Родительское собрание "Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что стоит за ними?"

Разделы: Работа с родителями


Задачи: ознакомить родителей младших школьников с такими понятиями как "аффект", "стресс"; формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.

Вопросы для обсуждения: стресс, виды и последствия; этапы развития стресса; аффект, причины аффекта.

Подготовительная работа: анкетирование; написание сочинений; подготовка рисунков, видеоматериалов.

1. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы! (Cлайд 4. Приложение)

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней ребёнка. Так распорядилась природа. Однако, мы, взрослые, иногда пытаемся поспорить с природой и пытаемся вносить свои коррективы в существование и развитие ребёнка. Пытаясь максимально защитить своё дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности ребёнка, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.

Ребёнок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учится бороться с трудностями жизни и с честью выходит из этой борьбы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми, неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям. (Cлайд 5)

Медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не владеют умением радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее мы сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

2. Анализ анкетирования

Анкета для учащихся

- Ты умеешь радоваться?

- Если у тебя есть возможность порадоваться, что может стать тому причиной?

- Ты можешь порадоваться успехам своего друга или просто чужого человека?

- Как часто ты грустишь?

- Что может стать причиной грусти?

- Если тебе грустно, ты можешь кому-нибудь об этом рассказать?

- Тебе страшно, если ты получаешь плохую отметку?

- Чего ты боишься, если у тебя случаются неудачи в школе?

- Тебе бывает на уроках страшно?

- В каких случаях с тобой такое бывает?

- Ты боишься говорить своим родителям, что получил(а) плохую отметку?

- Тебя наказывают за плохие результаты в школе?

Анкета для родителей (слайд 6)

- Эмоционален ли ваш ребёнок?

- Умеет ли радоваться ваш ребёнок?

- В каких случаях ваш ребёнок проявляет радость, восторг?

- Считаете ли вы необходимым для ребёнка его состояние радости, удовольствия?

- Каким образом вы это делаете?

- Проявляет ли ваш ребёнок негативные эмоции?

- В каких случаях он это делает?

- Как вы помогаете своему ребёнку преодолевать негативные эмоции?

- Как часто негативные эмоции вашего ребёнка связаны со школой и учебной деятельностью?

- Боится ли ваш ребёнок говорить вам о своих учебных неуспехах?

- Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для

обсуждения в ходе родительского собрания?

3. Просмотр видеоматериалов школьных праздников.

Задача родителей: проанализировать эмоциональную сторону участия своего ребёнка в праздниках, обсуждение мнений родителей по проблеме родительского собрания.

4. Обсуждение выставки рисунков учащихся.

Учащимся предлагалось нарисовать различные эмоции и при этом связать их с определёнными предметами. Например, "радость"-поход в зоопарк, "грусть"- двойка в школе и т.д.

Классный руководитель или школьный психолог анализирует отдельные рисунки.

5. Выступление психолога.

Азбука родителей слайды 7,8)

Аффект - это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. (Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе).

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Например, ужас - переживается как скованность движений, позы, речи.

Радость - человек теряется, не зная, что сказать.

Причины аффекта:

1. Конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение (очень ярко у маленьких детей).

2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку и его неуверенности в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребёнку повышенные или завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).

Последствия аффекта:

1. Меняется внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании только те предметы, которые связаны с переживанием.

2. Человек "теряет голову". Все поступки, совершаемые человеком неразумны или, если это касается учебной деятельности, ребёнок начинает допускать промахи там, где раньше он этого никогда не допускал.

3. Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет выполнять то, что от него в данный момент требуется.

Стресс - (от англ. –  давление, напряжение) это эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на экстремальное воздействие.

Стресс делится на два подвида:

Эустресс - положительный стресс, который мобилизует организм.

Дистресс - отрицательный стресс, который дезорганизует деятельность.

Французский психолог Г.Селье выделил 3 этапа развития стресса: (слайд 9).

1. Реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию.

2. Этап стабилизации - параметры, выведенные из равновесия в первой фаза, закрепляются на новом уровне.

3. Если стрессовая стадия продолжается, наступает стадия истощения.

6. Анализ сочинений.

Сочинения учащихся могут быть на разные темы: (слайд10).

1. Самый трудный день в моей жизни.

2. Мои маленькие радости.

3. Обида, которую не могу забыть...

4. Что мне не нравится в школе...

7. Практикум для родителей.

Родители делятся на две группы: первая группа разрабатывает возможные пути и способы выхода ребёнка из состояния аффекта, вторая - придумывает приёмы, позволяющие ребёнку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.

После выполнения задания необходимо организовать обсуждение и детально обговорить каждый приём или способ

8. Подведение итогов.

Ответы на вопросы родителей по проблеме собрания.

Литература

  1. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 1998. Т.1.
  2. Мир детства: Младший школьник / А.Г.Хрипкова. М., 1981.
  3. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
  4. Холт Д.Ж. Причина детских неудач. СПб., 1996.