Урок геометрии по теме "Графические диктанты и координаты"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Ввести понятие координат точки.
  2. Научить определять координаты точки.
  3. Развивать логическое и творческое мышление.

Ход урока

1. Игра “Танграм”.

Начнем наш урок с одной древней геометрической игры “Танграм”. Многие века в нее играют и дети и взрослые. Ее описание можно встретить в разных книгах. Хотите узнать, почему эта игра привлекает внимание многих людей? Хотите? Тогда...

Тогда давайте поиграем в “Танграм”. И попутно займемся геометрией.

У вас на партах лежит квадрат, который нужно разрезать на 7 частей.

Рисунок 1

Какие фигуры у вас получились?

  • Два больших равных треугольника;
  • два маленьких равных треугольника;
  • один средний треугольник;
  • один квадрат;
  • один параллелограмм.

Какие это фигуры?

(Плоские).

Из этих кусочков — частей квадрата можно составить много других плоских фигур, таких, например, которые похожи на людей, птиц, зверей.

По правилам игры все семь плоских геометрических фигур обязательно должны содержаться в составляемой фигуре, при этом фигуры не должны накладываться друг на друга.

Попытайтесь составить по рисунку голубя.

(На доске изображение голубя).

Рисунок 2

(10 мин. на работу).

Почувствовали, что сделать это не просто? А ведь это не самая сложная фигура.

Как же научиться легко и быстро собирать любые фигуры и по образцу, и по собственному замыслу?

К сожалению, точный рецепт неизвестен. Можно указать только некоторые из таких приемов. Один из них - использование бумаги в клетку.

При этом рисунок нужно расположить на листе так, чтобы части квадрата сразу бросались в глаза.

Для этого мы обратимся к графическим диктантам. Да-да, не удивляйтесь, и на уроках геометрии пишут диктанты.

2. Графические диктанты.

Отметим в тетради точку А и назовем ее стартовой точкой. Из этой точки карандаш начнет свой путь по странице.

Из точки А карандаш может пойти по линиям квадратной сетки:

  • Вправо;
  • Влево;
  • Вверх;
  • Вниз.

При этом он может пройти одну, две, три и больше клеток.

Карандаш может соединять две несоседние вершины клетки, двигаясь по диагонали:

  • вправо вверх по диагонали;
  • вправо вниз по диагонали;
  • влево вверх по диагонали;
  • влево вниз по диагонали,

и опять нужно указать, сколько клеток проходит карандаш.

Напишем следующий графический диктант:

  • Стартовая точка А:
  • вниз 8;
  • вправо вниз по диагонали 2;
  • вправо 1;
  • вправо вверх по диагонали 1;
  • вправо вниз по диагонали 2;
  • влево 4;
  • влево вниз по диагонали 3;
  • вверх 1;
  • влево 3;
  • влево вверх по диагонали 3;
  • вверх 3;
  • влево вверх по диагонали 1;
  • вправо 3;
  • вниз 3;
  • вправо вниз по диагонали 1;
  • вверх 6;
  • вправо вверх по диагонали 4.

Что у вас получилось? (голубь).

А с какой целью мы обратились к графическим диктантам?

(Найти приемы для игры “Танграм”).

Тогда попробуем закрыть его частями квадрата.

(Разрезать квадрат со стороной 4 см на клетчатой бумаге).

Легче стало найти решение?

3. Координаты.

Напишем еще один графический диктант.

  • Стартовая точка А;
  • вправо вниз по диагонали 4;
  • влево 2;
  • вправо вниз по диагонали 3;
  • влево 3;
  • вправо вниз по диагонали 4;
  • влево 12;
  • вправо вверх по диагонали 4;
  • влево 2;
  • вправо вверх по диагонали 3;
  • влево 3;
  • вправо вверх по диагонали 4.

У всех получилась елочка?

Составьте ее из частей квадрата.

Рисунок 3

Посмотрите на рисунок и развесьте такие же фонарики на своей елочке.

Могли бы вы нарисовать елочку, если на листе бмаги уже были бы нарисованы ее фонарики?

Попробуйте разместить такие фонарики в своей тетради. И расскажите соседу, как вы это сделали.

Согласитесь, что развесить фонарики гораздо проще, чем рассказать о том, куда вы их поместили на листе.

А для того, чтобы не запутаться, нужно посчитать кое-какие клеточки.

Именно эта идея нам поможет.

Давайте договоримся, что будем ориентироваться на странице с помощью шкалы отсчета, и даже не одной шкалы, а двух.

Чтобы их построить, возьмем две линии сетки, горизонральную и вертикальную, на них нанесем штрихи и запишем соответствующие числа.

Рисунок 4

Одну шкалу назовем горизонтальной шкалой отсчета, другую — вертикальной шкалой отсчета.

А теперь рассмотрим рисунок и попытаемся разобраться, где находится первый фонарик.

Точка А1 находится на пересечении двух линий сетки. Опустимся по одной из них и попадем на горизонтальной шкале отсчета в точку, которой соответствует число 7. Если будем двигаться из точки А1 по второй линии сетки, то на вертикальной шкале отсчета получим точку, которой соответствует число 12.

Будем говорить: “ Точка А1 имеет координаты 7 и 12”.

Запись А1 (7; 12).

Посмотрим теперь на другой фонарик — точку А2 и определим координаты этой точки.

  • Что нужно сделать, чтобы найти первую координату точки А2? Как должен двигаться при этом карандаш по странице тетради?
  • Назовите первую координату точки А2.
  • Что нужно сделать, чтобы найти вторую координату точки А2?
  • Назовите вторую координату.
  • Запишите координаты точки А2.
  • А теперь определите координаты оставшихся точек — фонариков.

А3 (9; 8), А4 (6; 8), А5 (3; 8), А6 (3; 5), А7 (5;5), А8 (9; 5), А10 (13; 1), А11 (1;1)

4. Домашнее задание (раздать “голубя” на координатной сетке, определить координаты соответствующих точек).