Программа по ПДД "Азбука юного пешехода"

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ПДД, правила дорожного движения, безопасность на дорогах


1.1. Пояснительная записка

Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание!
О.Базаров

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения, как по незнанию этих правил, так и по нежеланию их выполнять. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. У дошкольников отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, следует учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Именно поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.

П.Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются откланяются, то малыш  мгновенно реагирует отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей
Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, в исследованиях Р.Б.Стеркиной, Н.Л.Князевой, А.В.Гостюшина, Н.И.Клочанова М.М.Котик, О.А.Скоролуповой и др.

Как же добиться усвоения ребенком соответствующих норм и правил дорожного движения? Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. Ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в дорожных ситуациях.

Программа «Азбука юного пешехода» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. В основе образовательной программы лежит авторская разработка Е.И.Шаламовой «Правила и безопасность дорожного движения».

Новизна программы заключается в разработке и использовании современного оборудования, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.

Образовательная программа «Азбука Юного пешехода» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) приказ № 1155 от 17 октября 2013 года и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой соответствует требованиям СанПиН 2.4.1. 3049-13 и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям ФГОС.

1.1.1. Цель программы: подготовка детей к безопасной жизнедеятельности в дорожной среде, изучение ПДД, а также воспитание правопослушного и безопасного поведения на дороге с учётом обеспечения не только своей безопасности, но и безопасности окружающих с использование инновационных компьютерных технологий.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников определенных знаний и представлений об основах безопасного поведения на дорогах.
  • Формирование устойчивых навыков поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Воспитание у дошкольников ответственности за свою безопасность, осознанного желания соблюдать правила дорожного движения.
  • Формирование у родителей воспитанников устойчивого интереса к проблеме безопасности детей - участников дорожного движения, привлечение родительского сообщества к непосредственному и активному участию в процессе реализации данной программы.

Срок реализации программы: 2 года.

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих методов и приемов обучения, и воспитания детей, а также активные формы организации просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Данная система работы послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:

  • ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
  • привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Ребенок овладеет базовыми правилами поведения на дороге:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • умение организовать свою деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных ситуациях»;
  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • представление о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения.

Целевые ориентиры программы на этапе реализации программы:

  • формирование представлений об алгоритме поведения на проезжей части дороги
  • обогащение представления детей о возможных ситуациях на улице и обучение игровым и речевым действиям в рамках образа (пешехода, водителя автомобиля, регулировщика движения и т.п.) в театрализованных, сюжетно-дидактических играх по сюжетам сказок, стихотворений, рассказов, картин;
  • развитие операций внутреннего программирования с опорой на реальные и воображаемые действия на невербальном и вербальном уровне: раскладывание в последовательности и рассказывание по серии сюжетных картинок, фотографий, сюжетных картин (серия картин для детских садов «Азбука дорожного движения»), отражающих правильное поведение пешеходов, водителей, регулировщика движения на улице и т.п.;
  • формирование представлений о труде взрослых: водитель такси (легкового автомобиля, троллейбуса, автобуса, снегоуборочной машины, пожарной машины и т.п.);
  • расширение объема предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные); словаря импрессивной и экспрессивной речи в процессе называния объектов уличного движения; ситуаций, соответствующих тому или иному правилу движения, и объяснения семантики слов (пешеход, светофор, правила дорожного движения, регулировщик, пожарная машина, машина «скорой помощи» и т.п.

1.1.2. Условия реализации программы

Жизненная среда может и должна развивать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и с взрослыми и другими детьми. Тактика построения развивающей среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Вся программа в силу ее особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:

  • Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Принцип полноты. Начиная с раннего возраста, реализуется содержание программы по всем разделам, т.к. если какой-либо раздел выпадает, то дети могут оказаться незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
  • Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программ в течение дня.
  • Принцип сезонности. Если в зимний период педагоги часто ограничиваются методическими пособиями, то в остальные времена года организовывают экскурсии к проезжей части, катание на велосипедах, самокатах и т.д.
  • Принцип возрастной адресованности. Предусматриваем объединение по группам детей младшего и среднего дошкольного возраста, среднего и старшего; старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Принцип интеграции. Программы по ПДД включаются в тематику других уроков и занятий: изобразительная деятельность, экологическое и физкультурное воспитание, и также в нерегламентированную деятельность и отдельные режимные моменты, т.е. чтобы программа не была искусственной надстройкой, педагоги ее естественно органично интегрируют в целостный педагогический процесс.
  • Принцип координации деятельности педагогов. Все педагоги планируют работу по ПДД на основе годового плана учреждения, в целях и последовательности в раскрытии каждой темы и избежание повторов.
  • Принцип преемственности взаимодействия с воспитанниками в условиях образовательного учреждения и семьи. Основные разделы программы являются достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребенком на конкретные предложенные педагогом темы, но выступают активными участниками педагогического процесса.

1.2.2 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Варианты интеграции основных пяти образовательных областей с профилактической работой по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге в настоящее время необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Дети должны быть готовы к любым дорожным ситуациям (опасным и безопасным), правильно ориентироваться в дорожной среде, знать элементарные правила поведения на дороге, в транспорте, иметь знания о светофоре, дорожных знаках и т.д. Это актуально для формирования у них навыков безопасного поведения на улице.

Всему этому ребѐнка дошкольника можно научить путём интеграции образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Познавательное развитие,
  • Речевое развитие,
  • Художественно-эстетическое развитие,
  • Физическое развитие.

Данная работа проводится через ведущие виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую и др., используя различные методы и приѐмы.

Продуктивная и трудовая деятельность (интегрируются области «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»).

Изготовление с детьми атрибутов для игр по тематике дорожной безопасности. Дошкольники очень любят лепить из пластилина и могут сделать игрушки: светофор, дорожные знаки, автомобиль, регулировщика и т.д. С самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно.

Игровая деятельность (интегрируются области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие»)

Использование обучающих и развивающих игр по тематике дорожной безопасности. Для более глубокого погружения детей в игровую или проблемную ситуации целесообразно использовать обучающие и развивающие игры по тематике дорожной безопасности (подвижные, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и театрализованные игры, игровые практикумы на транспортной площадке).

Познавательно-исследовательская деятельность (интегрируются области «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)

Разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на дороге, в транспорте; поиск решения этих проблемных ситуаций; игры. Формирование у детей навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице невозможно без непосредственного восприятия ими дорожной среды. В процессе наблюдения за взаимодействием транспорта и пешеходов дети легче понимают и быстрее запоминают ПДД. Вот почему так важны и необходимы познавательные целевые прогулки и экскурсии – дети должны иметь представления о реальных картинах дорожного и пешеходного движений. Необходимо планировать различные виды таких «походов».

Чтение художественной литературы (интегрируются области: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Необходимо подбирать произведения, в которых наиболее ярко и интересно описаны правила безопасного поведения на улице. Методика работы с художественным произведением предполагает: выразительное, эмоциональное чтение произведения педагогом; повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать; беседа с детьми по содержанию, используя как книжные иллюстрации, так и подобранные специально, самостоятельное иллюстрирование прочитанного; разучивание рифмованных правил или стихов.

Музыкально-эстетическая деятельность (интегрируются области: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»)

Проведение праздников, развлечений, викторин, досугов и конкурсов по безопасности дорожного движения является эффективной формой работы по обучению дошкольников ПДД, т.к. дети основательно запоминают и усваивают только то, что ими эмоционально запечатлено и эмоционально значимо. И именно в мероприятиях подобного плана они принимают участие с особым удовольствием и азартом, соревнуются, играют, помогают героям в беде. Как для детей, так и для взрослых, несомненно будет интересен и привлекателен такой формат работы как постоянно действующие тематические агитбригады. Для них создаются герои, шьются костюмы и пишутся сценарии; проводятся кастинги на роли ведущих персонажей и планируются графики выступлений и спектаклей, снимаются обучающие видеоролики, в которых на примере положительных героев детей учат безопасному поведению на улице.

См. продолжение программы