писать, проникнитесь настроением картины. Постарайтесь увидеть цвета и краски.
  2. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Используйте слова и обороты из образно-выразительной лексики.
  3. Не повторяйтесь! Используйте всевозможные художественно-изобразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры.
  4. Если вам трудно начать сочинение, обратитесь ещё раз к вопросам и заданиям упражнения.
  5. Строго следуйте пунктам плана.

Материалы к сочинению для учащихся «возрастной нормы».

Вопросы:

  • Определите, какое время года изобразил художник на картине? Подумайте, какое время дня?
  • Опишите низ картины (рябинник, белые полевые цветы, траву).
  • Как вы думаете, какое настроение создаёт пейзаж на средней (основной) части?
  • Опишите верх картины (поле за речкой, небо, облака).
  • Подумайте, какую роль играет в пейзаже А.А.Рылова цвет?
  • Сопоставьте изображение рябинника в тексте В.Солоухина и на картине А.А.Рылова.

Используя рабочие материалы к сочинению, напишите творческую работу по плану:

  1. История написания картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
  2. Описание картины:
    а) изображение зарослей рябинника;
    б) тихое журчание речки;
    в) бескрайние просторы.
  3. Особенности колорита картины.
  4. Настроение, которое вызывает картина.

Материалы к сочинению для учащихся ККО.

План:

  1. История написания картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
  2. Описание картины:
    а) изображение зарослей рябинника;
    б) тихое журчание речки;
    в) бескрайние просторы.
  3. Особенности колорита картины.
  4. Настроение, которое вызывает картина.

1. Составьте предложения со словосочетаниями:

Замечательный художник-пейзажист, изображает природу как чудесный мир красоты, художник «увидел» наступление осени, запечатлел последние дни лета.

2. Расположите абзацы и запишите их в соответствии с пунктом 2 плана сочинения.

Над бескрайними просторами полей раскинулось огромное небо. По нему мчатся пышные облака.

Тихое журчание речки словно бы напиталось за лето синевой чистого неба. Грустные ивы склонились к реке. В почётном карауле выстроились берёзки.

На картине «Полевая рябинка» художник изобразил знойный полдень. Загорелась ярким огнём полевая рябинка. Ярко-жёлтые цветы пижмы полыхают золотом, словно впитывают в себя лучи летнего солнца. Нарядные цветы красуются на переднем плане картины. Они высоко подняли свои красноватые зонтики. Кусты рябинника ярко выделяются на фоне местами выжженной солнцем травы. Белые полевые цветы оживляют пейзаж, участвуя в создании атмосферы летнего праздника.

3. Спишите текст без ошибок.

Природа в картине А.А.Рылова предстаёт в пышном праздничном цветении. Колорит на полотне художника выступает средством эмоционального воздействия и помогает ощутить красоту самых обыкновенных российских уголков природы.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

П_йзаж нап_лняет душу радос_ным чувством. Художник открывает нам красоту скромных п_левых цв_тов, призывает нас насл_диться тиш_ной и яркими красками скромного п_йзажа. А.А.Рылов сумел с_здать уд_вительно трогательный образ д_рогой сер_цу каждого ру_ого человека родной природы.

Если вы всё сделали правильно, то у вас получится сочинение, соответствующее плану.

Желаю успехов!

Список использованной литературы:

  1. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. – СПб.: «Паритет», 2005.
  2. Михеева Т.Б., Печкурова О.В. Уроки развития речи в 3-4 классах: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  3. Русский язык. 5 кл. В 3 ч. Ч. 1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.И.Львов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2006.
  4. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинение по картинам русских художников: Рабочая тетрадь для детей 8-10 лет / Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова. – М.: Роскнига, 2007. – 80 с.: илл. – (Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать).
  5. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой. «Русский язык. 5 класс»/ И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2008.