Информационные технологии на уроках физики. Обобщающий урок-игра в 8-м классе

Разделы: Физика


Тема: Обобщение, повторение по темам: «Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Сила тока. Напряжение. Сопротивление.»

Цель: повторить, обобщить материал по данным темам. Развивать мыслительную деятельность учащихся. Прививать интерес к предмету. Воспитать самостоятельность, эрудицию, смекалку, находчивость.

Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, султаны, эбонитовые и стеклянные палочки, электроскоп.

Подготовка к уроку.

  1. Ордена «Умника» (как можно больше).
  2. Дипломы 2-ух степеней.
  3. Корона «Физика»
  4. Портреты учёных-физиков. (Ньютон, Фарадей, Ампер, Вольт, Ом, Ломоносов, Торричелли, Паскаль).
  5. Цифры для «Звёздного часа».
  6. Секундомер.
  7. Цветные мелки (очертить дорожки).

Ход урока.

Учитель: Так, у кого были пробелы, недоработки в процессе изучения тем, есть возможность исправить их. Ведь урок будет проходить в виде игры «Умники и умницы», а в конце урока с финалистами будет проведён «Звёздный час». Итак, познакомлю вас с правилами игры. Слушайте внимательно. Но сразу скажу, что роль жюри и ведущего будет играть один человек в лице учителя. Игра проводиться в 2 тура (агона). На каждый агон вызываются по 3 человека. Участники называются агонистами, а все остальные теоретиками. Проводится предварительный конкурс, на котором выявляется, кто из агонистов пойдёт по какой дорожке. Их всего три: красная (2 этапа и нельзя ни разу ошибиться), жёлтая (3 этапа и можно 1 раз ошибиться), зелённая (4 этапа и можно 2 раза ошибиться). По результатам предварительного конкурса, участники выбирают по какой дорожке они пойдут. Агонистам задаются вопросы (на раздумье 30 сек.). Если не отвечает агонист, то отвечают теоретики. Им даётся 3 попытки, почле чего ответ даёт ведущий. За правильные ответы теоретики получают ордена. Ну что друзья приступим?

I агон. Вызываются 3 ученика.

Предварительный конкурс.

Включается слайд №2 на конкурс даётся 30 секунд.

Первый этап.

Участники по очереди выбирают вопрос.

Продолжите фразу:

  1. Электрическим током называют… (упорядоченное движение заряженных частиц)
  2. В источнике тока происходит превращение одного вида энергии (внутренней, механической или иной) в … (электрическую).
  3. Электрический ток в металлах представляет собой … (упорядоченное движение свободных электронов).

Второй этап.

  1. Какой учённый впервые ввёл в физику понятие электрический ток? (Ампер)
  2. Какой учённый сделал следующий вывод: «В природе существует такая частица вещества, которая имеет самый маленький заряд, далее уже не делимый». (Иоффе)
  3. Какой учённый поставил опыт по исследованию состава и строения атома? (Резерфорд)

Третий этап.

По очереди включаются 3 и 4 слайды. На них изображены схемы. Участники получают оборудование и им необходимо собрать цепь по данной схеме.

 

Четвёртый этап.

Включается слайд 5 и ведущий говорит: «Вы видите перепутанные буквы слов, означающих две единицы измерения электрических величин. Расставьте буквы так, чтобы получить названия этих единиц измерения».

II агон. Вызываются 3 ученика.

Предварительный конкурс.

Включается слайд 6, на конкурс даётся 30 секунд.

Первый этап.

  1. Физическая величина, характеризующая электрическое поле, создающее ток. (напряжение)
  2. Единица измерения удельного сопротивления. (Ом*м)
  3. Действия электрического тока. (механическое, магнитное, тепловое, химическое)

Второй этап.

Начертить схемы цепей изображённых на слайдах.

Включаются слайды:7,8,9.

  

Третий этап.

  1. Кто из учёных открыл закон зависимости J от U? (Ом)
  2. Кто из учёных создал первый гальванический элемент? (Вольт)

Четвёртый этап.

Включается слайд 10, а ведущий говорит: «Перед вами схема строения веществ, у которых заполнены только «верхние» элементы. Закончите её, вписав в рамки нужные названия частиц.»

Учитель: А сейчас победители двух агонов и самый активный теоретик сразятся в «Звёздном часе». Он состоит из двух этапов, в результате которых выявится победитель, он получит корону, участник, занявший второе место – получит диплом I степени, а за 3 место диплом II степени. Все остальные по количеству орденов получат «хорошие» и «отличные» оценки.

Звёздный час.

По очереди включаются 11, 12 слайды. Участники на на дают письменный ответ на вопросы. Правильный ответ 3 балла.

 

Финал.

Учитель: Кто больше слов получит из слова «электричество». Каждую букву можно использовать только один раз. За каждое слово 1 балл.

Итог урока.

Победителям вручаются призы, ученикам выставляются оценки. На этом наша игра заканчивается. Благодарю всех за участие.

Презентация.