Интеллектуальный калейдоскоп для учащихся 8-х классов "Люблю тебя, мой край родной"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать сплочению учащихся и их родителей.

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся и родителей об Архангельской области.
  2. Расширить кругозор учащихся.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.
  4. Развивать у учащихся интерес к изучению родного края.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление.

Тихо звучит мелодия песни “Я иду по земле Ломоносова”.

1-й чтец.

Над Архангельском ночи белые,
Словно лебеди всей земли
На свидание с краем северным
Сказку белую принесли.

2-й чтец.

Снова северный ветер сердится,
Белым вышита даль светла.
И река Двина к морю Белому
Воды светлые понесла.

1-й чтец.

Я люблю тебя, край добра, чудес,
Были-небыли здесь живут.
Край Писахова, край Абрамова,
Земляки Ломоносова чтут.

2-й чтец.

Где бы ни был я, нет тебя родней,
Дорог мне до слёз край родной
Пусть же Севера диво светлое,
Остаётся навеки с тобой.

Ведущий: Архангельская область! Северный край российской земли! Край землепроходцев, поморов, охотников, рыбаков, родина многих учёных, мастеров, писателей, поэтов. Русский Север привлекает к себе своей величавой природой, уникальными архитектурными памятниками.

Архангельская область – это край, где мы с вами родились и живём. Тема нашей игры – “Архангельская область: её прошлое и настоящее”.

Сейчас в ходе игры мы, как в калейдоскоп, с различных сторон рассмотрим Архангельскую область: история, географическое положение, хозяйство, культура.

Правила игры:

1. Участвуют команда учеников 8 класса и команда их родителей.

2. У каждой команды может быть Совет консультантов из числа болельщиков.

3. К помощи Совета могут прибегать команды, если у них есть затруднения с ответом. Совет может помогать командам отвечать на поставленные вопросы. При этом жюри присуждает команде половину причитающихся баллов.

4. Ответ на вопрос оценивается так: краткий – 1 балл, сообщение – 5 баллов.

Часть I. “История”

Вопросы командам. По мере ответов на вопросы вывешиваются фотографии.

1. Когда была образована Архангельская область? (23 сентября 1937 года)

2. Когда был образован город Архангельск? (В 1584 году)

3. Какой русский царь трижды побывал в Архангельске? Какое значение это имело для нашего края? (Пётр I. Он посетил Архангельск в 1693, 1694, 1702 году. По приказу Петра I в Соломбале была создана первая государственная судоверфь. По указу его в числе восьми губерний России была образована Архангелогородская губерния.)

4. Какой российский учёный-естествоиспытатель мирового значения является уроженцем нашей области? Какой вклад внёс он в развитие нашего края? (М.В. Ломоносов. Он своими трудами заложил в русской науке основы физики, химии, астрономии, географии. Став известным России и всему миру, он не забывал родного Севера. Он был инициатором освоения Северного морского пути, призывал исследовать скрытые в недрах Севера огромные богатства, начал разработку учения о полярных льдах, высказал интересные мысли о природе северного сияния.)

Часть II. “Географическое положение”

А) Команды по очереди вытягивают карточки с вопросами и заданиями.

1. Какие области и республики являются соседями Архангельской области? (На западе – Карелия, на юге – Вологодская и Кировская области, на востоке – Республика Коми и Тюменская область)

2. Водами каких морей омывается область? (Белого, Баренцева и Карского)

3. Назвать три самых крупных озера нашей области. (Лача, Кожозеро,Кенозеро)

4. Назвать три самых основных реки нашей области. (Северная Двина, Онега, Мезень)

5. На каких реках расположены города Каргополь , Архангельск, Вельск, Коряжма? (Онега, Северная Двина, Вель, Вычегда)

6. Назвать районные центры районов: Пинежский, Приморский, Виноградовский, Ленский (с.Карпогоры , г.Архангельск, п.Березник, с.Яренск)

Б) Отгадай кроссворд. (Листочки с кроссвордом раздаются каждой команде)

1. Курорт, где для лечения используются подземные минерализированные воды.

2. Река Архангельской области.

3. Название на Севере России мелководных, глубоко вдающихся в сушу заливов.

4. Живописный остров в Белом море.

5. Какая река Архангельской области вытекает из озера?

Ответы: 1. Сольвычегодск, 2. Вага, 3. Губа, 4. Кий, 5.Онега.

Капитаны в это время готовят сообщение по теме “Визитная карточка Архангельской области”.

Часть III. “Хозяйство”

а) Заслушиваем сообщения капитанов по теме “Визитная карточка Архангельской области”.

б) Вопросы командам.

1. Назвать наиболее важные месторождения полезных ископаемых. (Алмазы – Зимний берег Белого моря, нефть и газ – Ненецкий автономный округ, бокситы – Плесецкий район и т.д.).

2. Назвать объекты государственной важности на территории области. (Космодром “Плесецк”, ядерный полигон на Новой земле, Государственный центр атомного судостроения, Северный морской путь).

3. Назвать градообразующие предприятия городов Новодвинск и Коряжма.

4. Назвать крупные новостройки Архангельской области.

В это время болельщикам вопрос: Почему Белое море так назвали?

Часть IV. “Культура”

а) Достопримечательности Архангельской области.

(Ведущий показывает открытки с памятниками выдающимся людям Архангельской области и задаёт вопросы: Кому, когда, где поставлен этот памятник?

б) Домашнее задание команд.

Рассказать о Соловках (1 команда) и Малых Карелах (2 команда).

в) Народные промыслы.

Одна команда называет промысел, а другая – центр развития промысла, затем – наоборот. (Например, глиняная игрушка – Каргополь, резьба по кости – с.Ломоносово и т.д.)

Подведение итогов

Вот и подошла к концу наша игра. В ходе её мы очень много узнали. Мы любим свой северный край и гордимся тем, что живём здесь. Пока жюри подводит итоги, послушайте стихи о нашем крае. (Тихо звучит мелодия песни “Я иду по земле Ломоносова”).

Да, только здесь, на Севере моем,
Такие дали и такие зори,
Дрейфущие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.

Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озёрные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса.
Невиданными – каменные склоны.

Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.

И, уж конечно, нет нигде людей
Такой души и прямоты, и силы,
И девушек таких вот, строгих, милых,
Как здесь в лесах на родине моей.

Но если б вырос я в другом краю,
То всё неповторимое,
Как чудо,
Переместилось, верно бы, отсюда
В тот край, другой –
На родину мою. (А. Яшин)

Литература

  1. “География Архангельской области”: Учебное пособие для учащихся 8–9-х классов общеобразовательной школы / Под редакцией Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой. М.: СпортАкадем-Пресс, 2001 г.
  2. “Летопись города Архангельска, 1584–1989”. Составитель В.А.Волынская, Радишевская. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1990 г.
  3. Селезнев А.Г. Архангельск и его окрестности. Путеводитель. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1970 г.