Формирование личностных качеств: самостоятельности, творчества при обучении детей с нарушениями слуха

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1


Человечество умнеет буквально с каждым годом. Нынешние молодые люди умнее своих отцов и значительно умнее дедов. В психологии даже появился такой термин – эффект Флинна. С каждым десятилетием средний IQ прирастает на 3 пункта! Но психологи и педагоги бьют тревогу, что при наличии большого объёма знаний растёт инфантилизация общества. Возникла проблема потери самостоятельности, активности детей в учебном процессе.

Изменяется мир, соответственно меняются требования к образованию детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципиальное отличие новых ФГОС заключается в том, что целью образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Специальные государственные Стандарты образования детей с нарушениями слуха строятся на основе системно-деятельностного подхода, предусматривающего развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Новые социальные ориентиры нацеливают ребят на самостоятельный поиск, умение мыслить творчески, быть трудолюбивым и дисциплинированным. Развитие таких личностных качеств даёт возможность реализовать себя в современном мире.

Известно, что нарушение слуха ограничивает процесс интеллектуального развития ребёнка и значительно ограничивает его возможности в понимании и адекватном отражении современной жизни. У слабослышащего школьника трудности в овладении сложными коммуникативными навыками, приводят к социальной неприспособленности, инфантилизму, снижению самостоятельности. Подготовить школьников с нарушением слуха, к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Интерес к учебе зависит от того, насколько ученик чувствует ответственность за себя. Учащийся с нарушением слуха лишается уверенности в своих силах, поскольку целиком сориентирован на педагога.

В новой программе АООП НОО даны ценностные ориентиры образования слабослышащих. Они конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения АООП НОО для детей с нарушениями слуха и включают в том числе:

  • развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации:
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

Чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо вывести детей из стереотипного подхода к решению в индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.

Особенность детей с нарушениями слуха в том, что они очень часто считают себя неуспешными, поэтому ведущую, активную роль перекладываю на педагога. Исходя из этого развитие инициативной, самостоятельной речи учащегося зависит от «речевого поведения» учителя.

Как обучать, не подавляя самостоятельности, воспитывая трудолюбие и творчество? Э.И.Леонгард предлагает интересные виды работ по работе с картинками.

1. Открытая картинка

Для того чтобы дети самостоятельно разобрались в изображении, им необходимо самим включиться в ситуацию, а это достигается перевоплощением детей в действующее лицо, представленное на картинке. Учитель предлагает поиграть «в то, что тут нарисовано»

В работе с картинкой важно выяснить, что самостоятельно видит каждый ребёнок на предложенной картинке и как он осмысливает изображённую ситуацию. Ученик выбирает кто он. (Мальчик, птичка, медведь)

Взрослый привлекает внимание детей к картинке, не прикасаясь к ней, а делая вокруг неё обводящее движение, и спрашивает: «Тут мальчик? Где тут мальчик?А мишка где?»

Если «герой» не начинает сам играть с мячом (натуральным или во-

ображаемым) и если никто из детей не подскажет, что должен делать, педагог создаёт провокационную ситуацию: Он спит?

Ребёнок протестует.

- А что делает?

- Играет в мяч.

Самостоятельно или с помощью табличек дети дают разные по полноте ответы. Правильные ответы поддерживаются взрослым – он привлекает к говорящему внимание всех детей, которые проговаривают фразу сопряжённо с ним.

Если дети пользуются нераспространённым предложением («Мальчик играет»), взрослый вновь прибегает к альтернативным вопросам: «Мальчик играет с куклой? Ответы детей на эти вопросы всегда будут правильными по содержанию, но аграмматичные по форме. Учитель выделяет верный ответ, автор ответа учит других детей и проверяет, как они его поняли.

В процессе демонстрации действия по данной картинке педагог уточняет у детей, что находится вокруг мальчика («Что тут? А тут?» Добавляет обводящие движения в пространстве комнаты).

Так же можно спрашивать, какое время года изображено на картинке, почему дети так думают и т. Таким образом, задача педагога состоит не в передаче детям готовых мыслей, слов и грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска детьми соответствующих заданному изображению действий, слов, смыслов, что, безусловно, развивает их языковые, творческие способности.

2. Описание скрытой картинки

Детям предлагается угадать, что нарисовано на картинке. Ребята предлагают различные варианты ответов(Я думаю, там…Я считаю там нарисован…) педагог записывает только правильные ответы.

Затем ребята читают правильные фразы и составляют предложения.

В ходе занятия текст, корректируется и дополняется несколько раз.

Дети каждый раз перечитывают его. Они видят, как текст меняется и пополняется у них на глазах.

Следующий этап работы - это чтение текста.

Когда дети считают, что они угадали всё, что нарисовано на картинке, педагог предлагает прочитать весь текст. Ребята читают, после чего предлагается нарисовать то, что прочитали.

Затем можно провести драматизацию. Дети распределяют роли , разграничивают пространство, уточняют расположение действующих лиц и предметов. Написанный текст уточняется и расширяется. Затем, возможно, отображение в рисунке действия (драматизации). После драматизации педагог спрашивает у детей (в зависимости от их возраста), указывая на текст и на место, где проходила демонстрация, что ещё было? Текст читается снова. На следующем этапе идет сравнение рисунка и скрытой картинки. Если есть различия между рисунком и картиной, дети указывают на них или называют. Обязательно организуется речевое общение (на картинке есть, у меня также; я ошиблась, потому что...)

Заключительный вид работы – это устное или письменное описание картинки.

При подобных видах работы возрастает речевая активность детей, так как ученики получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Умение находить пути решения возникающих проблем — одно из главнейших условий для развития активной жизненной позиции. Целеноправленная работа над формированием личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества при обучении детей с нарушениями слуха помогает определиться в современном мире, даёт социальную защиту и умение ответственно распоряжаться собственной жизнью.

Используемая литература

  1. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования (Методическое пособие) Серия: Инклюзивное образование. Выпуск 7. Москва 2011.
  2. Леонгард Э.И. Формирование у детей устной речи. М., 1971.
  3. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. СПб., 1999.
  4. https://fgosreestr.ru/
  5. https://elib.bspu.by/bitstream/