Методика обучения смысловому чтению на уроках русского языка и литературы

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: смысловое чтение


Чудная картина...

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А.А.Фет

Снег, выпадающий из атмосферы, образует на поверхности нашей планеты снежный покров, который может сохраняться только в течение холодного времени года - сезонный (временный) - или накапливаться в течение нескольких лет - многолетний (постоянный) снежный покров.

Ю.Ф.Флоринская

- Что общего и чем разнятся эти тексты? (Чтобы ответить на этот вопрос необходимо внимательно прочитать оба текста).

- Какой общей темой они объединены? (Запишите своё мнение в тетрадь).

- Давайте озвучим то, что у нас получилось. (Ученики называют темы).

- Можно ли сказать, что их объединяет тема зимы? Почему НЕТ? Докажите! (А.Фет мастерски изобразил ночной зимний пейзаж. А из текста Ю.Флоринской мы выясняем, что снег бывает не только зимой, но и может быть сезонным и постоянным - многолетним).

- А что же тогда общего в текстах? (Да, их объдиняет общая тема - описание СНЕГА).

Небольшая справка: Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А.Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега»).

- Прочитайте, как описан снег в стихотворении А.А.Фета и Ю.Ф.Флоринской.

- Можно ли сказать, что оба автора одинаково описывают один и тот же предмет?

Почему НЕТ? (Действительно, один из текстов принадлежит к художественному стилю. А другой – к научному. Отсюда и различие: Афанасий Фет, являясь автором художественного произведения, описывает снег, как образ зимы. А.Ю.Флоринская преследует другую задачу: раскрыть сущность понятия.)

- Оба автора добиваются своей цели. Как? Есть ли в представленных текстах специальная лексика (термины – слова, называющие научные понятия), образные выражения – художественные средства?

Работа в группах

1-я: докажите, что 1-й текст принадлежит к художественному стилю;

2-я: докажите, что 2-й текст принадлежит к научному стилю.

(1-я группа: Главная идея стихотворения «Чудная картина...» - изобразить зимний пейзаж. Маленькое по объёму стихотворение изобилует эпитетами: «чудная картина», «белая равнина», «небес высоких», «блестящий снег, «саней далеких», «одинокий бег». Они передают величественность и необъятность русских полей, необыкновенный свет бездонного неба.

Удачно использует автор инверсию («небес высоких», «саней далеких»), благодаря которой логически выделяются прилагательные, придающие тексту особую красочность и выразительность языка.

А в последней строфе есть олицетворение: «и саней далеких одинокий бег».

С помощью аллитерации А.Фет передаёт ощущение света, несколько раз повторяя во второй строфе звук «с».

Олицетворение помогает передать мотив пути («саней… бег»).

Изображая захватывающий ночной пейзаж, автор передаёт своё личное впечатление от увиденного и отношение к чудной картине: «Как ты мне родна».

Кроме этого, в стихотворении можно заметить тему человеческого одиночества: с помощью зимней красоты она приобретает особый смысл. Луна в стихотворении отражает человеческую душу. Поэтому перед нами вырисовывается картина единства человека и природы.

Итак, в стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звёзды, отбрасывающие свет на снег, - это не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души. Неожиданно появляются одинокие сани. Переживания одинокого путника знакомы автору. Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» - это ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока. Это восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья. Последние две строки раскрывают мотив одиночества. Затерянность человеческого существа в белых снежных просторах воспринимается автором глубоко личностно. Он проецирует свои чувства: движение саней – как жизненный путь человека по неизведанным тропам и далям.

Природа у Фета никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир в стихотворении «Чудная картина» - одно целое.

Итак, наличие образных выражений свидетельствует о том, что перед нами художественный текст.

2-я группа: В тексте Ю.Флоринской нет ни единого художественного средства. Но зато автор использует термины: атмосфера, сезонный (многолетний) снежный покров, время года. Все эти слова употреблены в прямом, а не в переносном значении. Текст носит информативный характер. Итак, нормативность речи, широкое использование терминов и абстрактной лексики, ясность и лаконизм в выражении мыслей свидетельствует о том, что перед нами текст научного стиля).

- При помощи каких частей речи создаёт образ А.Фет? Какое впечатление создаёт текст без глаголов? Какую роль играют глаголы в речи?

(Удивительно, что только с помощью существительных и метких эпитетов автору удаётся не только нарисовать удивительную картину зимы, но и передать свои чувства. Примечательно, что в двустишии нет ни одного глагола. Мы не сразу замечаем, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней зимней дороге.

Все три измерения пространства заданы словами «равнина», «высоких», «далёких». Ключевое слово «бег» сводит ширь, высь и даль к движению. Неподвижный мир становится движущимся!)

- К какому типу речи принадлежит каждый из текстов? Докажите!

- Что легче представить: то, что описывает Афанасий Фет, или то, о чём говорит Юлия Флоринская?

Работа в группах:

1-я группа: Стихотворение А.Фета представляет собой описание с элементами рассуждения (рассуждение с элементами описания). Мы так считаем, потому что картину зимы можно изобразить одной фотографией: по блестящей снежной равнине, освещенной полной луной, вдали бежит одинокая лошадка, запряжённая в сани. Эту картину легко представить, так как автор нам её изобразил с помощью художественных образов: белая равнина, искрящийся снег под куполом высокого неба, освещённого полной луной, одинокая упряжка.

Почему рассуждение? В первом предложении автор заявляет, что увиденная картина природы не только его очаровала, но и близка ему. А весь последующий текст – это объяснение того, что ему так дорого, как «родна» эта картина.

2-я группа: Текст Ю.Флоринской принадлежит к рассуждению. Правда, он представляет собой фрагмент рассуждения. В нём представлен тезис, который следует доказать, более подробно рассказав о том, что такое сезонный и многолетний (постоянный ) снежный покров. Читатель может только догадываться, где встречается подобное явление. Но ему трудно представить картину, если он никогда ничего подобного не видел. Речь идёт о тропических странах).