Урок по математике

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок введения нового знания.

Программа: Образовательная система “Школа 2100”

Учебник: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Моя математика. 3 класс. Издательство “Баласс”.

Цели урока:

  • Познакомится с алгоритмами устных приемов сложения и вычитания круглых трехзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100.
  • Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
  • Познакомится с текстовыми задачами нового вида, решаемыми “обратным ходом”

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить детей с новыми приемами сложения и вычитания круглых трехзначных чисел; совершенствовать навык устного счета в пределах 1000 умение логично анализировать арифметические задачи, решать их, совершенствовать знания в области построения линейных диаграмм; в области геометрии, повторять; совершенствовать умение пользоваться линейкой, вести измерения; учить детей применять полученные теоретические знания на практике, формировать интерес к процессу познания.
  2. Развивающая: развивать каллиграфический навык письма, развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказать, аргументировать свое мнение; развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь; самоконтроль; развивать умение четко следовать словесной инструкции; развивать мелкую моторику кистей рук; формировать креативность мышления.
  3. Воспитательная: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка, формировать качество взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности, любознательности; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

– Сегодня к нам на урок пришли герои из Волшебной страны: Элли и её друзья. Они хотят посмотреть какие вы умные, сосредоточенные и такие же дружные как они, как умеете помогать друг другу.

2. Проверка домашнего задания.

а) – На какие группы вы разбили уравнения из № 6?

б) № 7. – Как изменяются значения разности при изменении значения в?

– Почему?

– Как изменяется значение суммы?

– Почему?

в)№ 9. – Что заметили, сравнивая радиусы монет на рисунке?

Комментарии: Основная форма построения урока – диалог.

II. Индивидуальная работа.

а) – Решите примеры, установив предварительно порядок действий.

8 *11– 45: 15 (80-25*3)*12
32+ (19+11)*2 19*4+32:4
94-89-39:13 (19+41)-14*2

б) Фронтальная работа.

– Выразите в миллиметрах:

– Решите задачу.

Саша купила несколько одинаковых тетрадей за 66 рублей, а Паша несколько таких же тетрадей за 88 рублей. Сколько тетрадей купил каждый из них, если Паша купил на 11 тетрадей больше чем Саша?

Тип урока

Выполняемые задания

Комментарии

1. “Открытие” нового знания. 1. Задание № 1.

– можете ли вы помочь Элли решить задачи?

а) На башнях изумрудного города 500 изумрудов и 400 зеленых гранатов. Сколько всего изумрудов и зеленых гранатов на башнях изумрудного города?

б) Фаромант заготовил для гостей изумрудного города 120 пар очков с зелеными стеклами. 40 пар таких очков случайно разбил Лев, махнув хвостом. Сколько пар очков с зелеными стеклами осталось у Фароманта?

– Создание проблем на ситуации: невозможность решить задачу изученного вида из-за незнания способов сложения и вычитания трехзначных чисел.
2. Работа с текстом со знаком “?” – Что нужно знать, чтобы решить эти задачи?

– Как сделать вычисление?

– Выдвижение гипотез.
3.Задания № 2 , 3

4. Задание №4

5. Работа с текстом со знаком “?”

6. Работа с текстом со знаком “!”

№ 2 – Выразите числа

а) в сотнях: 400,300,500;

б) в десятках: 120,80,40;

№ 3 – Назовите числа, в которых: 2с., 3с., 1с.2д., 6д.

– Закончите записи.

400+300=4с.+3с.= [ ] с. = [ ] ед.

700-300=[ ]с.– [ ]c.=[ ]c.= [ ] ед.

80+40= 8д. + 4д.= [ ] д.= [ ] ед.

120-40= [ ]д. – [ ]д. = [ ]д. = [ ]ед.

– Как нашли сумму и разность этих чисел?

Трехзначные числа, запись которых оканчивается двумя нулями, можно выразить в сотнях. Двузначные и трехзначные числа, запись которых оканчивается одним нулём, можно выразить в десятках. Сотни или десятки можно складывать и вычитать так же как единицы.

– Актуализация знаний о способах выражения круглых трехзначных чисел в укрупленых единицах счёта.

– На основе наблюдений выводим алгоритмы сложения и вычитания круглых трехзначных чисел.

Физминутка. Упражнение на равновесие, дыхательная гимнастика, осанка, ходьба. – Элли с друзьями очень долго шли в Изумрудный город. Что бы долго идти надо быть выносливым. Покажем Элли и её друзьями, какую для этого надо делать зарядку.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
2 упражнения для равновесия

Включается музыка И. Крутого
III. Первичное закрепление. № 5 – Вычислите с устным объяснениям.

800-200 150-80 400+100 160-90

600+400 50+60 700-500 70+50

Работа в парах.
Работа с текстом под знаком “?” Можете ли вы вернуться к заданию № 1 и решить задачи?  
IV. Самостоятельная работа задание номер 1 Комментарии: приёмы устных вычислений в пределах 1000 аналогичны тем, которые использовались при изучении действий в пределах 100. Они основаны на тех же, хорошо известных детям свойствах действий и требуют лишь знание состава трехзначных чисел из разрядных слагаемых, понимания того, что счёт десятками или сотнями ведется так же, как счёт единицами. Необходимо только распространить известные детям приёмы вычислений на новую область чисел.  
V. Задание № 6 Элли и её друзья отправились в Розовую страну к доброй волшебнице Стелле. При входе в главный город страны присоединилось несколько болтунов. Перед входом во дворец Стеллы 400 болтунов ушли, а 100 пришли. Сколько болтунов присоединились к Элли и её друзьям при входе в город, если во дворец вместе с ними вошли 300 жителей Розовой страны?

– Можете ли вы решить такую задачу?

Дети пробуют у доски и на местах.

– Чтобы ответить на этот вопрос, Тотошка сделал такой рисунок:

–  Помогите ему решить задачу, совершая обратные действия.

– Придумайте похожую задачу по рисунку

 
Задание № 7. Волшебник изумрудного города выдал всем листы с инструкцией они лежат у вас на партах.

– Какие числа на линейной диаграмме пропущены?

– Ответьте с её помощью на вопросы Страшилы.

– Сколько чудес совершила за год каждая волшебница Волшебной страны?

– Кто совершил больше всего чудес, меньше всего чудес?

– На сколько больше (меньше)?

– Сколько чудес совершила Бастинда и Генгема вместе?

 
Итог. – Что понравилось на уроке?

– Какую оценку вы сегодня себе поставите?

– Как найти сумму и разность трехзначных чисел?

– Элли и её друзья прощаются с вами, до следующих новых заданий.

Самоконтроль, самооценка в тетрадях. Регулирующий момент урока.

Вызвать у детей чувство радости, удовлетворенности от урока, чувство равноценности.

Д/З. С.27. №8, 9.Дети по желанию выбирают один или же делают оба.