Начало обучения в школе связано с сильным возрастанием нагрузки на зрение. Особенно эта нагрузка велика у детей с нарушением слуха, т.к. более 90% информации об окружающем мире они получают через зрение. Зрительное утомление приводит к резкому снижению работоспособности школьника, ухудшению его общего состояния. Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Длительное просиживание у компьютеров также увеличивает риск ухудшения зрения. Профилактикой этих негативных последствий является своевременная смена различных видов деятельности на занятиях и “Гимнастика для глаз”, снимающие напряжение.
В нашем кабинете “Гимнастика для глаз” нарисована на стене. Можно ее рисовать и на потолке. Она состоит из:
– 2-х овалов синего и коричневого цвета с противоположным направлением стрелок;
– вертикальных зеленых стрелок;
– горизонтальных розовых стрелок;
– желтой восьмерки.
Цвета можно использовать любые, но не яркие. Во время гимнастики глаза надо максимально отводить влево и вправо, вверх и вниз, поэтому вертикальные и горизонтальные стрелочки продолжены до уровня посадки детей (слева, справа, на потолке и на полу). Выполнять гимнастику можно и сидя, и стоя, на любом этапе урока, в зависимости от нагрузки на зрение и общего состояния здоровья детей. На уроках можно свободно пользоваться доской и стендом, который висит справа от доски. Перед гимнастикой закрываются боковые створки доски. Стенд, который справа, переворачивается и вешается на доску.
Приступаем к снятию зрительного утомления, не поворачивая головы:
– Посмотрите вверх и вниз – 4 раза.
– Посмотрите слева направо – 3 раза.
– Обведите глазами синий овал – 6 раз.
– Обведите коричневый овал – 2 раза.
– Обведите восьмерку – 7 раз.
Количество повторений каждого задания зависит от степени утомления детей. На каждый вопрос и поручение дети дают полные ответы, развивая речь. Чтобы ребята с желанием выполняли эти упражнения и “Гимнастика для глаз” не была обременительной, мы совместили полезное и интересное. Ребенок должен не только правильно сделать гимнастику, но и запомнить количество упражнений, выполненных им. В данном случае на вопрос:
– Сколько всего?
Дети должны дать быстрый ответ – 22, запомнив и сложив в уме количество выполненных упражнений(4+3+6+2+7). Первое время можно использовать подсказку для тех, кто не успел запомнить.
– Назовите предшествующее число, последующее.
– Дополните до 60-ти. Какое число прибавили?
Далее работаем с числами (с количеством повторений, в данном случае с числами: 4,3,6,2,7)
– Назовите четные числа, нечетные.
– Чему равна сумма первого и последнего числа? (4+7=11)
– Какое число, если умножить на 4, соответствует количеству месяцев в году? (3)
– Какое из этих чисел предшествует трем? (2)
– Какие из этих чисел делятся на 2? (4,6,2)
– Какое из этих чисел следует за 5? (6)
– Какое число соответствует количеству букв в названии нашей республики? ( Саха – 4, Якутия – 6)
– Какие из этих чисел встречаются в сказках? Назовите эти сказки (“Три поросенка”, “Белоснежка и семь гномов”…)…
Указываем на синюю стрелку (в данном случае она соответствует числу 6).
– Какому дню недели соответствует число повторений? (Субботе)
– Прибавьте количество летних месяцев. Сколько получилось? (6+3=9)
– Умножьте на количество букв в названии государства со столицей Загреб. (Дети должны 6 умножить на 8, т.к. в слове Хорватия 8 букв)…
Указываем на желтую стрелку ( в данном случае она соответствует числу 7 ).
– Какому месяцу соответствует? ( Месяцу июль)
– Прибавьте число океанов на земле.
– Умножьте на количество букв в фамилии основателя верботональной методики (Губерина – 8 букв, 7*8=56)…
Можно использовать “Гимнастику для глаз” в следующей за ней самостоятельной работе с карточками. Дается ряд чисел.
– Подчеркните (выпишите) только те числа, в которых (указываем на зеленую стрелку, соответствующую числу 4) такое количество десятков (сотен, единиц, которые кратные этому числу…).
Дается ряд слов. Надо выписать те слова, количество звуков (слогов, букв…) в которых соответствуют показанной стрелке. Задания усложняются по мере усвоения того или иного вида работ.
Выше перечисленные упражнения способствуют развитию памяти, развивают смекалку, мышление, а значит и речь детей с нарушением слуха. Эти и множество других видов работ, с опорой на “Гимнастику для глаз”, можно придумать для любого занятия, урока. Все зависит от уровня знаний детей, их состояния здоровья и, конечно же самое главное, от творчества педагога.