Комплексная программа развития МОУ ДОД ЦДТ "Родник"на 2008-2013 гг.

Разделы: Внеклассная работа


1. Введение

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества “Родник” - это учреждение, где эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы в нём максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющим условиям жизни.

2. Краткая историческая справка. Приложение 1

3. Актуальность создания и обоснование комплексной программы. Приложение 2

4. Паспорт программы. Приложение 3

5. Описание стратегии и плана действий по реализации программы

5.1. Структура Программы. Рисунок 1 Структура Программы

5.2. Основные направления совместной деятельности по реализации Программы:

1 этап - 2008-2009 гг. Становление Программы

Основные направления деятельности

Задачи

Избранные воспитательные технологии

Ожидаемые результаты

I. Научно-методическая деятельность

I.1. Комплексная программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников городского округа Орехово-Зуево “ИСТОКИ”

Создание благоприятных условий для личностного роста, жизненного самоопределения, помощь в обретении субъектности школьников.

Организация работы по 5 развивающим проектам (“Школа демократической культуры”, “Радуница”, “Ориентир”, “Изменим жизнь к лучшему”, “Родники” в 3 возрастных группах (1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.)

Наличие чётко действующего механизма для обеспечения высокого уровня развития личности детей и их успешной социализации в обществе.

I.1.1. “Школа демократической культуры”

Рост общественной активности и гражданственности

Привлечение учащихся к работе в органах школьного самоуправления; изучение геральдики, знакомство с демократическим устройством государства.

Создание максимально благоприятных условий для развития лидерского потенциала учащихся; активизация деятельности детского объединения “Будущее России”.

I.1.2. “Радуница”

Патриотическое воспитание

Военно-спортивные игры, конкурсы исследовательских работ, поисковые акции, смотры строя и песни, создание школьных музеев.

Создание музеев и краеведческих объединений в МОУ городского округа, положительная динамика участия в областных и общероссийских мероприятиях.

I.1.3. “Ориентир”

Профессиональное самоопределение

Организация работы профильных отрядов Юных инспекторов движения, Дружин юных пожарных; знакомство с современными потребностями рынка труда на школьных ярмарках вакансий, биржах труда; профориентационное тестирование, познавательные игры.

Осознанность детей в выборе профессии.

I.1.4. “Изменим жизнь к лучшему”

Развитие добровольческого движения

Ежегодное проведение слётов добровольцев, акций “За здоровый образ жизни”, Недели Добра, тренинговых занятий по профилактике употребления психоактивных веществ.

Развитие у детей и подростков мотивации к здоровому образу жизни, рост активных добровольцев среди школьников.

I.1.5. “Родники”

Приобщение к культуре и национальным традициям общества.

Ежегодный фестиваль творческих коллективов МОУ города (художественное чтение, хореография, вокал, хоровое пение, театр, прикладное творчество).

Поддержка детей способных к творческой деятельности. Создание в МОУ города творческих объединений.

I.2. Научная поддержка методических основ Программы

Расширение научного, информационного, и программно-методического обеспечения.

Взаимодействие с социально-психологической службой по выявлению социального заказа.

Создание научно-методического совета учреждения.

II. Дополнительное образование детей

 

Создание системы воспитывающей деятельности, объединяющей детей с 3 до 18 лет и родителей, с целью создания условий для максимального проявления их способностей.

Выявление и анализ социального заказа на создание программы по совместной деятельности воспитанников МОУ ДОД ЦДТ “Родник” и их семей. Систематизация портфолио педагогов.

Наличие механизма создания программы “Развитие познавательной и творческой активности воспитанников. Роль семьи в этом процессе”.

III. Информатизация образовательного процесса

 

Развитие информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного образования и воспитания.

Разработка программы информатизации и плана развития ИКТ.

Ежегодный конкурс интернет-проектов среди школьников городского округа. Практические занятия с участниками Программы по использованию ИКТ. Создание страницы на сайте ЦДТ “Родник”, освещающей ход реализации Программы.

Рост количества участников в городских конкурсах.

Утверждение программы информатизации.

Овладение начальными навыками по использованию ИКТ участниками программы.

IV. Педагогические ресурсы

 

Создание условий для стабильной положительной динамики образовательного уровня педагогов.

Проведение педсовета по теме: “Роль учреждения дополнительного образования в создании условий для личностного роста, жизненного самоопределения и обретения субъектности ребенка”. Пролонгация договора с МГОГИ.

Организация и проведение конкурса пед. мастерства “Сердце на ладони”.

Корректировка программ педагогов согласно теме педсовета. Разработка плана повышения квалификации педагогов.

2 этап - 2009-2011 гг. Стабильное развитие Программы

I. Научно-методическая деятельность

I.1. Комплексная программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников городского округа Орехово-Зуево “ИСТОКИ”

Совершенствование методов, технологий и содержания программы.

Корректировка содержания 5 проектов Программы. Разработка плана массовых мероприятий с акцентом на группы социально-дезадаптированных детей и их семьи.

Создание основ для городского социально-педагогического комплекса.

I.2. Научная поддержка методических основ Программы

Повышение удельного веса применения научных разработок на практике.

Диагностика и анализ деятельности участников программы.

Приведение в соответствие с современными требованиями методических рекомендаций и программ педагогов.

Создание экспериментальных площадок на базе ОУ.

Реализация планов научно-методического совета.

II. Дополнительное образование детей

 

Включение участников Программы в систему новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно-полезной и досуговой деятельности.

Пропаганда и разъяснение прав детей и семьи. Проведение родительских лекториев, индивидуальных и групповых консультаций с привлечением специалистов ВУЗов. Организация социально-педагогических мероприятий различной направленности: спортивных, познавательных, развлекательных, музыкальных. Создание и внедрение диагностических карт воспитанников.

Привлечение детей, родителей, Управляющего совета учреждения к организации и проведению социально-педагогических мероприятий.

III. Информатизация образовательного процесса

 

Создание ресурсного центра для участников Программы.

Реализация программы информатизации и плана развития ИКТ.

Ежегодный конкурс интернет-проектов среди школьников городского округа. Организация консультаций для педагогов по использованию технических и информационных средств в учебно-воспитательной работе.

Компетентность участников программы в области ИКТ. Регулярное обновление интернет-сайта ЦДТ “Родник”.

IV. Педагогические ресурсы

 

Расширение спектра возможностей профессионального роста педагогов.

Обучающие семинары, тренинговые занятия, деловые игры, мастер-классы при поддержке МГОГИ. Заключение договоров о дистанционных курсах повышения квалификации.

Признание муниципальными органами власти результатов обучения на базе МОУ ДОД ЦДТ “Родник” с выдачей соответствующих сертификатов. Выдвижение победителей конкурса профессионального мастерства “Сердце на ладони” на региональный и федеральный уровень.

3 этап - 2011-2012 гг. Завершающий

I. Научно-методическая деятельность

I.1. Комплексная программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников городского округа Орехово-Зуево “ИСТОКИ”

Совместная работа социума по нормативно-правовому обеспечению программы.

Формирование единого городского плана массовых мероприятий для школьников.

Стабильная работа городского социально-педагогического комплекса. Увеличение процента детей, вовлеченных в досуговую деятельность.

I.2. Научная поддержка методических основ Программы

Консолидация усилий социальных институтов, образовательных учреждений, общественных организаций в реализации программы.

Апробация воспитательных технологий, стимулирующих самосовершенствование личности, социальную адаптацию детей и организационно-педагогические контакты с родителями.

Создание банка данных о практическом применении Программы в МОУ и ЦДТ “Родник”.

II. Дополнительное образование детей

 

Актуализация содержания деятельности с учетом современных интересов воспитанников. Использование различных форм, методик, технологий в работе с воспитанниками с учетом их возраста, жизненного опыта, социокультурных традиций.

Анализ портфолио педагогов и диагностических карт воспитанников. Разработка и проведение тренингов и тестовых занятий психологической службой с целью выявления психофизического состояния участников Программы. Расширение сети объединений ЦДТ “Родник”, ориентированных на личностные запросы, самопознание, профессиональное самоопределение воспитанников. Участие объединений ЦДТ “Родник” в мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней.

Личностный рост воспитанников. Обретение ими субъектности. Улучшение психического и физического здоровья детей и педагогов. Оценка удовлетворенности итогами реализации программы. Увеличение процента детей и их родителей, вовлеченных в досуговую деятельность. Наличие тесных контактов с учреждениями социума и семьями воспитанников.

III. Информатизация образовательного процесса

 

Разработка системы сбора и каталогизации педагогической информации из различных источников.

Создание электронного паспорта ЦДТ “Родник” на интернет-сайте. Введение в практику отчета и результатов мониторинга в электронном виде.

Создание электронной базы данных с локальным сетевым доступом для участников Программы.

IV. Педагогические ресурсы

 

Обобщение и распространение опыта работы педагогов по Программе.

Проблемные семинары по обмену опытом. Научно-практическая конференции по теме “Воспитательная система, как средство формирования и развития личности”

Выпуск брошюры по итогам конференции.

4 этап - 2012-2013 гг. Обновление и перестройка Программы

I. Научно-методическая деятельность

I.1. Комплексная программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников городского округа Орехово-Зуево “ИСТОКИ”

Придание нового импульса и обновление содержания программы.

Выбор технологий согласно результатам итоговой аналитической работы.

Возможная замена Программы или её корректировка.

I.2. Научная поддержка методических основ Программы

Разработка новых линий развития Программы.

Работа научно-методического совета по анализу Программы.

Подготовка материала для брошюры-справочника “Воспитательные системы в учреждениях дополнительного образования г.о.Орехово-Зуево”

II. Дополнительное образование детей

 

Реализация возможности выбора индивидуальной и коллективной траектории развития участников программы в учреждении.

Создание экспертной группы и проведение экспертизы содержания и качества реализуемой программы дополнительного образования.

Формирование содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности, готовых к дальнейшему сотрудничеству.

III. Информатизация образовательного процесса

 

Анализ итогов программы информатизации и её корректировка.

Обновление электронной базы данных. Организация “Интернет-библиотеки”. Создание автоматизированных рабочих мест.

Выпуск брошюры-справочника “Воспитательные системы в учреждениях дополнительного образования г.о.Орехово-Зуево”

III. Педагогические ресурсы

 

Признание результатов деятельности педагогов по программе на региональном и федеральном уровнях.

Участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок” Издательского дома “Первое сентября”.

Наличие группы педагогов-единомышленников для реализации дальнейших планов.

5.3. Развитие материально-технической базы учреждения.

  1. Разработка и внедрение моделей финансирования учреждения за счет привлечения внебюджетных средств.
  2. Участие в различных целевых программах, получение грантов.
  3. Обеспечение условий для развития информационных образовательных технологий.
  4. Оснащение современным оборудованием и оргтехникой.