Нестандартные типы уроков как путь к развитию учащихся

Разделы: Литература


Введение

Министр образования Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышева в своем выступлении «Профильное обучение: стратегия и тактика» на августовском совещании работников образования сказала: «Одним из важных условий введения профильного обучения является усиление … личностной направленности образования, а также обеспечение активности школьника…» [Журнал «Народное образование Якутии». №4, 2003.с.3].

В центре внимания современной школы – личность ребенка, его развитие как личности. Каждый ребенок уникален, наделен потенциалом для непрерывного развития своих способностей. И сегодня стоит актуальная задача – развитие интеллекта школьников, их творчества.

Использование наряду с уроком – основной формой учебного процесса – нестандартных форм обучения обусловлено изменением позиций учителя и ученика в учебном процессе. Нетрадиционные типы уроков смягчают некоторые недостатки классно-урочной системы на взаимоотношения учеников и учителя. Прежде всего преодолевается перегрузка учеников однотипной работой, видимость активности вместо развития познавательных способностей детей.

Перед собой поставила цель работы: в своей педагогической практике внедрить нетрадиционные формы обучения на уроках литературы.

При этом нужно было решить следующие задачи:

  • предоставить возможность для выбора индивидуальной, групповой образовательной траектории;
  • развивать творческий потенциал, исследовательские навыки;
  • способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных навыков.

Объект исследования – процесс использования нетрадиционных форм обучения.

Предмет исследования – методика проведения нетрадиционных типов урока; творческое применение ее в практической деятельности учащихся.

Гипотеза – при условии применения на практике нетрадиционных типов урока повысится мотивация к учебной деятельности, к литературе; при помощи учителя ученики реализуют себя в творчестве, создадут условия для саморазвития.

Практическая значимость – в результате использования нетрадиционных типов уроков на практике происходит социализация учащихся.

Из опыта работы

На мой взгляд, особенно удаются и нравятся ученикам уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-семинары, уроки-игры, уроки-соревнования.

Остановлюсь на нескольких уроках по литературе.

Интегрированный урок-исследование по одной из самых сложных областей литературы и языка - художественному переводу - можно провести после изучения творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Тема урока: «Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» в переводе якутского поэта Михаила Тимофеева. Лексические трансформации при переводе. Рифма, ритм, звукопись».

Тип урока – урок-исследование.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с поэтом-переводчиком М.Тимофеевым и его некоторыми работами; выяснить, какие якутские поэты переводили Пушкина и какова роль переводческой деятельности в развитии литературы саха.

Развивающая: способствовать развитию исследовательских навыков, совершенствовать навыки сопоставительного анализа оригинала художественного произведения с переводом; развивать умение чувствовать слово.

Воспитательная: воспитать вдумчивого читателя; показать роль перевода как средство культурного общения между народами.

Оборудование: 1. Портреты Пушкина и Тимофеева. 2. Выставка книг о Пушкине и Якутии, переводов произведений русского поэта на якутский язык. 3. «Узник» в оригинале и переводе. 4. Карточки с заданиями. 5. Словари литературоведческих терминов. 6. Русско-якутский, якутско-русский словари. 7. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова; «Толковый словарь русского языка» в 4 томах под ред. Д.Ушакова; «Саха тылын быhаарыылаах кылгас тылдьыта». 6. Проектор.

Опережающие задания: 1. Реферат «Пушкин на якутском языке». 2. Сообщение о М.Тимофееве.

Консультация учителя: знакомство с понятием «Лексические трансформации».

Ход урока

I. Орг. момент.

Чтение учеником стихотворения «Памятник» Пушкина. Ознакомление с целью урока.

II. Слово учителя.

Стихотворения якутских поэтов о Пушкине.

III. Выступления учащихся:

Реферат «Пушкин на якутском языке» (5-7 минут).

– Устные сообщения учащихся: «Михаил Тимофеев», «О стихотворении «Узник» Пушкина».

IV. Беседа учителя с классом:

С какими переводами стихотворений великого русского поэта мы знакомы?

– Нужно ли в настоящее время переводить произведения?

– В чем актуальность переводческой деятельности.

Чтобы убедиться в том, что переводческая деятельность является одной из сложных проблем в области литературы и языка, мы сейчас совершим небольшую экскурсию в творческую лабораторию переводчика М.Тимофеева.

V. Исследования учащихся по текстам оригинала и перевода.

Гипотеза исследования – при любом переводе происходит трансформация текста оригинала; при переводе могут быть сохранены рифма, ритм; звукопись имеет важную роль и при переводе.

Задания для 1 группы

  1. Выяснить, имеются ли отклонения от прямых словарных соответствий (тылы солбуйуу). Почему автор заменил одни слова другими? Оправданны ли данные замены? Обоснуйте свой ответ.
  2. Вспомните, что такое рифма. Сохранены ли рифмы оригинала при переводе? Опирайтесь на классификацию якутской рифмы профессора Н. Тобурокова (карточка).

Задания для 2 группы

  1. Найдите факты передачи невыраженных в оригинале элементов смысла с помощью дополнительных единиц (тылы эбии). Попытайтесь объяснить данное явление лексической трансформации.
  2. Как в переводе сохраняется ритм оригинала?

Задания для 3 группы

  1. Найдите случаи лакуны (тылы тумнуу). Почему опущены слова в переводе?
  2. Исследуйте звукопись: найдите аллитерацию и ассонанс в оригинале и переводе. Определите их роль в тексте.

VI. Защита проектов исследования.

Выводы по проведенному уроку:

  1. В условиях билингвизма обучение актуальному вопросу литературы и языка – переводческой деятельности – способствует более глубокому пониманию учащимися текстов художественных произведений, внимательному отношению к каждому предложению, слову. Воспитывается вдумчивый читатель.
  2. Совершенствуется языковая компетенция учащихся, дается возможность углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике якутского и русского языков.
  3. Развиваются навыки работы с различными справочниками, словарями, научной литературой.
  4. Через русско-якутский двусторонний перевод развивается творческий потенциал учащихся.

А вот план урока-исследования в 8 классе на тему «Художественные средства создания образа Ионы как выражение авторского замысла», который целесообразно провести после знакомства с содержанием рассказа.

Цели урока:

Образовательная: выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка; исследовать художественное слово.

Развивающая: способствовать развитию исследовательских навыков, совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.

Воспитательная: воспитать вдумчивого читателя, чуткое отношение друг к другу.

Оборудование: портрет Чехова, проектор, карточки с заданиями.

Урок начинается со слова учителя, с беседы об особенностях рассказов Чехова, о содержании рассказа «Тоска».

На следующем, исследовательском этапе я обращаю внимание детей на понятия гипотеза, объект, предмет исследования. В сильном классе учащиеся могут сами сформулировать данные понятия:

Гипотеза исследования – художественные средства, использованные автором, помогают раскрыть тему и идею произведения.

Объект исследования – художественные особенности рассказа «Тоска».

Предмет исследования – языковые, синтаксические средства, цветовые символы в рассказе «Тоска».

Класс делится на 4 творческие группы. После выполнения заданий происходит презентация работ.

1 группа

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

2 группа

Найдите метафоры, олицетворения, сравнения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

3 группа

Простые или сложные предложения чаще всего встречаются в тексте рассказа? Встречаются ли однородные члены предложения (градация)? Если да, какова их роль?

4 группа

Определите, какой цветовой фон окружает Иону? Почему Чехов использовал именно этот фон (цвета)?

Примерные ответы учащихся:

1 группа. Эпитеты (образные определения) вызывают у читателя не очень светлые, радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

2 группа. Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают чувствовать состояние Ионы.

3 группа. Чехов использует преимущественно простые предложения, короткие фразы и при этом достигает стройную конструкцию предложений, ясно ощущаемое ритмическое начало. В рассказе очень много предложений с однородными членами, которые усиливают выразительность высказываний.

4 группа. Иону окружает «чудовищный» цветовой фон, что говорит о том, что для одинокого, потерявшего родного сына человека не осталось ничего светлого в жизни. Имеют место цвета траура.

Выводы по уроку следующие: использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведению с помощью различных лексических и синтаксических художественных приемов Чехов раскрывает большую беду «маленького» человека. Таким образом, гипотеза исследования была доказана.

На мой взгляд, уроки-исследования ориентированы на более глубокое осмысление произведений, развивают творческий потенциал учащихся.

Исследования произведений выходят далеко за рамки уроков литературы – во внеурочной деятельности.

В 2003-2004 учебном году провела по своей программе элективный курс по методу проектов «Исследовательские проекты» для учащихся 10-11 классов. Также на проблемных курсах ИПКРО в г. Якутске «Углубленное изучение литературы в профильных классах» с участием Романичевой Е.С. (Москва) в 2004 году защитила программу элективного курса для старших классов «Художественное мастерство А.П.Чехова», которая была одобрена экспертами. Учащиеся, занимавшиеся на курсах, показали высокие результаты на кустовых, улусных, региональных, республиканских НПК и даже на уровне России.

Представляю фрагмент урока «Умники и умницы» по роману «Дубровский» в 7 кл.

Тема урока: Устами героев…(заключительный урок).

Цели:

Образовательные: повторить, обобщить знания по роману «Дубровский» А.С.Пушкина; побудить учащихся углубиться во внутренний мир, характер героев.

Развивающие: развивать устную речь, творческие навыки.

Воспитательные: воспитать уважительное отношение друг к другу, вдумчивого читателя.

Тип урока: нестандартный (литературная викторина «Умники и умницы»).

Оборудование: плакат, медали, фишки, шапки для победителей, иллюстрации художников к роману.

I агон. Зеленая дорожка

Вопросы участникам для выбора дорожек:

– Художественное время в романе (19 век).

– Имение Дубровского (Кистеневка).

Кто я?:

  1. «Я богат и знатен. Все рады угождать моим прихотям. Я люблю устраивать для гостей шумные и буйные увеселения». Кто это?
    – Кирила Петрович Троекуров.

  2. Почему я поссорился с моим старинным приятелем Андреем Гавриловичем Дубровским?
    – Ссора произошла в моей псарне. Дубровский сказал, что вряд ли моим людям житье такое же, как и моим собакам. Один из псарей намекнул Дубровскому на то, что ему не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Дубровский скрылся. На мой приказ воротиться он написал письмо, и я решил его проучить.

  3. Чтобы выиграть дело в суде, кого я уговорил помочь отобрать имение Дубровского?
    – Заседателя Шабашкина.

  4. Почему я поехал к больному Дубровскому?
    – Чтобы помириться с ним.

  5. Какие забавы я устраивал для гостей с медведями?
    – В телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в нее гостей и пускали их скакать на волю Божию. Проголодавшего медведя запирали в комнате, приводили какого-то гостя, я приказывал вталкивать его к медведю. Каково было гостю! Мне очень нравились подобные увеселения.

  6. Как я отношусь к своей дочке?
    – Я любил ее до безумия, но обходился иногда и жестоко.

Желтая дорожка

Кто я?:

  1. Я лишился матери с малолетства и был привезен в Москву на 8 году жизни. Служил в одном из гвардейских пехотных полков в Петербурге. Отец для меня не жалел денег.
    – Владимир Дубровский.

  2. Как я из Дубровского превратился в Дефоржа?
    – На одной станции я встретился с французом Дефоржем, который был выписан из Москвы в качестве учителя в имение Троекурова. Я предложил ему за 10000 отдать документы, бумаги, на что француз изумился, но отдал все, что я просил.

  3. Почему я не отомстил Троекурову?
    – Потому что я полюбил Машу и решил не трогать ее отца.

  4. Почему я расстался со своими крестьянами?
    – Потому что я не до конца им верил, они мошенники, и, вероятно, не хотели оставить разбои. Я же дворянин, и мы не могли понимать друг друга.

  5. Почему мне не удалось спасти Машу?
    – Потому что я с опозданием узнал о беде Маши: о случившемся я узнал от моего дворового мальчика.

Красная дорожка

Кто я?:

  1. За меня Троекуров решил выдать дочку замуж. Почему?
    – Потому что я богат, имел 3000 душ родового имения. Он уважал мое княжеское достоинство, две звезды, я знал свет. Троекуров почитал меня себе равным.

  2. Почему я остался непоколебим к просьбе Марьи Кирилловны отказаться от женитьбы?
    – Потому что я был поражен ее красотой и решил на ней жениться. А то, что она не хотела за меня выйти замуж, меня нисколько не смущало, не волновало. Главное, чтобы она была рядом со мной.

Финал:

–Придумайте продолжение романа или ответьте на вопрос «Чем актуально произведение в наше время?»

Как правило, уроки занимательного характера активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют эмоциональному подъему урока.

Учащимся понравились такие уроки, как «И жизнь, и слезы, и любовь» по сопоставлению лирики Ф.Тютчева и А.Фета (семинар в 10 кл.), «Образ воды как художественное средство изображения трагедии войны в поэмах А.Твардовского «Василий Теркин» и С.Васильева «Ытык Ильмень» к 60-летию Победы (урок-исследование в 11 кл.), «Приемы создания образов в рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовского (урок-творчество с элементами исследования в 8 кл.), «Доминантные слова в рассказе «Куерэгэй» Т.Сметанина и сказке-были «Неизвестный цветок» А.Платонова (урок-исследование в 7 кл.) и другие.

Заключение

Исходя из личного опыта и результатов работы, хочу выразить свои мысли по организации и проведению нестандартных типов урока:

– Требуется творческий подход от учителя. Необходима тщательная подготовка к уроку, возможна предварительная работа с учащимися, консультации. Выбор типа урока требует учета возрастных особенностей детей, уровня их развития.

– У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, интерес к литературе. Не секрет, что дети сейчас мало читают.

– Совершенствуется умение работать в группе, выступать перед аудиторией, убеждать слушателей: развиваются коммуникативные навыки, устная речь.

– Нестандартные типы уроков призваны обеспечить творческое применение знаний, дают возможность расширить образовательное пространство.