Урок русского языка в системе РО Эльконика–Давыдова

Разделы: Начальная школа


Цель: поиск нового знания.

Задачи:

  1. создать условия для переноса ранее изученного открытия учащимися способа проверки орфограмм в окончаниях глаголов после шипящих через открытые ранее способы;
  2. конкретизировать специальное правило для шипящих в надёжных окончаниях;
  3. установить правило обозначение фонемы <о> после шипящих в окончаниях глаголов.
  4. развивать умение работать в группе, сравнивать, оценивать работу, делать вывод и отражать его графически;
  5. прививать интерес к учебной исследовательской деятельности;

Оборудование: у детей - 75 кругов красного, желтого, зелёного цвета; 25 полосок - светофоров; клей; 25 квадратов; 25 фотографий детей. У учителя - алгоритм работы, схемы, ордена внимания, рефлексивные полоски; текст большой; три больших круга.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Фиксация Деятельность учащихся
Создание учебной ситуации - Уважаемые ребята! Сегодня нам с вами доверили открыть ещё один секрет русского языка.
- Посмотрите на схему и скажите: какую проблему мы решали?
- Спасибо.
  - Слабая позиция в падежных окончаниях существительных и прилагательных
- А теперь? - Правописание окончаний после шипящих и Ц.
Рефлексия - Какое правило вы знаете?   - В падежных окончаниях после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения Е.
- Спасибо. Но я точно знаю, что фонема <О> на письме обозначается буквами О и Ё. Почему появилась Е? - Написание буквы Е после шипящих – нарушение закона письма.
-Вы знаете эти правила. Хотите ли проверить свои знания? - ДА
Самостоятельная тестовая работа с «Ключом» (светофор) - Я предлагаю вам тесты. Внимательно посмотрите на 1-й тест. Определите цель его использования.

Тест 1

 АБВ
БОЛЬШ_ГО слонаеоо
РЫЖ_ГО котаоее
ГОРЯЧ_ГО хлебаеее
ЧУЖ_Й книгиоео
   
- Определите цель 2-го теста.

Тест 2

- Надо узнать, что называет слово.
- Определите цель 3-го текста.

Тест 3

 ЖЗК
С лапш_йЕОО
Под душ_мЕЕО
С ранц_мЕЕО
Ключ_мЁОО
- Какую букву писать О или Е после шипящих
- Спасибо. Давайте проверим нашу работу. Назовите цвет круга 1, 2, 3 тестов.
- Молодцы те, у кого получился светофорчик. Покажите его.
«Ключ» к тестам - светофор. Тест 1 - красный
Тест 2 - желтый
Тест 3 - зелёный
- Спасибо, вы справились с заданием. И светофор появился не зря, потому что и на дорогах нужно знать правила и на уроках тоже. Знать и применять.    
Физминутка «Светофорчик»
красный круг - стой
желтый круг -
зелёный круг - иди
  Дети должны быть внимательными, т.к. цвета будут чередоваться.
- А теперь, пожалуйста, проверьте работы и докажите их правильность или неправильность. Дети работают в четырёх группах по 4 человека. На индивидуальных досках.
Контроль осознанности выполнения работы I Слова + / - К Почему?   Дети знают, что
"+" - правильно,
"-" - неправильно,
"К" - данные компьютера
"Почему?" - записывают правильно.
1 Овцой      
2 Солнцом      
3 Леденцом      
4 Под камышом      
5 Пальцем      
II        
1 Лицом      
2 Калачом      
3 За рубежом      
4 С отцом      
5 Перед гаражом      
III        
1 За границей      
2 За тучей      
3 С товарищем      
4 За училищем      
5 Под полотенцем      
IV        
1 За зайцем      
2 Со свечёй      
3 С плащем      
4 За братцом      
5 С врачом      
- Давайте проверим вашу работу. 1 группа - в работе были две «ловушки»,
2 группа - работа верная,
3 группа - работа верная,
4 группа - была 1 «ловушка»
- Чтобы выполнить эту работу, какое правило мы должны были знать   - В окончаниях под ударением пишется О, без ударения - Е.
- Уточните, пожалуйста, а у каких слов?   - У слов, называющих предметы и признаки.
Физминутка Физминутка для глаз «Паучок»    
Постановка учебной задачи - Прочитайте, пожалуйста эту пословицу. В чём её смысл?   Мнение детей.
- На полосках на пишете последнее слово, заполните пропуск. Варианты:
бережот
бережёт.
- Спасибо. В самом деле, что тут трудного. Я, ведь, тоже учила правило: в окончаниях после шипящих под ударением пишется буква О. У детей - сомнение.
- Тогда ещё раз уточните: наше правило подходит к каким словам? - Словам называющим предметы и признаки.
- А это слово, что называет? - Действие.
- Подходит ли наше правило к глаголам? - Мы этого не знаем
- Найти ответ на наш вопрос поможет игра «Лучший сыщик». Ознакомьтесь с правилами игры. У детей тексты, квадраты.
Поисково-исследовательская работа На доске текст.
Капризен апрель. Нет у него собственной погоды. То лицу обожжёт северным ветром. То вдруг солнышко припечёт. И сразу с крыш закапает вода, потечёт по льду. Весна, совсем весна!
Алгоритм:
1) прочитать текст
2) найти глаголы с шипящими
3) посчитать количество глаголов
4)записать это число в квадрате.
5) сделать вывод:


<O>
?
Ученики ищут глаголы, подчёркивают их в тексте, записывают их количество на квадратиках.
- Вы закончили работу, самый внимательный сыщик должен был найти три глагола, ему вручается орден внимания.   Варианты у детей могут быть: 1, 2, 3, 4, …
Формулирование специального правила -Какой же вывод можно сделать? Какой буквой обозначается фонема <O> после шипящих у глаголов?

<O>
Ё
<O>
?
Вывод: В окончаниях слов, называющих действия, фонема <О> после шипящих обозначается буквой Ё.   У действий в окончаниях
<O> ⇒ Ё.
- Мы с вами открыли ещё один секрет.    
Самостоятельная работа - А хотите ли вы проверить свои знания? (занимательное графическое задание с самоконтролем)   - Да
- Выполните, пожалуйста, графическое задание с самоконтролем. (Рисунок задания закодирован множеством точек; если их правильно соединить, то получится рисунок- сюрприз.) Дети выполняют. Получившийся рисунок означает, что грамматическое задание выполнено верно.
  Слова О Е Ё
         
         
         
Домашнее задание

- Спасибо за работу. Такое же задание будете выполнять дома.
- А наш урок подошёл к концу.
- Какой секрет мы узнали про шипящие и фонему <О>?

 
Итоговая рефлексия

- Мы заканчиваем наш урок игрой «Светофор». Возьмите, пожалуйста, ваши фотографии и наклейте их на светофорики по правилу:
на красный круг – затрудняюсь ещё в этом правиле
на желтый круг – всё понятно
на зелёный круг – могу помочь другим

 
- Спасибо за урок. Будьте внимательны как на дорогах, так и на уроках.

Приложение