План–конспект урока по литературе "Лирическое стихотворение". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель: Произвести интерпретацию лирического стихотворения хакасской поэтессы Натальи Марковны Ахпашевой.

Ход урока

I. 1. Слово учителя.

Художником слова называют писателя, потому что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. Под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. Таким художником слова является и хакасская поэтесса Наталья Марковна Ахпашева (Обращаем внимание на портрет). Родилась она в селе Аскиз в 1960 году. Через год ее родители переезжают в город Абакан, где она и закончила среднюю школу. Затем поступает в Абаканский филиал Красноярского политехнического института. После окончания работает инженером в городе Красноярске. Но ее душа была полна поэзией. Еще в школьные годы она пробует писать свои первые стихи. Желание повысить литературное мастерство заставило ее продолжить учебу в Московском литературном институте имени Максима Горького. С 1982 года начали публиковать ее стихи в газете "Советская Хакасия". С этого времени читатели знакомятся с творчеством Натальи Марковны Ахпашевой через ее поэтические сборники "Живая листва", "Вечерний альбом", "Я думаю о тебе", "Солярный круг". По рекомендации Хакасского отделения Союза писателей стала членом Союза писателей Российской Федерации. Является председателем правления Союза писателей Хакасии. В настоящее время она живет в городе Абакане. Ее лирическая героиня несчастна и живет ожиданием. Она способна жить малыми радостями, способна вникнуть в мир природы, почувствовать ее, вдохнуть ее аромат, ощутить вкус.

  • назовите род литературы, который передает чувства и мысли автора, выражает настроение героев. (лирика)
  • как вы считаете, ребята, для чего нужно писать стихи?

2. Цель урока:

  • прочесть как следует произведение лирическое - вовсе не безделица: для этого нужно долго изучать его; нужно разделить искренно с поэтом высокое чувство ощущения, пополнить его душу;
  • нужно почувствовать всякое слово его;
  • нужно, чтобы автор действительно изобразил картину, а мы в нее "вошли", т.е. восприняли.

II. 1. Чтение учителем стихотворения Н.М. Ахпашевой.

Мне снятся запахи степные,
Цветов неброская краса,
Полей пространства золотые,
Отары дальней голоса.
У горизонта горы, горы.
Губами трогаю траву,
Там, за горами, где-то город,
В котором я теперь живу.

2. Интерпретация стихотворения:

- Подумайте и скажите, о чем это стихотворение? (о Родине; воспоминание о своем детстве, которое прошло в родных сердцу местах).

- Какая картина вырисовывается перед вами после прочтения стихотворения?

- Обратите внимание, что стихотворение не имеет названия, какое название вы бы ему дали?

На доске партитура чувств: нежность, легкая грусть, радость, одиночество, разочарование, любовь

- Как проявляются чувства и настроение лирической героини?

- Найдите ключевые слова в стихотворении. Что восхищает поэтессу в родном краю? (запахи, краса цветов, пространство полей, отары, горы)

- Обратим внимание на строки:

Мне снятся запахи степные,
Цветов неброская краса

- Как проявляются чувства лирической героини в этих строках? (скромное проявление чувств)

- Какие неброские цветы растут в хакасской степи? (незабудки - бледно-голубые, петушки - бледно-желтые)

- Обратите внимание на строку:

Губами трогаю траву

- Что автор хотел показать читателю?

(хочет быть ближе, усиливает память детства, чувства нежности и любви к родным местам, природе родного края, добрые чувства о прошлом, что-то хорошее, теплое связано с этими местами)

- Какая цветовая гамма соответствует этому стихотворению, какие краски предстают после прочтения?

Мне снятся запахи степные

- Какой цвет ассоциируется здесь? (зеленоватый, бледно-желтый, дымчатый)

Цветов неброская краса

(голубоватый, бледно-желтый, т.е. полутона, которые дают неяркий цвет)

- Где находится поэтесса в момент воспоминания? (в городе, ей снится сон, именно он переносит ее в родную степь)

- Ребята, а какое чувство вызывает стихотворение у вас?

- А у вас были такие минуты в жизни?

- Как вы считаете, что побудило автора написать это стихотворение?

- Какими художественными средствами пользуется автор в стихотворении? (эпитетами; зачитывают из учебника определение эпитета; находят в тексте стихотворения эпитеты: запахи степные краса неброская пространства золотые

- Как понимаете эпитет "пространства золотые"? (поля пшеницы, ржи:)

- Какое впечатление сложилось у вас после прочтения стихотворения? (заставляет задуматься о тех местах, которые нам дороги, наводит на размышление)

3. Творческая работа по группам:

  • 1 группа: нарисовать цветовую гамму к стихотворению.
  • 2 группа: картинный ряд (определить, какие иллюстрации больше всего подходят по пейзажу к стихотворению, доказать из текста).
  • 3 группа: музыкальный ряд (прослушивают грамзапись "Времена года" П.И. Чайковского, находят мелодию, которая подходит к стихотворению).

(Время для работы в группах 5 минут).

4. Выступление групп.

III. Подведение итогов.

Зачитывается эпиграф учителем:

"Прочесть как следует произведение лирическое - вовсе не безделица: для этого нужно долго изучать его; нужно разделить искренно с поэтом высокое чувство ощущения, пополнить его душу; нужно почувствовать всякое слово его".

- Сумели мы на уроке "войти" в стихотворение, почувствовать его, разделить свои чувства с автором?

Домашнее задание на выбор.

1. Выучить стихотворение Н.М. Ахпашевой.

2. Сочинить стихотворение о родном крае (в классе есть свои поэты)

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению или пейзажную зарисовку на тему: "Мой край родной".